Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Югра — мой край родной

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
«Рябинушка»




















«Югра - мой край родной»

Конспект непосредственно образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста





Подготовила
воспитатель
Джумагазиева Ж.З.






г. Покачи
Цель: формировать представления   о природном богатстве родного края. Образовательные задачи:
расширить и закрепить знания детей об особенностях природы
родного края, культуре, быте коренных народов Севера.
Развивающие задачи:
развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать
выводы;
развивать самостоятельность в выборе темы и материала для лепки.
Воспитательные задачи:
воспитывать  любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к
природе родного края;
воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть
похожими на них;
воспитывать  уважение к жителям коренных национальностей Севера.
Активизация словаря: (ягель, жгучие  морозы, затяжная зима, дикоросы, кисы, ягушка, малица).

Предварительная работа: экскурсия в  краеведческий музей  г. Покачи, экскурсия на водоём, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край», чтение хантыйских сказок, рассказов, ознакомление с  загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город»,  дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что лишнее?»,  подвижные  игры «Хэйро» (солнце), «Важенка и оленята». Материалы: Карта ХМАО-Югры, глобус, макет чума и народные игрушки ханты и манси, иллюстрации с изображением животных и растений Севера, макеты ремесел ханты и манси: рыболовство, оленеводство, народно-прикладное искусство ханты и манси, предметные картинки хвойных и лиственных деревьев.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: - Сегодня, ребята, у нас будет интересное путешествие. В течение путешествия мы будем отвечать на вопросы, выполнять интересные задания, а также просматривать слайды и комментировать их. - Что это за шар? (На столе стоит географический глобус) Дети: - Глобус. Воспитатель: - А что такое глобус? Дети: - Глобус -  это макет нашей  Земли. Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, а почему суша разрисована разноцветными красками.  Что обозначают эти разные цвета на глобусе? Дети: - Это разные государства на планете Земля. Воспитатель: - А  какие государства вы можете назвать? Дети: Америка, Турция, Китай и т. д. Воспитатель: - А как  же называется наша страна? Дети: - Наша страна - Россия,  Российская Федерация. Воспитатель: - Правильно, ребята. Мы живем в России. В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется город, главный город страны, сердце России? Дети: - Город Москва. Воспитатель: Помогите мне найти на карте России то место, где проживаем мы. (Дети определяют место нашего проживания) Воспитатель: Многие из вас родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где  родился человек и живёт? Дети:- Родной край, малая Родина. Воспитатель: - Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина? Дети: - Наша малая Родина называется - Югра Воспитатель: - А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ? Дети: - Ханты – Мансийский автономный округ – Югра. Воспитатель: - А где на карте расположен Ханты – Мансийский автономный округ - Югра? На севере, юге или на средней полосе России? Дети: - Он находится на севере нашей страны. Воспитатель: - Как называется  столица Ханты – мансийского автономного округа? Дети: - Город Ханты - Мансийск. Воспитатель: - Много разных городов находится в Ханты – Мансийском  автономном округе. (Подвожу к карте Ханты - Мансийского автономного округа) Как называется наш город? Дети: город Покачи. А что означает название нашего города Покачи? Дети: - город назван в честь семьи Покачевых. - Ребята, чем еще богат Ханты – Мансийский округ?
Дети: - Здесь добывают нефть, газ. Воспитатель: - Газ и нефть – это главное богатство Югры. Пользуются газом и нефтью не только югорчане, и  не только люди России. Газ и нефть  отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства. Воспитатель: - Как вы думаете, легко добывать газ и нефть? Дети: - Нет, нелегко. Очень холодная затяжная зима. Трескучие морозы. Летом комары и мошкара. Воспитатель: - Да, добыча газа и нефти настоящая мужская работа. Обратите внимание на лица этих мужественных и сильных людей. Не боятся морозов, холодов и ветров. Это настоящие герои. (просмотр фрагмента фильма). Ребята, мы на слайдах видели, что некоторые  коренные жители занимаются рыболовством.  Чем  еще  занимается коренное население? Дети: - Охотой, оленеводством,  сбором дикоросов. Воспитатель: - Что такое дикоросы? Дети: - Это грибы и ягоды. Воспитатель: - Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами? Дети: - Потому что грибы и ягоды никто не сажают, они сами вырастают. Воспитатель: - Из каких двух слов состоит слово «дикоросы»? Дети: - Дико растут. Воспитатель: - Правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду,  и никто их не высаживает, они растут  в природе самостоятельно, чаще в диких местах. Какие же ягоды растут на Севере? Дети: - Голубика, черника, брусника, клюква, морошка. Воспитатель: - А какие деревья  и кусты растут на севере? Дети : - Лиственница, сосна, кедр, ель, шиповник, можжевельник. Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что где растет?». Для этого предлагаю вам разделиться на две команды. (Дети самостоятельно  разбиваются на 2 команды). Воспитатель: - Послушайте правила игры. На столе справа лежат карточки с изображением ягод, растущих на севере и юге нашей страны. Первой команде необходимо  выбрать только северные ягоды и разместить их на фланелеграфе справа. Второй команде необходимо среди карточек на столе слева выбрать только те деревья, которые растут только в нашем родном краю и разместить их на фланелеграфе слева. 1- ая команда - отбирает ягоды, растущие на Севере. 2-ая команда – отбирает деверья и кустарники  Севера. ( Дети проверяют правильность выполнения задания противоположной команды). Дети выполняют задание, потом проверяют правильность выполнения друг у друга. Воспитатель: - Что это за сооружение стоит? Дети: - Чум. Воспитатель: - А что такое чум? Дети: - Это летнее жилище хантов. Воспитатель: - Где находятся эти жилища. Дети: - Чумы собираются в стойбищах, в тайге. Воспитатель: - А кто в них проживает? Дети: - Коренные жители: ханты и манси. Воспитатель: - А почему они живут в чумах? Дети: - Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить. Воспитатель: - А для чего это необходимо делать? Дети: - Потому что коренные жители пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место. Воспитатель:- А из чего сделан чум? Дети:- Из оленьих шкур. Воспитатель: - Вы говорили, что зима у нас холодная, студеная, дуют ветра. Не холодно ли в тундре зимой? Дети: - Холодно, но люди тепло одеты? Воспитатель: - Во что одеты? (Обращаю внимание на макеты, панно с изображением тундры и людей) Дети: - Женщины одеты в ягушку, мужчины в малицу. Воспитатель: - А ноги во что обуты? Дети: - Кисы и бурки. Воспитатель: - Одежда коренных народов не только теплая, но и нарядная. Что означает «нарядная одежда»? Дети: - Одежда вышита орнаментом. Воспитатель: - Орнаменты бывают разные. Что они означают? Дети:- Оленьи рога, заячьи ушки, ветки берез, рога лося, щучьи зубы. Воспитатель: - Да, узоры взяты из природы. Я предлагаю попутешествовать по родному краю, полюбоваться красотой природы.  (Дети садятся, комментируют показанные слайды «Природа г. Покачи»).  Воспитатель: Ребята, северный народ не только мужественный, но и талантливый. Ненецкие авторы сложили много стихов, песен о родном крае, сочинили сказки и рассказы. Наряду с этим они пользуются народными подвижными играми. Мы с вами в эти игры  играем. Вот и сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хэйро». Что означает слово «хэйро»? Дети: - Слово «хэйро» означает «солнце». (Вспоминаем правила игры, проводится подвижная игра «Хэйро».) Воспитатель: -  Ребята, помните, мы изготовили макет тайги, но его нужно оживить: расселить животных, которые живут на севере. Подумайте, кого бы вам хотелось слепить? (Даётся возможность определиться с решением). - А теперь выберите нужный вам материал: зелёную глину, веточки, шишки, пенёчки и т.д. (Дети лепят животных). - Протрите руки влажной салфеткой. Полюбуйтесь своим произведением и отнесем на столик к другим макетам. (Дети ставят работы в ряд с другими макетами). - Наше путешествие окончено. - Скажите,  пожалуйста, где происходило наше путешествие? Дети: - Мы путешествовали по родному краю, по Ханты – Мансийскому автономному округу. Воспитатель: - Молодцы, вы все были активными, показали хорошие  знания, свое умение. Спасибо за ваш труд! - Что Вам больше всего понравилось? (Мнения детей). - Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край? (Дети высказывают свои предложения)





Заголовок 1Rђ Заголовок 2Rђ Заголовок 315