Интегрированные уроки как одно из средств повышения активности учащихся на уроках в старших классах

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ФГОС В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Цель.  Раскрытие основных этапов формирования экологически грамотного и компетентного гражданина.
Задачи:
- раскрыть теоретические и практические приемы использования ФГОС в системе экологического воспитания учащихся общеобразовательных школ - показать, как применение мониторинга способствует развитию экологической компетенции; - раскрыть важность экологического воспитания учащихся старшего и среднего звена через природный мониторинг; - привлечь внимание учителей к применению исследовательской деятельности в природе как части экологического воспитания.

Формирование природоохранных навыков как одна из сторон экологического воспитания важная задача в работе школьного учителя. Жизнь показывает: знание того, “что такое хорошо и что такое плохо”, не всегда руководит человеческими поступками и действиями. Необходимо единство и целостность чувства и рассудка, мотива и поступка. Эта мысль выражена в словах английского писателя,  Д. Рескина: “Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы”.

Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание и формирование активной жизненной позиции по вопросам охраны природы. Поэтому учителя биологии, физики, химии и географии для решения данной проблемы должны не только сообщать  учащимся  знания в области экологии, но и формировать бережное отношение к природе в целом. Сочетание знаний основ экологических проблем с практической деятельностью позволит воспитать экологически культурного гражданина. Школа – идеальный центр для воспитания и формирования  экологической культуры.

В школьные годы экологическая культура проявляться, как правило, через ответственный личностный подход к природе, участие в труде по защите природного окружения, пропаганде экологических идей.  Человек, обладающей экологической компетентностью, подчиняет свою деятельность требованиям рационального природопользования, заботится о сохранении и улучшении окружающей среды, не допускает ее загрязнения. Почувствовав и осознав общие закономерности развития природы и общества, он приходит к пониманию того, что природа составляет первооснову становления и существования человека.  Экологическая культура, как важнейший фактор нравственного формирования личности, позволяет преодолеть некоторые негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, природой, самим собой как частью природы. 

         17 мая 2012 г. приказом Министерства образования и науки РФ утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, который направлен на обеспечение развития системы образования в соответствии с реальными условиями. Одно из них  – это создание условий «для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся».
Особенно это важно  сейчас, когда  отмечается  большое количество проблем экологического характера. Например, проблема  утилизации отходов, мы стараемся привлечь внимание учащихся нашей школы. Беседы на данную тему мы ведем не только на уроках, во внеурочной деятельности, но и выполняем с учащимися исследовательские работы.  Еще одна большая проблема,  о которой говорят всё чаще – проблема  воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни подрастающего поколения.
Наиболее сложным вопросом является определение объема экологической информации. Чтобы вызвать у ребёнка интерес к учебе необходимо использовать современные образовательные технологии: компьютерные презентации, диалоговые формы общения, проектная деятельность, исследовательские работы. Это подчеркивает соответствие духу времени. Современна и проблематика исследовательских работ учащихся.
В своей работе с детьми я работаю над созданием  индивидуальных проектов, что представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Результаты его выполнения отражают сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской, инновационной, аналитической деятельности, творческой, проектной  и интеллектуальной  деятельности, а также навыков самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей.
          Успешная реализация возможностей экологического  образования учащихся может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения: урочная и внеурочная работа, проведение элективных курсов, решение физических, химических и биологических задач с экологическим содержанием, исследовательская работа учащихся по разным предметам, включающая в себя элементы экологии.  Эти формы  работы активизируют познавательную деятельность учащихся, воспитывают бережное отношение к природе.
Безусловно, привлекать внимание учащихся к ценности, значимости своей среды обитания можно, лишь  действуя сообща со всем педагогическим коллективом, родителями учащихся, администрацией.

  Целью экологического образования должно стать не только формирование нравственного отношения к природе и людям, но и способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, готовности принять необходимое практическое участие в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.

Работа с учащимися построена таким образом, чтобы не только приобретать новые знания, но и принимать деятельное участие в преобразовании окружающей среды, иметь активную жизненную позицию, чувствовать себя сопричастным к международному экологическому  движению, развивать навыки  исследовательской деятельности, что  отражено  в ФГОС второго поколения.

Поэтому, главной целью экологического воспитания в нашей школе стало формирование экологической культуры школьников, и использование экологического мониторинга как средства её формирования. Это позволило не только повысить уровень теоретических знаний, но и расширить круг практических умений и навыков по отслеживанию за природной средой, в частности по наблюдению, постановке опытов и экспериментов. Такая работа, способствовала более глубокому пониманию взаимосвязей между живой и неживой природой и формированию экологического мышления и сознания, стала мощным стимулом к активной природоохранной деятельности и деятельности по оказанию помощи природе, что в конечном итоге повысило уровень экологической компетенции школьников. Необходимо помнить нам учителям, что лишь при сочетании знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями по отслеживанию состояния природной среды и оказанию помощи природе позволит воспитать экологически грамотного и компетентного гражданина. А система образования и общество в целом только выиграют, если наблюдения за окружающей средой доверить и внедрить в систему школьного образования , а также разработать исследовательскую программу школьного экологического мониторинга. Однако, составить такую программу очень трудно: в школе отсутствует специальное оборудование, не хватает методической литературы, а имеющиеся методики часто сложны и неосуществимы в школе.

           Поэтому учителя кроме реализации рабочих программ по отдельным предметным областям, должны использовать внеурочные формы занятости детей. При этом, под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Как организовать внеурочную работу, способствующую формированию у школьников универсальных учебных действий? Вот, тот вопрос, на который современный учитель ищет ответ!
Именно универсальные учебные действия, в соответствии с новыми стандартами, должны стать основой структурирования содержания образования, выбора приемов, методов, форм обучения, а также проектирования образовательно-воспитательного процесса.

Отсюда вытекает требования к организации методик школьного экологического мониторинга: - простота, доступность, целесообразность; -использование преимущественно визуальных методов слежения за состоянием природы; - применение краеведческого принципа; - составление методик мониторинга с учётом возраста учащихся. Школьников можно и необходимо активнее подключать в работу по отслеживанию экологического состояния природной среды, т. е экологическому мониторингу и на уроках биологии, химии, географии соблюдать целенаправленность и межпредметную интеграцию. Наиболее доступные и целесообразные подходы к организации мониторинговых наблюдений силами учащихся при школе – средовый, комплексный, биомониторинг. Средовый предполагает изучение отдельных компонентов природной среды (воды, воздуха, почв).  Комплексный – использование уже известных и новых методик для изучения определенного объекта или явления (здания, пришкольного участка, быта)  Наибольший интерес по нашему мнению у школьников всегда вызывают исследования природной среды, связанные с биоиндикацией.
Животные и растения являются важнейшими объектами экологического мониторинга, они чутко реагируют на изменения природной среды, а многие из них способны к накоплению и концентрации загрязняющих элементов. Для этих целей можно использовать почвенных беспозвоночных. Наиболее предпочтительными, среди которых дождевые черви, жуки-щелкуны и их личинки, крупные хищные жужелицы, мокрицы. Результаты, полученные в ходе школьного экологического мониторинга, могут быть использованы при формировании экологических понятии на уроках физики, химии, биологии, географии, изобразительного искусства, технологии, а также при проведении факультативных занятий, кружка по природному мониторингу, при подготовке статей, выступлений на научных соревнованиях школьников, экологической пропаганде и популяризации основ здорового образа жизни, при составлении экологической карты района школы, города.
Фенологические наблюдения могут быть полезны при организации « Эффекта цветения» пришкольного участка, а методические рекомендации по улучшению состояния пришкольного сквера необходимы для восстановления природной среды, создания разнообразия и ухода за древесными и кустарниковыми формами растений.  Проводимые наблюдения могут оказать влияние на формирование экологической культуры, предметной компетенции воспитанников и возможно, не только привлечет их к дальнейшей исследовательской деятельности в природе, но и поможет сформировать чёткую гражданскую позицию.

Образовательные стандарты второго поколения нормативно закрепляют деятельностный подход в системе школьного образования, провоцирующий на  активную самостоятельную работу ученика.
Работы  детей имеют большую практическую значимость, так как результаты этих работ могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе. В процессе работы выявляются таланты и способности детей.
Экспериментально-опытная работа становится более сложной и многогранной, включающей множество аспектов. Расширяется сфера труда в природе. Ребята могут работать не только на территории школы, в пришкольном цветнике, огороде, но и оказывать посильную помощь в природоведческих питомниках, парках, ботанических садах и пр.
Учащиеся старших классов, участвуя в проектах, прекрасно систематизируют свои знания и наблюдения, оформляя результаты работы в виде докладов, статей, фото- и видеоотчетов. Представить свою деятельность в сфере экологии они могут на специализированных сайтах, в журналах; на городских, областных и всероссийских конкурсах. Для некоторых детей такая работа является залогом выбора профессии и продвижения в данном направлении.

В плане экологического воспитания в нашей школе ведется следующая работа:

 
Предметные недели.
- биология, химия: «Лесные дебри» - 7кл., «Экологический светофор» - 5кл., «Природа и мы» - 5кл., «Занимательная фитотерапия» - 6кл. 
- русский язык, литература: «Писатели о русской природе», конкурс чтецов «Природа в поэзии». 
Экологические беседы: 
- «Поможем природе» - 7кл. для 3-4кл.;
- «Приключение Маленькой Капельки» - 6кл. для 1-2кл.
Экологическая мастерская (в рамках уроков технологии): 
- изготовление скворечников;
- изготовление кормушек для птиц; 
- изготовление поделок из природного материала.
 
Выставки: 
- рисунки учащихся «Край родной»; 
- фотоработы учащихся и их родителей «Как прекрасен этот мир!»;
 
Статьи в школьной газете «Аська»:
- «Это надо знать всем. Туберкулёз»;                                                                          - «Школьный сад»;
Мероприятия: 
- осенняя сказка «Василиса Премудрая»; 
- конкурсные программы «В гостях у Осени», «Здоровье, красота и доброта»; 
- осенний бал (конкурс одежды, изготовленной из природного материала или ненужных предметов быта).
Экологические акции: 
- «Озеленим школьный сад»;
- «Чистый город».
Субботники. 
Летний школьный лагерь «Зеленый мир» (экологической тематики)