Программа по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста Юные экологи

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
№ 46 «Незабудка»
посёлок Серебряный Бор Нерюнгринский район













АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
для детей дошкольного возраста

«ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ»




Программа рассчитана на детей 5 -6 лет
Срок реализации: 1 год
Направление: экологическое развитие
Область: познавательное развитие
Воспитатель:МакрушинаТатьяна Алексеевна
Первая квалификационная категория




















2015 год
Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
(В. Сухомлинский.)
Актуальность.
Образовательная деятельность прогаммы «Юные экологи» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, потому как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях, осознают роль природы в жизни человека. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше, заботиться обо всём, что их окружает. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память, речь, внимание, восприятие.
В основу содержания занятий легла парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Цель: - формирование у детей элементарных экологических представлений, способность понимать и любить окружающий мир и природу, ответственно, бережно относиться к окружающей среде.
Работа призвана решать следующие задачи:
Образовательные:
- Способствовать овладению элементарными знаниями об окружающей природе и природных явлениях;
- Формировать понимание того, что человек- часть природы, что в природе всё взаимосвязано.
Развивающие:
- Развивать у детей умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- Развивать память, мышление, любознательность, самостоятельность, наблюдательность.
- Развивать опыт практической и творческой деятельности;
- Углублять и расширять экологические знания, прививать навыки к исследовательской работе;
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе, желание беречь её;
- Приобщать детей к здоровому образу жизни;
- Воспитывать умения правильно вести себя в природе;
- Воспитывать чувство товарищества, чувство ответственности.

Методы, используемые для реализации работы образовательной деятельности:
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показ сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- просмотр презентаций о природе, животном мире и т.д.
- работа по образцу
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы ;
- устное изложение;
- загадывание загадок;
- беседы о ОБЖ в природе.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы
- продуктивная деятельность детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- участие в проведении элементарных опытов с последующими выводами, обобщениями;
- участие в экологических акциях («Поможем птицам зимой», «Сохраним мир чистым», «Посади дерево!», «Вырастим красивый полисадник!», «Кормушки своими руками» и др.)
- лабораторные работы
Исследовательские методы:
Овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
-Групповая;
-Индивидуальная;
-Индивидуально-групповая.
При построении системы работы программы экологического образования особое внимание было уделено следующим направлениям:
Познавательно-развлекательное направление- создание условий для развития личности детей, знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияния деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме,
Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.), приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, самореализации личности ребёнка.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
- Дети знают и соблюдают элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными)
- У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту
- Взаимодействуют друг с другом, бережно, доброжелательно относятся к природе, проявляют творчество, самостоятельность.(умеют ухаживать за комнатными растениями, знают способы размножения растений, умеют посильно заботиться о домашних животных, подкармливать птиц зимой, участвуют вместе со взрослыми в доступных способах природоохранной деятельности и др.).
- Дети участвуют в различных конкурсах, фестивалях, выставках и т.д.
Возраст детей: старший дошкольный возраст (5- 6 лет).
Сроки реализации: 1 год
Режим образовательной деятельности:
Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность занятий – не более 20 - 25 минут. Подгруппой 8-10 человек.

Учебно-тематический план

№ п/п
Название раздела
Теория
Практика
Всего


Осень. Изменения в природе.
3
3
6


«Что нам осень принесла?»
2
3
5


Животные и птицы зимой
3
3
6


Зимние наблюдения. Опыты.
2
3
5


Комнатные растения. Наблюдения.
3
3
6


Весна пришла.
2
2
4


Природа и человек
2
2
4


Итого:
17
19
36 часов


Содержание разделов:
1. Осень. Изменения в природе.
Задачи: развивать способности к анализу характерных изменений в живой и неживой природе в осенний период. Знакомить с различными свойствами веществ (вода, почва), температурой воздуха, силой ветра, уточнить и расширить знания о приметах осени. Развивать наблюдательность.
2. «Что нам осень принесла?»
Задачи: уточнить представления об изменении образа жизни птиц и животных осенью, расширять представления о частях растений, закрепить названия овощей, фруктов, ягод. Продолжать знакомить с многообразием явлений природы ( туман, первые заморозки, свойства воздуха, воды и др.)
3. Животные и птицы зимой
Задачи: уточнить представления об изменении образа жизни животных и птиц в зимний период. Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам – изготавливать и развешивать кормушки, регулярно подсыпать корм. Учить узнавать и называть зимующих птиц, развивать наблюдательность.
4. Зимние наблюдения. Опыты.
Задачи: развивать наблюдательность, учить рассуждать, делать выводы; развивать творческое воображение. Воспитывать познавательный интерес к природе.
5. Комнатные растения. Наблюдения
Задачи: уточнять представления о последовательности роста и развития растений, учить замечать изменения во внешнем виде комнатных растений в зависимости от внешних факторов, расширять кругозор.
6. Весна пришла
Задачи: закреплять знания о весенних изменениях в природе. Развивать умение сравнивать периоды весны, обогащать словарный запас, учить наблюдать за природой, воспитывать устойчивое внимание и бережное к ней отношение.
7. Природа и человек
Задачи: закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что даёт природа человеку.
Перспективный план работы
на учебный год
Дата
Тема
Задачи
Деятельность

Сентябрь
«Цветы на участке осенью»
Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду, стадии созревания семян. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.
Загадывание загадок о цветах, игра «Угадай по описанию», дид/игра «Цветы», р.н.игра «Маргаритки», рассматривание семян разных цветов.


«Что нам осень подарила»
Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.
Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, дид/игра «Что где растёт?», п/игра « Узнай растение». Рассматривание овощей и фруктов.


«Белые туманы»
Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.
Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение за осадками, народные приметы.


«То берёзка, то рябинка»
Продолжить знакомство детей с характерными особенностями деревьев, сезонными изменениями. Воспитывать любовь к природе.
Чтение стихов: «Берёзонька», «Рябинка», игра «Опиши дерево», загадывание загадок, сравнение листьев, плодов(семян) рябины и берёзы. Наблюдения за листопадом.

Октябрь






«Доброе, хорошее солнце»
Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, солнечный свет, земля. Дать представление о том, что солнце является источником света и тепла.
Чтение стих-я «Солнце отдыхает»Ю.Марцикявичуса, загадки о солнце, свете, ночи. Наблюдение за движением солнца в течение дня. Скажи со словом «солнечный(-ая,-ое)». Опыт «Радуга»


«Расскажи Петрушке о комнатных растениях»
Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.
Артикуляционная гимнастика, игра «Найди растение», физкультминутка «Цветы», дид./игра «За каким растением спрятался Петрушка?»


«Насекомые»
Систематизировать представление о многообразии насекомых (особенности внешнего вида, особенности приспособления к условиям окружающей среды)
ч°Беседа, дид./и «Насекомые», п/игра «Песенка стрекозы ». Наблюдения за насекомыми и местами их скопления.


«Домашние животные»
Формировать у детей обобщённые представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.
Загадывание загадок, п/и «Вот сидит лохматый пёс», «Стадо», стих. В.Стоянова «Кошка»


«Сколько знаю я дождей»
Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный.
Коммуникативная игра-танец «Вальс друзей», стих. «Зонт», пальчиковая игра «Облака», наблюдения за осадками, поговорки и пословицы. П/игра «Не замочи ног»


Ноябрь
«Воробьишка»
Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. Активизировать словарь детей: зимующие, перелётные.
Подвижная игра «Гуси- лебеди». Стих. И.Демьянова «Воробей». Массаж пальцев «Грачи», птичьи заклички, речевая игра «Кто же это?», народные приметы.


«Синичкин праздник – 12 ноября»
Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.
Беседа, дид./игра: «Угадай, какая птица», п/игра «Лиса и птицы», загадки о птицах, наблюдения за повадками птиц.


«Дикие животные зимой»
Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.
Чтение стихотворений, творческие задания, п/игра «Зайцы и волк», беседа.


«Природные явления»
Расширять и систематизировать знания о многообразии природных явлений, характерных признаках осени
Наблюдения за первыми заморозками, за изменениями температуры воздуха, дид./игра «Природа и человек», поговорки и пословицы об осени, п/и «Картошка», труд на участке.

Декабрь
«Защитите ель и сосну»
Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна. Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе
Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию», сравнение.


«Снежинка»
Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег.
Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, проблемная ситуация.


«Жизнь птиц зимой»
Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.
Беседа, дид /и «Улетают – не улетают», развешивание кормушек, п/и «Совушка», наблюдения за птицами у кормушки.


«Снежный хоровод»
Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный и т.д.
Наблюдение за снегом, опыт: «Определение чистоты снега», загадки о снеге, зиме. Рассматривание снежинок. П/и «Мороз Красный нос». Д/и «Третий лишний»

Январь
«Наблюдение за снегом и льдом»
Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твёрдом состоянии (снег, лёд).
Проведение опытов: «Зависимость состояния воды от температуры воздуха», п / игры: «Затейники», загадки о снеге, льде, зиме.


«Растения зимой»
Формировать представления об условиях жизни растений зимой.
Рассматривание кустарников, деревьев, найти под снегом траву, брусничные листья. Чтение стих. М.Дудина «Деревья зимой». Труд: сбор снега в лунки деревьев.


«Мороз – удивительный художник»
Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве. Развивать воображение и творчество.
Загадывание загадок, рассматривание узоров на окнах. Опыт: «Согреть дыханием узоры». «Нарисуй узор». Стих. «Мороз».


«Выращиваем лук на окошке»
Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта.
Беседа с элементами труда, посадка лука, ведение дневника наблюдений.


Февраль
«Дикие животные в лесу зимой»
Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.
Беседа о белке, зайце, лисе, медведе. Д/игра «Закончи предложение». П/и «У медведя во бору»


«Лаборатория добрых дел»
Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей
Беседы о природных явлениях (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле.


«Наблюдение за сезонными изменениями»
Формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель); закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.
Беседы из опыта; П\игры: «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?». Народные приметы.


«Наши четвероногие друзья – собака»
Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.
Наблюдение, п/и «Дружные пары»

Март
«К нам весна шагает быстрыми шагами»
Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.
Чтение стихотворения “Март”, «Весна идёт», д/и «Что сначала, что потом?», наблюдение.



«Забота о здоровье»
Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зелёный лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своём здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище.
Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.


«Пернатые гости»
Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.
Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнёзд, появление птенцов и т. д.).


«Русская берёзка»
Формировать представления у детей о русской берёзе. Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.
Загадывание загадок, хоровод, п/игра «Беги к тому дереву, какое назову». Рассматривание почек на деревьях.

Апрель
«Весенний пейзаж»
Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадки. Наблюдения за изменениями, происходящими в природе. Приметы, пословицы и поговорки. Наблюдения за капелью.


«Первые цветы в природе»
Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.
Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов. Д/и «Третий лишний»(растения).


«Божья коровка»
Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.
Наблюдение за божьей коровкой. Разучивание потешки, пальчиковая гимнастика «Божья коровка».


«Солнышко на травке»
Уточнить знания детьми цветов, умение найти их по листьям, форме соцветия. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам, травам.
Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность . Опыт: «Вода и снег»

Май
«Кто живёт в пруду?»
Познакомить детей с прудом – природным водоёмом, его обитателями, растениями, формировать знания, что пруд не следует засорять; обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, растения, которые приспособились жить в воде.
Рассматривание картины «Водоём», игра «Создай свой водоём», беседа, игра «Подражание».


«Цветущие деревья»
Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев, формировать умения устанавливать простейшие связи: изменение условий в окружающей среде воспитывать интерес к растениям, бережное отношение и заботу.
Беседа о яблоне, вишне, сирени. Игра «От какого дерева цветок». Игра - имитация «Собери нектар»


«Что такое облака, дождь, гроза?»
Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.
Наблюдение за слоистыми облаками. Д/и «Мое облако». П/и «Что изменилось?». Загадывание загадок.


«Песочные фантазии»
Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Упражнять детей в работе с моделями. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей
Чтение загадок, пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», опыты с водой и песком самостоятельная деятельность детей


Материально-техническое обеспечение программы
Для занятий по программе требуется определённая материальная база, которая позволит организовать процесс обучения на должном уровне.
Оборудование (столы, стулья, планшеты)
Папки-файлы для сбора материала ( фото акций, детей на природе, рисунки, аппликации и поделки из природных материалов и др.)
Стенды-выставки для оформления экспозиций.
Бумага (писчая, цветная, картон)
Клей, ножницы, природный материал
Материалы для опытов, наблюдений
Демонстрационный материал

Список литературы:
1. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.
2. Кобзева Т. Г., Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа – Волгоград: Учитель, 2013. – 288 с.
3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада \.- М.: Просвещение – 1999. - 207 с.
5. Николаева С.Н Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. - 320 с.
6. Степанова Н.В Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж- 2010- 125с.
15