Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: обобщение. писатели детям


Предмет: литературное чтение
Тема урока: Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»
Тип урока: урок актуализации знаний
Оборудование: бумага, ручки, интерактивная доска, карточки с заданиями, проектор, экран, компьютер, презентацияЦель: помочь учащимся повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное мышление; поддерживать интерес к чтению; формировать навыки работы в группе.
Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.
Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Организационный момент.
ІІ. Речевая разминка
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Та-та-та-в нашем классе чистота.Ят-ят-ят-парты ровненько стоят.Ют-ют-ют-очень любим мы уют.Настраиваются на работу
Выполняют задание Личностные:
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную деятельность.
II. Определение темы и цели урока
Посмотрит, пожалуйста, на эти рисунки? Как вы думаете, что их объединяет? (Слайд 2)
Произведения каких авторов мы не изучали в этом разделе? (слайд 3)
Сегодня на уроке мы вспомним детских авторов и их произведения, поиграем в литературные игры, проведем диагностику скорости чтения, вы сами поставите себе оценки. Поэтому в течение урока будьте внимательны к своим ответам и ответам ваших товарищей.
Узнают прочитанные ими произведения из раздела «Писатели – детям»
Из предложенных авторов выбирают тех, произведения которых не изучали в разделе
«Писатели-детям» Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию
Регулятивные:
дополнять высказанные мнения по существу полученного задания
III. Работа по теме урока. Так как работать вы будете в группах, давайте обговорим правила совместной работы.
-По отрывкам узнайте произведение и его автора.
(Слайд 4- 11)
-Как вы думаете, почему произведения этих авторов объединены в один раздел? Что сближает этих авторов?
-В каких произведениях предметы показаны как живые? Зачем это понадобилось писателям?
На самом ли деле шляпа из рассказа Н. Носова была живая? Почему писатель именно так озаглавил рассказ
Обговаривание правил совместной деятельности:
а) работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старших;б) своевременно выполнять задания, доводить начатое до конца, следить за временем;в) каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности
Чтение детьми отрывков на слайде.
Ответы: пишут интересно, весело; ругают детей; радуются хорошим детским поступкам; помогают избавиться от недостатков; подшучивают на плохими детьми; учат добру.
Ответы: «Федорино горе»
Ответы: нет, шляпа не живая. Под шляпой находился кот Васька, поэтому шляпа перемещалась и двигалась, как живая Коммуникативные:
проявлять активность в решении познавательной задачи,
аргументировать свою позицию.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,
обсуждать проблемные вопросы,
анализировать результаты исследований.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную цель и задачу,
дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.
IV. Физкультминутка (Слайд 12)
-Как живешь?
-Как идешь?
-Как бежишь?
-Ночью спишь?
-Как берешь?
- А даешь?
- Как шалишь?
-Как грозишь?
-Как сидишь?
Активное выполнение Коммуникативные:
проявлять активность в коллективной деятельности.
V. Продолжение работы по теме урока Диагностика скорости чтения. Учитель раздает детям тексты, они читают одну минуту вслух первый вариант второму, затем наоборот (второй вариант продолжает чтение, а не начинает сначала.)
вопросы к отрывку
1. Назовите автора и произведение.
Какие имена героев запомнили?
Как автор называет их : мальчики или…? (Малыши-коротыши)
Как выглядел Знайка? Доктор Пилюлькин?
Сколько малышей жили в одном доме на улице Колокольчиков? (16)
Игра «Да –нет» Слайд (13-15)
-Вы услышите несколько утверждений. Если вы считаете, что они верные, т.е. ответ «да» , если неверные, «нет». Будьте внимательны, предложения читаются только 1 раз.
1 Михалкова зовут Сергей Викторович? (нет Владимирович)
2. «Багаж», «Почта», «Мойдодыр» – все стихи С.Я. Маршака (Нет «Мойдодыр» – К.И. Чуковского)
3. Блюдца, ножи, самовар, стол – это посуда, убежавшая от Федоры. (нет. Стол-мебель)
4. В «Путанице» К. Чуковского только заинька был паинька? Да
5. Сказку «Приключение Незнайки» написал Н.Н. Носов? да
6. Щенка из стихотворения «Мой щенок» покусали собаки? Нет, пчелы
7. Котёнка из рассказа «Живая шляпа» звали Пушок? Нет. Васька
8. Детей из рассказа «Затейники» звали Петя и Валя? да
9. В стихотворении «Радость» от радости на берёзах вырастали апельсины? Нет , розы
Через минуту ставится галочка после последнего прочитанного слова. Подсчет слов ведут дети или учитель.
Выполнение, взаимопроверка.
Ученики отвечают на вопросы, используя текст.
Выполняют, меняются с соседом по парте работой, проверяют, сверяя ответы с ответами на доске Личностные:
умение выражать свои чувства, мысли,
проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.
Познавательные:
анализировать содержание произведения.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную цель и задачу
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Коммуникативные:
проявлять внимание к суждениям товарищей.
VII. Работа с учебником. А сейчас поработаете в группах.
Узнайте к какому произведению нарисован рисунок и подпишите его
(Слайд 16-23)
Игра «Найди пару». У каждого из вас есть карточка с отрывком из почитанного произведения. Нужно найти начало или конец предложения либо среди участников своей группы, либо в соседних группах. Будьте внимательны.
Дети в группах ищут строки из произведений, подходящие к рисунку и зачитывают вслух
Находят свою пару, читают, называют автора и название
произведения Коммуникативные:
проявлять активность во взаимодействии,
договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Личностные:
применять правила делового сотрудничества.
VIII. Рефлексия урока.
- Ребята, получилось ли у нас следовать правилам сотрудничества?
(Слайд 24)
-Выберите и продолжите любое –предложение:
-На сегодняшнем уроке я узнал…
-На этом уроке я похвалил бы себя за…
-После урока мне захотелось…
-Сегодня я сумел…
Подводят итог урока.
Личностные:
оценивать собственную и коллективную деятельность.
Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.
IX. Подведение итогов урока. - В этом квадрате есть повторяющиеся буквы. Зачеркните их парами. Из оставшихся букв сложите слово, и получите оценку за урок.
(Слайд 25) Получилось слово МОЛОДЦЫ! Личностные:
оценивать собственную и коллективную деятельность.
X. Домашнее задание. Выучить наизусть и научиться произносить без ошибок 2 любые скороговорки на с.66-67 Личностные:
формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Приложение к уроку:
Текст для проверки техники чтения.
...В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много! А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в чёрный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора.
В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Он всегда ходил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточкой. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком; жил Сахарин Сахариныч Сиропчик, который прославился тем, что очень любил газированную воду с сиропом. Он был очень вежливый. Ему нравилось, когда его называли по имени и отчеству, и не нравилось, когда кто-нибудь называл его просто Сиропчиком. Жил ещё в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька, и ещё было ружьё, которое стреляло пробками. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун. Пончик, Растеряйка, два брата - Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш, по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал...
239 слов.
Н.Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей.