Конспект урока письма и развития речи «Дифференциация мягкого знака для смягчения согласного и разделительного мягкого знака»

ГКОУ «Шарьинская школа - интернат»



Конспект урока письма и развития речи
«Дифференциация мягкого знака для смягчения согласного и разделительного мягкого знака»



Учитель начальных классов Изюмова Наталья Владимировна



г. Шарья
2016 г.
Цель: различение мягкого знака для обозначения мягкости согласного и разделительного мягкого знака.
Задачи:
Повторить правила: мягкого знака для обозначения мягкости согласного и разделительного мягкого знака.
Развивать орфографическую зоркость.
Отрабатывать умение писать по слуху.
Воспитывать мотивацию к учебе.

Структура урока:
Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение для рук.
Работа в тетради.
Упражнение в чистописании.
Словарный диктант.
Сообщение темы и целей урока.
Подведение итогов.
Оборудование: лента букв, таблицы с правилами, картинки для словарного диктанта, напечатанные слова.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Коррекция

I. Организа-ционный момент
1. Эмоциональный настрой на урок.
Давайте, улыбнемся друг другу, у вас у всех хорошее настроение и у вас все получится.
2. Предлагает выполнить психогимнастику: левая рука вверх, правая за спину правая рука вверх, левая вниз, правая вниз.
Дети улыбаются друг другу.




Дети выполняют упражнения.
Развитие эмоционально-волевой сферы детей.

Переключе-ние детей на урок, ориентировка от себя.

II. Артикуляционная гимнастика
Предлагает назвать парами твердые и мягкие согласные звуки [л],[л’] и т.д.
Дети произносят в твердой и мягкой позиции согласные звуки
Различение на слух твердых и мягких согласных.

III. Упражнение для рук.
1. Повторяет с детьми стихотворение для пальчикой гимнастики
- Мама, мама.

- Что, что, что?

- Гости едут.

- Ну и что.
Встречались, обнялись, потом целовались.
2. Покрутить одновременно в двух руках карандаш ручку.
Ребята выполняет упражнения.

Соприкасаются большими пальцами
Соприкасаются мизинцами.
Соприкасаются большими пальцами
Соприкасаются мизинцами.
Соприкасаются пальцами и ладонями. Делают замок из рук.
Развитие мялкой моторики рук, выполнение упражнений в ритмичном темпе.




Развитие координации рук.

IV. Работа в тетради.
Проводит разбор числа и классной работы.
Дети выделяют орфограммы
Пятое октября. Классная работа.
Развитие орфографической зоркости.

V. Упражнение в чистописании.
Предлагает выписать:
1. Только буквы (на строке среди букв написаны буквы, элементы букв и буквы в зеркальном отражении)
Дети выписывают (ь, з, н. а,к)
Развитие представле-ния образа письменной буквы.

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Коррекция


2. Читает вместе с детьми (л, ль, лья,м, мь, мья, н, нь, ньи).
Читают, записывают в тетради.
Дифференциация согласного твердого, мягкого и с разделитель-ным мягким знаком.

VI. Словарный диктант.

Показывает по одной картинке: дельфин, обезьяна, медведь, соловьи, журавль, муравьи.
Смотрят в течение 2-3 секунд и записывают.
Развитие внимание.

Упражнение для глаз.
Предлагает выполнить упражнения по кругам Базарного.
Выполняют упражнения.
Снятие напряжения с глаз.

VII. Сообщение темы и целей урока.
Сообщает тему урока:
На уроке мы будем различать ь для смягчения согласного и разделительного ь. Вы должны быть вниматель-ными, тогда научитесь точно определять какой мягкий знак пишите.
Выполняют упражнение с.39, упр. 17.
Записывают предложения и вставляют слова из словарного диктанта. Объясняют как понимают каждое сравнение.
Развитие внимания, слуховой памяти.


Предлагает разделить слова в два столбика (Ольга, больница, осенью, шалунья).
Выделяют признак и делят в столбики: в первый – ь для обозначения мягкости; во второй разделительный ь. записывают слова в тетрадь.
Дифференциация мягких знаков.


Загадывает загадки в отгадках, которых есть мягкий знак.
Отгадывают загадки. А отгадки записывают в два столбика (будильник, листья, свинья, огонь, муравьи, желудь).
Развитие орфографической зоркости и логического мышления.


Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Коррекция

VIII. Подведение итогов.
Рефлексия.
Предлагает сделать выводы деятельности на уроке.
Подводят итог урока. Записывают домашнее задание в дневник.
Развитие умения делать выводы.

Разбор домашнего задания.
Предлагает посмотреть упражнение и спросить, что для детей будет трудного в выполнении задания.
Смотрят задание и говорят что делать.
Анализ домашнего задания.


15