Статья. Обмен опытом. Подготовка к ГИА и ЕГЭ.

Из опыта работы. Алгоритм работы при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Байтрак С.Т., учитель русского языка и литературы МБОУ «О(С)ОШ».

При подготовке к ГИА и ЕГЭ в своей работе применяю Системно-деятельностный подход.
Основная задача–подготовить обучающихся к успешной сдаче экзаменов.
Главная цель на этом этапе работы: создать условия для всех и каждого.
А это значит не только закрепить орфографические и пунктуационные правила с помощью алгоритма, но и уделять внимание развитию речи обучающихся.
Неотъемлемой частью подготовки к ЕГЭ являются задания творческого характера, задания по развитию речи, предупреждающие грамматические и речевые ошибки (уделять внимание чтению текстов, заданий).
Что важно учитывать при подготовке?
Возрастные и индивидуальные особенности
Желание самостоятельно познать новое
Совместная деятельность
Эмоциональный настрой
Сложность ЕГЭ состоит в том, что он охватывает весь курс русского языка средней школы и включает задания разных типов.
Чтобы работа по подготовке к ЕГЭ проходила более эффективно, любому ученику необходимы общегуманитарные, литературоведческие, информационно-аналитические, лексические и другие знания.
Однако владение знаниями – условие необходимое, но недостаточное для осуществления самостоятельной деятельности обучающихся.
Нужны умения (сознательное владение какими-либо способами деятельности) и навыки (умения, доведенные до автоматизма). Вот с ними-то в современной школе дело обстоит не совсем хорошо.
Выход один – надо учить ребят учиться: необходимо объяснять, показывать способы, приемы интеллектуальной и практической деятельности, учить использовать эти способы и приемы в процессе учебы и в жизненных ситуациях (компетентностный подход).
Как я провожу уроки и консультации по подготовке к ГИА и ЕГЭ.
1.Знакомлю обучающихся со всем блоком правил на определенную тему или готовлю презентацию.
Например: Тема: «Правописание Н-НН – с разными частями речи» - одна из самых трудных тем. Без определенной системы понять и закрепить эти правила практически невозможно.
Для этого составляю алгоритмы:
Алгоритм 1. Н-НН в отыменных прилагательных.
Алгоритм 2. Н-НН в отглагольных прилагательных и причастиях.
И только после этого соединяю все алгоритмы в один.
3. Алгоритм 3. Н-НН с разными частями речи.
Алгоритм помогает за короткое время отработать материал до автоматизма.
Провожу опрос с помощью перфокарт на изучаемую тему (помогает закрепить материал)
Можно воспользоваться перфокартами на разных стадиях урока: повторение, закрепление. Количество слов неограниченно, может доходить до 100. Они проверяют знания, умения, навыки по определенной теме. Например: правописание Н-НН.
1.юный
2. ветреный
3. водяной
4. пьяный

5.холстинный
6. замученный
7. безветренный
8. посеянный

9. бешеный
10. гостиница
11. кожаный
12. освещенный

13.синий
14. юннаты
15. овсяный
16. растерянный

3.После знакомства с алгоритмом предлагаю следующую систему закрепления:
Тренинг
как многократное повторение (устно);
объясняя правописание слов многократно, обучающиеся закрепляют теоретический материал.
4.Тренировочные упражнения с подсказкой и без подсказки:
Способствуют закреплению теоретического материала
Умению применять правила на практике (предлагаются разноуровневые задания)
5. Самостоятельная работа в группах или парах.
Содержит задания для различия, например, кратких прилагательных и кратких причастий с одинаковым произношением, но разным правописанием, заставляет задуматься, внимательно относится к поставленному заданию.
Например: Будьте внимательны!
Не путайте прилагательные и наречия с краткими причастиями!
Ученики воспитанны – ученики воспитаны родителями.
Пользуясь алгоритмом, вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор графически.
Вяза(н-нн)ый шерстя(н-нн)ой свитер
Жаре(н-нн)ая свежемороже(н-нн)ая рыба
Лимо(н-нн)ый сок на южном песча(н-нн)ом берегу
6.На каждом уроке проводится словарная и лексическая работа:
Даю толкование одного-двух слов
Работаем с синонимами
Антонимами
Фразеологическими оборотами и т.д.
Дипломат-дипломант,
Парнас - круг людей искусства, поэтов
Креативность - способность подходить ко всему творчески.
Ватный - сделанный из ваты.
Ваттный - о единице мощности электротока.
Работаем со словарями.
7. Лексическая разминка (задания на исправление ошибок, вызванных наличием лишнего слова, которые также включены в ЕГЭ).
Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе.
(Коллега – это товарищ по работе).
Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях.
(Вакансии – свободные места, должности).
Очень замечательные пироги печет моя бабушка.
( Замечательный – это очень хороший.)
8. Работаем по образцу.
Творческое задание. Эссе (осмысленное рассуждение, которое подготовит к дифференцированному написанию слов со схожим звучанием, но разным лексическим значением и правописанием). Идет формирование самообразовательной компетенции.
Образец
Как я объясняю свой выбор написания н-нн в словах шинный, петушиный.
В прилагательном шинный пишется нн, а в прилагательном
петушиный - н.
Во-первых, слова шинный и петушиный – отыменное прилагательное, так как оба они образованы от имени существительного.
Во-вторых, прилагательное шинный образовано от существительного шина с основой на н, поэтому я пишу в нем на стыке морфем нн.
В-третьих, прилагательное петушиный образовано от существительного петух с помощью суффикса ин, поэтому в нем пишу н.
Таким образом я дифференцирую написание двух имен существительных с н-нн.
Домашнее задание: Напишите грамматическое эссе на данную тему. Объясните свой выбор н-нн в словах: глуби..ый-голуби..ый, кури..ый-стари..ый, соловьи..ый-ви..ый.
9.Провожу формы контроля и самоконтроля (тесты):
Как возможность проверки степени усвоения и определения слабых мест
Выявление пробелов с целью их устранения в ходе дальнейшей работы.
10. Работаем с вариантами КИМов. Отрабатываем материал по теме.
Внимательно, по нескольку раз читаем задания
Самостоятельно проходим тестирование на сайтах, изучаем демоверсии.