Буклет для педагоговМетоды, формы, средства, обеспечивающие комфортные условия для работы с проблемными воспитанниками

Уважаемые педагоги!
Это большая, кропотливая, каждодневная работа. Но ведь мы понимаем, очень много зависит от нас, взрослых .
Эта памятка для Вас!
Педагог может:
Изменить себя (принять отдельные факты поведения школьников).
Изменить среду, обстановку (убрать отвлекающие факторы).
Изменить поведение учеников.

Принципы педагогического воздействия,
дающие положительный результат:

1.Педагогический оптимизм, вера в ученика – главное вселить веру ученика в себя для того, чтобы он стал активно бороться за своё человеческое достоинство.
2.Уважение к воспитаннику - ответная реакция - доверие, искренность, восприимчи- вость к советам и предложениям старшего.

3.Раскрытие мотивов и внешних обстоятельств совершённых проступков - понимание проступка, его верная оценка, раскрытие внутренних причин предотвращает несправедливое наказание, возникновение конфликтов.

4.Заинтересованность в судьбе воспитанника - вникая в семейные условия жизни ребёнка, легче понять проблемы, страхи, недостатки, его агрессию.

Приёмы педагогического воздействия на проблемных детей

1.Созидающие: проявление доброты, понимания и заботы.

Формы поведения педагога с ребёнком : просьба, поощрение, одобрение, похвала, награда, доверие, авансирование поступков, обходное движение, прощение, проявление огорчения, поручительство

2.Приёмы, способствующие повышению успеваемости школьника: организация успеха в учении – индивидуальный и дифференцированный подход, моральная поддержка, доверительные беседы в присутствии родителей, надежда и ожидание лучших результатов,

3.Приёмы, вовлекающие воспитанника в совершение морально ценных поступков, в накопление опыта правильного поведения.

Формы: убеждение, доверие. укрепление веры в собственные силы, вовлечение в интересную деятельность, пробуждение гуманных чувств, нравственные упражнения.

4.Приёмы со скрытым воздействием: намёк, ласковый упрёк, мнимое безразличие,
ирония, мнимое одобрение, метод взрыва, возложение надежды, провокационные ситуации.

Что же делать педагогу в работе с проблемными детьми?

Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Избегайте слов «плохо», «неправильно», «глупо», «по-хамски». Девиз: «Здесь и сейчас». «То, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, но я все еще с симпатией отношусь к тебе!»
Правило 2. Контролируйте свои эмоции. Когда ученик демонстрирует «плохое поведение» - наши собственные эмоции очень не приятны (гнев, возмущение, страх или беспомощность). То, что вы чувствуете, - нормально. Но! Контролируйте отрицательные эмоции.

Правило 3. Не усиливайте напряжение ситуации. Никогда не делайте и не говорите того, что может усилить напряжение ситуации как для ученика, так и для вас. Очень трудно научиться снижать напряженность ситуации. Но избежать ошибок можно. Мы ошибаемся, когда в напряженной ситуации:

· Повышаем голос. Начинаем кричать.

·Произносим фразу типа: «Учитель здесь пока еще я».

· Оставляем последнее слово за собой.

· Используем оскорбительные, унижающие выражения.

· Втягиваем в конфликт других, не причастных.

· Настаиваем на своей правоте.

· Читаем проповеди.

· Делаем обобщение типа: «Вы все одинаковы»

· Сравниваем одного ученика с другим.

Правило 4. Обсудите поступок позже. Поговорить о некрасивом поведении ученика или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки
Правило 5. Позвольте ученику «Сохранить лицо». Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят представления. Вместе с тем они знают, что педагог сильнее и имеет свои «козыри», чтобы вынудить их и поступить правильно. В результате такие воспитанники все-таки сделают, то о чем вы их просите, но по-своему:

·тянут несколько секунд, прежде чем согласиться,

· строят гримасы,

·исполняют какой-то жест, свидетельствующий о неуважении,

· еще раз другой повторяют то, что вы просите прекратить делать, и только потом перестают,

· перед тем как подчиниться, говорят что-то типа «не буду», «не хочу», что бы последнее слово оставалось за ними.

Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения. Наибольшая польза этого правила в том, что дети довольно быстро перенимают эту не агрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя агрессивно, эмоциям брать верх над разумом, то и они позволяют себе это.




Кто-то, когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он.
С миром оборваны тонкие нити -
Словно стена без дверей и окон.
Вот они главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли.
Нет, не рождаются трудными дети!
Просто им вовремя не помогли!




Любой ученик отличник или двоечник, исполнительный или небрежный, заслуживает уважения: ценность в нем самом.
Достоинства есть у любого ученика, надо их лишь заметить.
Всегда помнить: необходимо договариваться, а не стараться сломить!


подготовила: педагог-психолог
Рябухина Елена Сергеевна"

Государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение
Республики Хакасия
«Боградская санаторная школа-интернат»


Методы, формы, средства, обеспечивающие комфортные условия для работы с проблемными воспитанниками
(рекомендации)















Боград, 2015



Заголовок 4 Заголовок 715