Выступление оценка качества знаний учащихся по биологии учителя биологии на педсовете


Оценка качества знаний учащихся по биологии учителя биологии МБОУ «СОШ №1 с. Шаран» на педсовете 29.03.2017г. Шайсултановой Н.Ф.
Выступление
(из опыта работы)
Проверка и оценка качества знаний, умений и и навыков учащихся – важное звено учебно-воспитательного процесса.
Необходимость контроля качества объясняется прежде всего потребностью в получении информации об эффективности функционирования системы обучения.
От того, как организован контроль, обеспечивающий обратную связь и тем самым оперативную корректировку учебного процесса, зависят результат учебной деятельности школьников, воспитания у них положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности перед коллективом.
В своей практике широко использую следующие формы организации контроля знаний, умений и навыков учащихся:
Зачетная форма используется мною после изучения достаточно большого раздела программы по биологии.
Перенести зачет на урок и тем самым сократить его продолжительность от одного-двух часов можно при использовании в его организации элементов самоуправления и групповой формы работы. Среди таких зачетов заслуживает внимания несколько форм их проведения:
А) Групповой зачет. Класс делю на несколько групп, состоящих из учащихся с разными способностями и уровнем подготовленности. Группы получают карточки-задания, число из соответствует количеству учащихся в группе. Вопросы для такого зачета должны быть взаимосвязаны, тогда после сдачи зачета у учащихся будет более полное представление об изученной теме.
Каждый член группы по очереди отвечает на свои вопросы, остальные внимательно слушают, исправляют, дополняют и коллективно оценивают ответ своего товарища.
Б) Зачет-карусель (его также называют «круговым» или «зачетом-конвеером». Особенность организации такого зачета заключается в том, что каждый член комиссии принимает зачет только по одному вопросу.
Учащиеся заполняют индивидуальный зачетный лист, в котором указаны номера вопросов, а члены комиссии ставят в них оценки. В итоге учитель или члены комиссии по набранной сумме баллов за ответы на вопросы все выставляют каждому ученику общую сумму за зачет.
В) Зачеты, которые включают комбинированные задания, проводятся в форме зачета по маршруту. С этой целью создаю три комиссии из учащихся класса.
Первая комиссия проверяет степень усвоения теоретического материала. Вторая – проверяет умение применять знания на практике.(2 ученика). Третья – делает выводы. Класс делится на три группы, каждая получает «маршрут движения» и в соответствии с ними сдает зачет, переходя в указанное время от одной комиссии к другой. В маршрутных листах члены комиссии делают отметки о сдачи каждой части зачета, а затем, посовещавшись, выводят общую оценку за зачет.
Г) Получить более полную, насыщенную фактами, примерами информацию по широким мировоззренческим проблемам, основным теоретическим вопросам курса позволяет проведение зачетов – аукунонов. Определенную сумму баллов за ответ получает тот ученик, который последним дополнил ответ на поставленный вопрос.
Я перечислила наиболее распространенные формы проведения зачетов. На самом деле их может быть значительно больше за счет различных сочетаний. Знания консультантов иногда проверяю перед зачетом, а если уверена в знаниях своих помощников, считаю возможным выставить им зачет «автоматом».
При изучении биологии наиболее часто использую традиционный способ оценки знаний и умений учащихся – контрольные работы.
Но они позволяют установить лишь факт усвоения учащимися программного материала и в некоторой степени – уровень умственного развития. Вместе с тем, диагностические методы, которые используют в педагогических исследованиях, не всегда приемлемы для учителя, так как учитель не располагает специально отведенным для этого временем. Оптимальным является сочетание изучения психологических особенностей школьников с учебным процессом. Одна из методик, служащая одновременно и средством диагностики и учебным средством – это методика самостоятельного составления учащихся различных знаний. Использование в школьном обучении этого вида самостоятельной работы помогает мне способствовать, во- первых, формированию умений решать готовые задачи, во-вторых, вычленению и осознанию учащимися предмета усвоения в изучаемом материале, в- третьих, формированию действий контроля и оценки.
Использование данной методики позволяет мне судить об усвоении учащимися определенной темы и, что особенно ценно, предоставляет возможность школьникам для появления творческой инициативы. Наличие в работах учащихся интересных и оригинальных заданий показывает их способность видеть в изучаемом материале новые проблемы, отыскивать связи между усвоенными понятиями, а это свидетельствует об интересе к предмету как об одном из мотивов учебной деятельности.
Для того чтобы выяснить может ли самостоятельно составленная контрольная работа служить объективными средством оценки знаний и умений учащихся. Мне интересно узнать, во-первых, какие пункты заданий учащиеся включили в свою работу (т.е. какие типы заданий они усвоили) и как соотносится число заданий различных типов с тем, что учащиеся должны усвоить по программе, и, во-вторых, есть ли разница между отметками за самостоятельно составленную и выполненную в классе контрольные работы.
Для установления уровня его усвоения я классифицирую все составленные учащимися задания на 5 групп и оцениваю их разным числом баллов:
Стандартные – подобные тем, которые выполнялись в классе (1 балл).
Интересные – отличающиеся от стандартных важными особенностями, не рассмотренными на уроках (2 балла).
Оригинальные – задания таких типов, которые не использовались на уроках или являлись собой обобщения или существенное изменение рассмотренных типов (3 балла).
Не по теме – не имеющие непосредственного отношения к рассмотренной теме (0 баллов).
Неинтересные – буквально повторяющие рассмотренные в классе (0,5 балла). За неточную формулировку задания отметка ученика – это сумма баллов. Данный показатель варьируется очень широко ( от 3 до 1 баллов) и тем не менее может рассматриваться как объективный критерий успехов учащихся. Если все задания стандартные, но выполнены без ошибок – отметка «3», если есть хотя бы два интересных задания – «4», а если есть оригинальные задания и большая часть заданий интересные – отметка «5».
Проведенное такое исследование позволяет мне сделать вывод, что методика самостоятельного составления заданий – объективное средство для оценки качества знаний.
Опыт работы показывает, что среди активных форм организации обучения большое значение имеет уроки – семинары.
При изучении курса «Общая биология" (11 класс) я провожу уроки-семинары не только с целью повторения, систематизации, обобщения материала, углубления знаний учащихся, но и с целью совершенствования обще-учебных знаний и умений учащихся (анализировать, сравнивать, выделять главное, применять межпредметные связи, рецензировать ответы учащихся – товарищей, обучения их групповой и коллективной работы (взаимопомощь, взаимопроверка, самоконтроль), развитие познавательной активности.
Хочу поделиться опытом проведения обобщающих семинарских занятий, которые провожу в небольших группах. В зависимости от числа учащихся в классе группы могут состоят из 4-6 человек. Эти группы они формируют сами. Работа в группах позволяет выявить лидеров, вносить соревновательный элемент в обучении, развивает творческую активность. Они лучше усваивают учебный материал, а учитель получает возможность объективно оценить уровень их подготовленности.
Подготовку к некоторым семинарским занятиям нужно начинать за 1-2 недели до его проведения. Формирую тему семинара и вывешиваю на стенде список вопросов. Обсуждение вопросов лучше проводить с элементами игры и соревнования. Все это позволяет организовать работу в быстром темпе, дать высказаться каждому ученику несколько раз. Некоторые вопросы семинара проверяю через самостоятельную работу.
Итоговые отметки за семинарские занятия объявляю на следующем уроке, после проверки письменных работ.
Таким образом, на уроках-семинарах более чем на уроках типовых, учащиеся обучаются коллективному обсуждению результатов работы, что благоприятно сказывается на качестве их знаний и развитии познавательной деятельности.
Системность в использовании любого метода обучения способна обещать новое качество учебно-воспитательного процесса. Сказанное в полной мере относится и к использованию тестов на уроках биологии. В отличие от опроса или контрольной работы хорошо подготовленный тест – это и обучающее и контролирующее средство.
По целям использования тесты делю на: 1) предварительные, 2) текущего контроля, 3) итоговые. Тестовые задания разделяю по уровню усвоения.
Наиболее удачны смешанные тесты-задания о простых до самых сложных. При их использовании оцениваю как правильность решения, так и скорость выполнения задания.
Реализуя индивидуальный подход к учащимся, во время опроса я могу по своему усмотрению исключить ряд сложных заданий или, наоборот усложнить тест.
Часто использую задания на установления соответствия.
Итоговые или экзаменационные тесты разрабатываю для контроля результатов обучения в конце учебного года. Большинство таких тестов состоит из 3-х частей.
Часть А содержит задания закрытого типа, при их выполнении из нескольких ответов учащиеся выбирают один правильный.
Часть В включает задания открытого типа, предполагает самостоятельные краткие ответы на вопросы.
Часть С содержит задания со свободным развернутым ответом.
Таким образом использование тестов для текущего контроля знаний эффективно, если носит систематический характер. Одновременно занят и продуктивно работает весь класс и за несколько минут можно получить срез знаний всех учащихся.
Решение:
Каждому учителю тщательно разрабатывать методику контроля качества знаний учащихся.