Статья Формирование читательской самостоятельности у детей через умения и навыки работы с книгой


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Оса»
Составила: Крапивина И.В.,
учитель начальных классов
Формирование читательской самостоятельности у детей через умения и навыки работы с книгой.
В наше время ни для кого не является секретом, что современные дети не любят (и не хотят) читать. Всё своё свободное время у них отнимает компьютер и просмотр сериалов, фильмов и передач (отнюдь не детских) по телевидению. Всё чаще мы, учителя, слышим жалобы родителей о невозможности заставить ребёнка читать. Низкие результаты по технике чтения, непонимание детьми прочитанного, отсутствие интереса к чтению, ошибки при чтении (пропуски букв, слогов, слов и даже строчек, перестановка букв, слогов и слов, вставка букв, слогов и слов) заставили задуматься над проблемой – как помочь ребёнку полюбить книгу, какие создать условия, чтобы способствовать чтению без ошибок, развитию интереса к чтению и формированию личностного качества ребёнка - читательской самостоятельности.
Тема: формирование читательской самостоятельности у детей через умения и навыки работы с книгой.
Цель работы: создание банка данных методов и приёмов, способствующих развитию интереса к чтению, формированию у ребёнка читательской самостоятельности.
Задачи:
1.Изучение методической и педагогической литературы по проблеме формирования ребёнка – читателя.
2. Поиск и применение методов и приёмов обеспечивающих переход от коллективного чтения к чтению самостоятельному.
3.Создание банка данных методов и приёмов, игровых уроков и внеклассных мероприятий стимулирующих читательскую активность (самостоятельность).
4.Поиск и применение форм работы с семьёй по формированию читательской самостоятельности младших школьников.
Доктор педагогических наук, кандидат филологических наук Н.Н.Светловская в ходе более пятидесяти лет изучавшая и сформулировавшая законы формирования читателя определяет читательскую самостоятельность как «личностное свойство, которое характеризует наличие у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений и навыков дающих ему возможность с наименьшей затратой сил и времени, реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью». Другими словами - читательская самостоятельность -это:
1) умение и желание (а потом и привычка) обращаться к книгам;
2) знание того, к каким книгам следует обращаться по тому или иному вопросу;
3) умение быстро найти нужную ребёнку книгу среди множества других книг.
Существует несколько критериев, по которым можно судить о том сформирована читательская самостоятельность у ребёнка или нет.
1.Показатели техники чтения.
2.Восприятие художественного произведения.
3.Наличие интереса к чтению книг.
4.Развитие читательского кругозора.
5.Усвоение программы в целом.
Результаты деятельности.
На протяжении всего учебного года вёлся поиск и применение методов и приёмов, формирующих читательскую самостоятельность. Вот лишь некоторые из них:
Ведение читательского дневника (на родительском собрании обсудили его оформление, содержание, определили какую помощь родители могут оказать в его ведении).

Составление кроссвордов и вопросов (викторины) по тексту (использование данного приёма не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира).

Ценность данного приёма в том, что у детей вырабатывается способность выделять главное в тексте, способность вычленять из текста его составляющие; дети читают текст более осознанно, более внимательно. Родители оценили и выделили данный приём, как наиболее успешный при подготовке домашнего задания (особенно по окружающему миру).
Пересказы: полные и краткие, творческие (придумать свою концовку к сказке, рассказу), пересказ от лица автора или героя, пересказ по вопросам, по опорным словам, по самостоятельно составленному плану.
Чтение по ролям.
Рисование иллюстраций к текстам.

Словесное рисование.
Реклама книг.
Читательские пятиминутки на каждом уроке и т.д.
Ребята с удовольствием принимают участие в литературных праздниках, играх стилизованных под различные телевизионные передачи: «Своя игра», «Умники и умницы», «Звёздный час», «Поле чудес» и т.д. С большим желанием они пробуют себя в роли ведущих на таких мероприятиях, пробуют свои силы в составлении литературных праздников, играх-состязаниях, позволяющих выяснить кто же лучше и внимательнее читал книгу. Данные мероприятия приучают ребят к более внимательному чтению произведений, помогают им лучше понять содержание книги, способствуют развитию интеллектуальных, творческих способностей.
Замеры по одному из критериев сформированности читательской самостоятельности - технике чтения - показали следующие результаты.
Уровень Сентябрь Апрель
Высокий 12 чел. 16 чел.
Выше среднего 3 чел. 6 чел.
Средний 9 чел. 5 чел.
Низкий 4 чел. 1 чел.
Почти все ребята улучшили свои результаты. Меньше стало детей допускающих ошибки при чтении (сентябрь-16 чел.; апрель - 8 чел.).
Вывод: только взаимодействие родителей, детей и педагогов, систематическая и целенаправленная работа, использование различных форм, методов и приёмов работы будут способствовать появлению потребности в чтении, желанию посвящать этой деятельности часть своего свободного времени, а значит и формированию читательской самостоятельности детей.