Эссе «Образование: вчера, сегодня, завтра»


Нурканова Бакытжан Жамбырбаевна
Учитель географии и истории
КГУ «Средняя школа №2 города Тайынша»
Республиканский конкурс эссе
«Конструктивистское обучение: настоящее и перспективы»
Эссе «Образование: вчера, сегодня, завтра»
«Не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься»
Китайская пословица
В советское время весь уклад – образование, культура, общественные взаимоотношения, просветительская работа - был уложен на рельсы идеологии. Это целая система работала бесперебойно. Интересно, что многие взрослые знают наизусть стихи Пушкина, Лермонтова , Некрасова и прозу Гоголя со времен школьной доски. Школа выполняла функцию воспитания и образования молодежи, формировала личностные качества, боролась со всеми проявлениями отрицательных качеств человека , с различными отклонениями. Высокая моральная устойчивость держала как бы в ежовых рукавицах всех - и учителей, и учащихся. Была единая школьная форма, эстетический строгий вид учителя, которые несли в себе только чистое, светлое и непоколебимое уверенное чувство в завтрашнее. Учитель с мелом в руке уверенно мог вести за собой весь класс.
Анализируя свою педагогическую деятельность, прихожу к выводу, что работала я по шаблону: механическая передача материала, закрепление изученного, требование самостоятельной работы . Требуя от себя точного исполнения порученной или поставленной задачи, я также этого требовала от ученика.
В постсоветских государствах в области образования сейчас много одинаковых проблем. Очень низкая мотивация ученика , неуверенность – куда пойти учиться, низкое качество полученных знаний ,остро видны социальные различия. Социальный паспорт во многом определяет общий фон школы. Воспитательная работа не так воспринимается , как раньше. Может быть , это только мое видение, но даже менталитет современного школьника другой. В автобусе место не уступят . Авторитет современного учителя в глазах школьника не так высок. А почему? Сейчас ученик видит все негативное очень рано - через СМИ, телевидение, интернет. Родители являются непоколебимым эталоном, поэтому все самое ценное - чувства, отношение к окружающим, учебе, нравственные качества закладываются в семье. А задача учителя - чтобы ребенок, приобретая знания, умения, навыки, мог применить их в жизни. Самое главное – учитель , ребенок и семья должны , как одно целое, стремиться к высокой морали, искренним чувствам, мотивации к учебе, саморегуляции.
Образование современного подрастающего поколения зависит во многом от общественного устройства государства . В нашей стране делается много во благо завтрашнего будущего.
В современной школе стало больше техники - компьютеры, интерактивные доски, интернет, мультимедийные классы, что положительно сказывается на качестве проведении уроков и различных мероприятий, дает положительные сдвиги в процессе преподавания предмета. Дети лучше усваивают материал, приобретают самостоятельно дополнительную учебную информацию, тем самым расширяют свой кругозор. С началом учебного года школьники принимают участие в различных конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных играх и марафонах.
Еще одним новшеством в образовании является то, что уделяется внимание малокомплектным школам , создаются ресурсные центры, идет большая работа по предпрофильному и профильному обучению учащихся. Ученик из сельской местности, приезжая в городскую школу, может подтянуть те предметы, в которых затруднялся раньше .
Наша страна борется за право быть конкурентоспособными государством, поэтому в школах проводятся международные исследования TIMSS,PISA,PIRLS и другие тестирования школьников. Проверяется естественно-математическая , читательская и функциональная грамотность школьников. По итогам международных исследований составляется национальный отчет, в результате чего в наших школах грядут изменения в лучшую сторону. Я считаю, что такие независимые оценки ЗУН дадут реальную картину современного образования в стране , и помогут поднять уровень образованности нашего подрастающего поколения.
Современная педагогическая общественность Казахстана переживает большие реформы в курсовой подготовке. Обучение по Кембридж технологии дает учителю новое мироощущение - меняется мировоззрение, сознание того, каким должен быть учитель и ученик. Учителя проходят обучение по 1 продвинутому, 2 основному и 3 базовому уровню. Новые технологии в обучении и воспитании детей дает большой заряд стимула учителю в его педагогической практике.
«Из числа современных научных подходов, используемых различными системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание, являются подходы, основанные на конструктивистских теориях» ( Hettie-2009, из РДУ ). Эта теория утверждает, что развитие мышления у учащихся происходит в условиях взаимодействия на основе зоны ближайшего развития учащихся со знаниями, полученными от различных источников. Это одноклассники, учитель, добывание различной информации. Вся теория конструктивистского обучения базируется на развитии критического мышления. Только анализируя, можно идти успешно вперед.
Обучение и взаимообучение, оценивание и самооценивание, саморегуляция- все нацелено на подъем мотивации школьника к приобретению знаний.
Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании, оценивание для обучения и оценивание обучения, обучение критическому мышлению, управление и лидерство в обучении, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, обучение талантливых и одаренных детей - интеграция семи модулей в педагогическую работу– вот основная цель обучения на курсах.
Приоритетными направлениями работы современной школы являются:
Развивающее личность образование;
Формирование здорового образа жизни;
Содержание образования, обеспечивающее качественный его уровень;
Гуманизация образования и воспитания;
Индивидуализация работы с учителями, учащимися, родителями;
Использование инновационных технологий;
Обеспечение преемственности в системе образования, повышение
уровня школьной готовности;
Развитие системы воспитания и дополнительного образования.
Усилия администрации и педагогического коллектива направляются на создание условий для развития ребёнка как свободной, ответственной и творческой личности на основе вариативности программ, учебников, учебных курсов, использования инновационных технологий, индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, формирования здорового образа жизни. Основное внимание уделяется повышению квалификации педагогов и качественного образования школьников. Этому способствуют также работа в различных формах для повышения педагогического мастерства учителей, развитие практических умений и навыков учащихся на уроках и в объединениях по интересам, участие детей и взрослых на семинарах, конференциях, организация обмена опытом, аттестация педагогических кадров и выпускников школы.
Закрепилась устойчивая тенденция в кадровой политике школы, направленная на формирование учителя-профессионала, творческой личности.
Созданы условия наибольшего благоприятствования для инновационных процессов, вовлечение в поисковую творческую деятельность максимального количества учителей, приобщение к учебным исследованиям учащихся. Сформировано позитивное отношение учителей к непрерывному психолого-педагогическому образованию и самообразованию
В условиях перехода на 12-летнее обучение распространение инновационного педагогического опыта приобрело новое качество и рассматривается как одна из возможных форм обучения педагогов. Творческие группы учителей разрабатывают творческие идеи, требующие практического, неординарного решения, основанного на научно-исследовательской деятельности учителя.
Завтрашняя школа - это школа будущего. Я думаю, такой школой является Назарбаев Интеллектуальные Школы, где имеют честь учиться одаренные и талантливые дети, которые смогут получить дальнейшее высшее образование в любой точке мира. Отрадно, что такие школы открываются во всех регионах нашей страны.
Использованная литература:
1. Руководство для учителя «Назарбаев Интеллектуальны