СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Галушко О.Г., учитель английского языка
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении новых современных технологий на уроках в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения
Актуальность работы состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранному языку. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей и их уровня обученности.
Проблема повышения эффективности обучения иностранному языку является одной из центральных в современной методике преподавания. Значение этой проблемы возрастает в связи с тем, что в настоящее время увеличилась потребность общества в специалистах, для которых знание иностранного языка является необходимым: успешность деловых контактов с зарубежными партнерами зависит от уровня владения иностранным языком в различных сферах деятельности.
Использование современных технологий на уроках английского языка позволяет решить основное противоречие современной системы образования-противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом.
Целью работы я считаю эффективное использование современных технологий, направленных на раскрытие творческого потенциала коммуникативных способностей, максимальную реализацию личностных возможностей учащихся для повышения эффективности урока.
В ходе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1.использование современных технологий на уроках английского языка как фактор повышения эффективности урока;
2.расширить кругозор учащихся за счет использования современных технологий;
3.воспитание у школьников осознанного мотивированного отношения к изучению иностранного языка, чувства патриотизма,
4.толерантности, потребности в практическом использовании английского языка;
5.сформировать компьютерную грамотность учеников и развить навыки работы с различной информацией;
6.внедрить приемы активизации познавательной деятельности в процесс преподавания курса иностранного языка, разработать дидактический материал с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся с применением мультимедийных средств обучения, обеспечивающих высокое качество преподавания.
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
Современный урок иностранного языка отличается от тех уроков, на которых мы присутствовали в качестве учеников. В прошлом остался учитель, стоящий перед классом и читающий лекцию, и ученики, пассивно сидящие и делающие пометки. Современный урок – это интерактивный мир, где учитель, подобно дирижеру, организует класс в целом и каждого ученика в отдельности. Современный учитель должен реализовывать системно-деятельностный подход в обучении. Из обычного носителя знаний учитель превращается в управленца, который помогает ученику научиться учиться, управляет системой обучения.
Итак, согласно новому ФГОС, современный урок – это развивающий урок, направленный, прежде всего, на формирование и развитие универсальных учебных действий ученика (УДД). Современный ученик – это активная личность, умеющая ставить цели и достигать их, самостоятельно находить информацию, перерабатывать ее и применять имеющиеся знания на практике. Ученик должен чувствовать себя полноценным участником учебного процесса и различных форм общественной жизни. А выпускник средней школы – это человек, который может самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаться мобильностью; быть способным к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание, также он должен осознавать важность здорового образа жизни, бережного отношения к окружающей среде.
На уроках английского языка я уделяю большое внимание активизации мыслительно-познавательной деятельности учащихся, а также индивидуальной работе с учащимися, искусству полемики на английском языке, обобщению и спору, рассуждениям, работе с таблицами, тестами, со словарями, справочниками, с интернетом, с аудио и видео материалами.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Здоровье школьника, а также учителя является важным условием эффективного образовательного процесса. Педагог должен создать оптимальные санитарно-гигиенические условия на уроке, обеспечить учащихся всеми необходимыми условиями для их продуктивной познавательной деятельности с учетом состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей детей.
Конечно, желательно подойти к вопросу здоровьесбережения и творчески тоже. Так, например, физкультминутки у младших школьников могут проводится, как в обычном формате (под рифмовку, считалку, песенку), так и с использованием видеофрагментов «физкультминутки на английском». Ученикам нашей гимназии очень нравятся внеклассные мероприятия. Обучающиеся раскрепощаются, свободнее и активнее говорят на английском. Так, мы проводим такие внеклассные мероприятия, как “Would you like to be healthy?” (Ты хочешь быть здоровым?) для учащихся 3−го и 5−го классов, когда ребята обсуждают, что надо делать, чтобы быть здоровым, к ним приходит в гости Dr. Health и «ученики из Великобритании» с переводчиком. Ребята также выполняют проекты по этой теме. В 7−ом классе проводится урок-дискуссия “Health about Wealth”, выполняется проект “My favourite sportsman”. Что касается межпредметных связей, для младших школьников (2−3 классы) разработан интегрированный урок (английский − физическая культура) «Веселые старты» с элементами выполнения команд и подсчета очков на английском языке.
Одна из главных задач современного педагога – научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни. Ведь только здоровый ученик – это успешный ученик. Формирование у учащихся ответственности, в том числе и за свое здоровье, − воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач учреждений образования.
Игровая технология – одна из самых используемых и популярных технологий учителей начальной школы. И это объяснимо. Как известно, детство неотделимо от игры. Игра − наиболее доступный и интересный для детей вид деятельности, способ усвоения полученных из окружающего мира впечатлений. Игра дает возможность незаметного усваивания языкового материала, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, повышается самооценка и мотивация. С точки зрения словесного материала, игра не что иное, как речевое упражнение. Игра помогает преодолеть и так называемый “языковой барьер”, который является, в первую очередь, психологической проблемой, а не просто недостатком словарного запаса или незнанием грамматического материала.
Игра на уроке способствует выполнению важных методических задач:
− создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
− обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
− тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта.
Игры на уроке иностранного языка могут быть очень полезны, но они должны учитывать целый ряд требований:
− быть экономными по времени и направленными на решение определенных учебных задач;
− быть «управляемыми»; не сбивать заданный ритм учебной работы на уроке и не допускать ситуации, когда игра выходит из-под контроля и срывает все занятие;
− снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;
− оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент;
− не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным.
Во время занятий педагог ставит перед собой следующие задачи:
− совершенствование фонетических навыков;
− развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся;
− расширение активного словаря учащихся благодаря освоению пассивного лексического материала;
− осознание учащимися сущности языковых явлений иной системы понятий;
− расширение знаний о культуре, истории, традициях, обычаях страны изучаемого языка.
В начальной школе игра является наиболее эффективным средством обучения и важно использовать игры практически на каждом уроке. Можно использовать аспектные (языковые) игры и речевые игры.
Ниже приведен примерный перечень используемых на уроках игр:
− сюжетно-ролевые игры («Магазин», «У доктора», «Веселые зверушки» и пр.);
− настольно-печатные игры («Лото» и пр.);
− пальчиковые игры, пантомима;
− вербальные загадки;
− динамические игры;
− кроссворды;
− игры-соревнования;
− лексические игры;
Игра – это мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка.
В заключение хочется отметить, что современный педагог не может работать эффективно без применения в своей работе современных педагогических технологий, использование которых является одним из основных условий повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.
Все перечисленные современные технологии содержат в себе игровые методы и приёмы. Известно, что у школьников долговременная память развита гораздо лучше, чем оперативная. Поэтому информация, в которой учащиеся заинтересованы, запоминается надолго. Но даже в этом случае, практическое использование своих навыков, извлечение необходимой информации из памяти произойдёт только в том случае, если у школьников создана соответствующая установка. Лучшим мотиватором для этого является игра. На начальном этапе обучения игры являются важнейшей составляющей урока. Различные их формы и виды способствуют мотивированному запоминанию и практическому применению полученных знаний в реальной жизни. Происходит замена мотивов: учащиеся действуют из желания получить удовольствие от игры.
Многие считают, что в наше время трудно завлечь или удивить современных детей, избалованных огромным количеством телеканалов, гаджетов, игровых приставок, компьютерных и сетевых игр. Рассуждая на тему чем можно завлечь современных детей, я сделала ставку на самые обычные и повседневные предметы, с помощью которых можно превратить скучный урок в увлекательную игру. Например, для лучшего запоминания новой лексики разработаны несколько видов игр, которые периодически видоизменяются. Например, после презентации новой лексики, учитель сообщает ученикам, что они дети-шпионы или разведчики, и их задание запомнить и доставить важную информацию в штаб, после чего у них есть 1-3 минуты для запоминания слов. В игре учащиеся делятся на шпионов-одиночек, напарников или целые разведгруппы. Информация может вписываться в карточки или на доску, зашифровываться или дешифровываться. Обыгрываются эти задания с помощью простых предметов в которых передаётся секретная информация: спичечный коробок или контейнер от шоколадного яйца. Таким образом, с первого знакомства с лексикой посредством зрительной памяти и активизации внимания, большая часть нового лексического запаса остается в памяти надолго и не требует долгого заучивания дома.
Так же для лучшего запоминания письменной составляющей слова я использую обычную повязку для сна. После минутного запоминания, нужно записать слово с закрытыми глазами или проспелинговать его.
Для снятия языкового барьера и психологического зажима, при прохождении и отработке любой темы, незаменимым помощником может стать обычный микрофон. Дети с удовольствием задают вопросы и отвечают на них в игре «Интервью», в которой предстают в роли звезды или журналиста. Для монологических высказываний в рассказах о себе или о своей семье, микрофон может быть в руках звезды на пресс-конференции, и вот это уже не просто ответ домашнего задания, а создание образа. Даже самый стеснительный ребёнок хочет поучаствовать в такой игре.
Известно, что аудирование, наиболее трудный вид деятельности для школьников. Казалось бы, как и во что можно здесь поиграть? Авторы опыта применяют для совершенствования навыка аудирования следующий игровой прием: игра «Фоторобот», в которой полицейские опрашивают, а свидетели описывают преступника или пропавшего человека, игрушку, питомца. Для составления фоторобота, используется интерактивная доска также по заранее нарисованным дома картинкам, проводим игру «Точь-в-точь», когда один из учеников описывает свой рисунок, а остальные рисуют то, что слышат. Результатом игры является выявление самой точной копией оригинала.
В ходе работы я пришла к выводу, что игры помогают активным детям реализовать свои актёрские способности и потребности, стеснительным - избавиться от комплексов и зажимов. Игры развивают умение самостоятельно решать поставленные задачи, давать собственную оценку, организовывать свою работу, выбирать главную и отсеивать второстепенную информацию. Немного фантазии и любой заурядный предмет обихода, зонт, коробка или шляпа может сделать уроки незаурядными.
Библиографический список:
1.Акинина, Н.В. Вопросы филологии и методики обучения языкам в современном образовательном пространстве // Материалы межрегиональной научно-практической конференции / Н.В. Акинина.- Старый Оскол: Издательство СОФ БелГУ, 2014. – 158с.
2.Байкова Л.А. и др. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособие/ Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой.- М., 2001.- 46с.
3.Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru
4.Копылова, В.В. Методика проектной работы на уроках иностранного языка. – М.: Дрофа, 2004.- с.134.
5.Ляховицкий, М.В. Методика преподавания иностранного языка. / М.В.Ляховицкий – М., 1981г.- 146с.
6.Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2, 3.- с.13-30.
7. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1991. – 223 с. 9.
8. Поташник, М.М. Требования к современному уроку / М.М.Поташник - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 268 с.
9.Рогова, Г.В. Верещагина, И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Рогова, Г.В. Верещагина, И. Н. Пособие для учителя.— М.: Просвещение, 1998.—224с.