Методическая разработка урока по МДК 01.02 Схемы управления электрическими двигателями


СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРЦЕВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Методическая разработка урока
МДК 01.02
по теме: «Схемы включения и управления двигателями».
Профессия: «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»
Разработала Федотова Анна Александровна
Преподаватель спецдисциплин
Г. Ярцево
2015г
План открытого урока
По дисциплине: ПМ 01 Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций.
МДК 01.02 Организация работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования промышленных организаций.
Профессия: 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»
Тема программы: Монтаж и ремонт электрических машин.
Тема урока: Схемы включения и управления двигателями.
Ход урока
1 этап: постановка целей и задач урока- 3 минут.
Преподаватель: Добрый день уважаемое жюри и обучающиеся группы 5Эл-2! Я рада приветствовать вас в этом кабинете на игре «Испытай себя».
(слайд)
Цели и задачи урока:
Цель урока: закрепление теоретических знаний по теме: «Схемы включения и управления двигателями»
Достигнуть эту цель мы сможем путём решения ситуационных задач:
Обучающих:
1. Учить обобщать и систематизировать полученные знания;
2. Учить использовать компьютерные технологии для самостоятельной работы с целью проверки усвоения теории по данной теме;
3. Учить применять полученные теоретические знания для решения ситуационных задач;
4. Выбирать оптимальный способ решения.
Развивающих:
1. Способствовать развитию общеучебных умений;
2. Развивать творческую сторону мышления;
3. Развивать уверенность в себе;
4. Развивать интерес к предмету и избранной профессии.
Воспитывающих:
1. Воспитывать потребность в знаниях;
2. Формировать навыки применения знаний на практике;
3. Воспитывать культуру общения, взаимопомощи, умения слушать
товарища;
4. Воспитывать ответственность за работу в команде.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
а) материально-техническое оснащение:
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, аппараты управления и защиты, инструменты и материалы: отвертки, провода, нож монтерский складной, пассатижи, клещи для снятия изоляции, изоляционная лента (синяя)
б) учебно-методические средства обучения:
таблицы, справочники, фрагменты фильмов, схемы, технологическая карта.
Литература:
Макаров, Е. Ф. Обслуживание и ремонт электрооборудования электростанций и сетей [Текст]: учеб. для НПО / Е. Ф. Макаров. - М.: Академия, 2008. – 448 с.
Сибикин, Ю. Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий [Текст]: Учеб. для НПО: Учеб. пос. для СПО / Ю. Д. 3. Сибикин, М. Ю. Сибикин. – М.: Академия, 2007. – 432 с.
3. Сибикин, Ю. Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий [Текст]: В 2 кн.: Учебник для учащихся учрежд. нач. проф. образования / Ю. Д. Сибикин. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. –Кн. 1 - 208 с. Кн. 2 – 256 с
Методическое обоснование
«Схемы включения и управления двигателями» является одной из тем по ПМ.01 Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций. По профессии СПО 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
Для включения и управления двигателями необходимо знать номенклатуру работ, выполняемых на каждом этапе включения, знать назначение и применение аппаратов управления и защиты, иметь навыки по выполнению электромонтажных работ (разделка проводов и кабелей, соединение жил проводов и кабелей), различными методами.
Сообщение темы и совместная постановка задач, создает положительную эмоциональную атмосферу.
Для активного включения обучающихся в процесс игры, а также при повторении по ранее изученным темам используем групповую форму деление на команды. Формирование команд проводится методом случайного выбора. Групповая форма работы позволяет включить в процесс всех обучающихся, вспомнить ранее изученное.
Таким образом, применение нестандартных   уроков позволяют обучающимся получать знания, умения и навыки, а также развивать память, мышление, творческий потенциал, для реализаций требований, предъявляемых к будущим специалистам. Игровые технологии позволяют создавать на занятиях непринужденную обстановку и вовлечь студентов в обсуждение серьезных технических проблем.

2 этап: мотивация деятельности студентов на уроке - 2 минуты
Преподаватель: Тема «Схемы включения и управления двигателями» всегда актуальна и важна, ведь вам ребята, очень повезло с профессией, потому что без электроэнергии и электрических двигателей, которые прочно вошли в нашу жизнь с бытовыми приборами, мы не можем создать комфортные условия для труда и отдыха. Поэтому так важна эта тема. Прошу вас к нашей игре сегодня отнестись серьёзно! А победителей ждут оценки «отлично»!
А сейчас, позвольте представить вам наше уважаемое жюри: председатель жюри зам. директора по теоретическому обучению Волченкова Л.Н., председатель предметно-цикловой комиссии по спец. дисциплинам – Воронова Н.А., преподаватель физики Прохоренкова О. А.
В игре принимает участие 2 команды. Слово капитанам - представьтесь, пожалуйста. (капитаны называют команду, представляют её членов и девиз). Спасибо.
3 этап: Ход игры
Преподаватель: Итак, мы начинаем нашу игру!!! Игра состоит из 4конкурсов.
1 конкурс называется «Лови ошибку».
Внимание на экран! Командам предлагается найти 5-ть ошибок в техническом тексте. Время ограничено, за каждый правильный ответ 1 балл.
Варианты ответов предоставить в текстовом варианте, который находится на столах у команд. (Выделить). Варианты правильных ответов показать на слайде.
Задание: «Лови ошибку» (Эталон).
Применяют следующие виды электрической защиты электродвигателей:
-максимально-токовую от коротких замыканий или недопустимых бросков тока;
-защиту от перегрева;
- обрыва обмотки возбуждения;
-перенапряжения;
-превышения напряжения;
-самозапуска и др.
Максимально-токовая защита двигателя обеспечивает немедленное отключение его силовой цепи при возникновении недопустимо больших токов. В силовых цепях эта защита осуществляется: предохранителями, автоматическими выключателями и максимально-токовыми реле.
Защита двигателя от перегрева обеспечивает отключение электрической машины в случае перегрузки механизма. При продолжительном режиме работы асинхронного электродвигателя используют тепловое реле или автоматы с тепловым расцепителем, при повторно-кратковременном режиме- два максимально-токовых реле.
Вариант текста, где допущены ошибки:
Применяют следующие виды электрической защиты электродвигателей:
-максимально-токовую от коротких замыканий или недопустимых бросков тока;
-защиту от перегрева;
- обрыва обмотки возбуждения;
-перенапряжения;
-превышения напряжения;
-самозапуска и др.
Максимально-токовая защита статора обеспечивает немедленное отключение его силовой цепи при возникновении недопустимо малых токов. В силовых цепях эта защита осуществляется: тепловым реле, автоматическими выключателями и максимально-токовыми реле.
Защита двигателя от перегрева обеспечивает отключение электрической машины в случае перегрева механизма. При продолжительном режиме работы асинхронного электродвигателя используют плавкие вставки или автоматы с тепловым расцепителем, при повторно-кратковременном режиме- два максимально-токовых реле.
Капитаны команд сдают работу жюри для оценки.
Преподаватель:
Второй конкурс называется «На внимательность».
Представители команд подходят к столу и выбирают аппараты управления и защиты, расположенные на столе, объясняют их назначение. За каждый правильно выбранный аппарат и правильное объяснение оценка -1 балл.
Остальные участники команды разгадывают кроссворд «АЗиУ» (Приложение 1).
За каждое правильно отгаданное слово -1 балл.
Преподаватель: капитанам команд сдать кроссворды. Члены жюри объявите результаты первого конкурса.
Преподаватель: а мы переходим к конкурсу «Умей защитить двигатель» и практическому заданию «Собери схему нереверсивного магнитного пускателя».
Одни участники команды работают с таблицами, другие выполняют практическое задание.
За каждую правильно заполненную графу в таблице -1 балл.

Практическое задание оценивается по пяти бальной системе.

Не реверсивная схема магнитного пускателя с катушкой 380В.

СХЕМА ПОДКЛЮЧЕНИЯ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ЧЕРЕЗ МАГНИТНЫЙ ПУСКАТЕЛЬ.
Преподаватель: Членов жюри просим подвести итоги за второй конкурс.
Переходим к последнему конкурсу «Сопоставление».
Командам предлагается к аппаратам подобрать соответствующие названия. (Несколько типов аппаратов управления и защиты). Правильно подобранное название- 1 балл.
Пример сопоставления.
№ п/п Аппараты защиты и
управления Название
1. Предохранитель
2. Автоматический выключатель
3. Тепловое реле
4. Электромагнитное реле
5. Магнитный пускатель
6. Кнопочный пост
Уважаемое жюри, подведите, пожалуйста, результаты игры.
Подведение итогов. Жюри озвучивает результаты. Команда победителей получает оценки «отлично» и призы, команда проигравших- «хорошо» и утешительные призы.
Преподаватель: Наша игра завершилась. Спасибо вам за игру. (Провести краткий анализ игры «Познай себя»: отметить особо активных, поставить им оценку «отлично», сделать замечания слабым).
В заключение я хотела бы вам сказать, что, не смотря на результаты игры, сегодня нет проигравших, ведь каждый из вас сегодня боролся не за себя, а за команду. Вы получили бесценный опыт работы в коллективе, почувствовали ответственность за ближнего. Конечно же не у всех всё получилось, а это значит, что нужно продолжать работать над собой: развивать мышление, повторять забытое, навёрстывать упущенное. Поэтому желаю вам успехов!
Технологическая карта
конструирования урока по теме «Схемы включения и управления двигателями» в группе 5Эл-2 по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» с использованием средств информационных технологий. 
Предмет, № группы, специальность в группе 5Эл-2 по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»
Тема урока
№ урока по теме Использование ИКТ на уроках по теме «Схемы включения и управления двигателями»
Ф.И.О. преподавателя
Название образовательного учреждения Федотова Анна Александровна
Преподаватель специальных дисциплин СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум».
Актуальность использования средств ИКТ  Использование ИТ позволит активизировать индивидуальные и личностные мотивы обучающихся в процессе усвоения учебной информации
 Создание условий для эффективной реализации метода проектов
  Формирование умений и навыков      информационно-поисковой деятельности   студентов
Вид урока Урок-игра
Цель урока Закрепить теоретические знания по теме «Схемы включения и управления двигателями»
Тип урока Урок обобщающего повторения и систематизации знаний
Принципы Научности, доступности, системности, связь теории с практикой.
Меж предметные связи: Электротехника,
Задачи урока
 
  обучающие развивающие воспитательные
1. Учить обобщать и систематизировать полученные знания;
2. Учить использовать компьютерные технологии для самостоятельной работы с целью проверки усвоения теории по данной теме;
3. Учить применять полученные теоретические знания для решения ситуационных задач;
4. Выбирать оптимальный способ решения. 1.Способствовать развитию обще- учебных умений;
2. Развивать творческую сторону мышления;
3. Развивать уверенность в себе;
4. Развивать интерес к предмету и избранной профессии.
1. Воспитывать потребность в знаниях;
2. Формировать навыки применения знаний на практике;
3. Воспитывать культуру общения, взаимопомощи, умения слушать товарища;
4.Воспитывать ответственность за работу в команде.
Необходимое аппарат-ное  и программное обеспечение Программные средства: MS PowerPoint, МSword, презентации заданий, информационный лист в текстовом редакторе Microsoft Word;
Технические средства: ПК учителя; Мультимедийный проектор, ноутбук; компьютерная презентация игры в формате MS PowerPoint;,аппараты управления и защиты, инструменты и материалы: отвертки, провода, нож монтерский складной, пассатижи, клещи для снятия изоляции, изоляционная лента (синяя),, призы участникам, карта результативности игры.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА время
ЭТАП I Введение в игру: цели и задачи урока 3 мин.
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Демонстрация презентации игры в среде MS PowerPoint Функции преподавателя Организация деятельности студентов Форма организации деятельности студентов Коллективная ЭТАП II Мотивация деятельности студентов 2 мин.
ЭТАП III  Игра «Познай себя» 38 мин.
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Демонстрация презентации игры в среде MS PowerPoint Функции преподавателя Организация деятельности обучающихся, демонстрация  презентации Форма организации деятельности студентов Коллективная, групповая 1.Конкурс «Лови ошибку» Командам предлагается найти 5 ошибок в техническом тексте. Время ограничено, за каждый правильный ответ 1 балл.
Варианты ответов предоставить в текстовом варианте, который находится на столах у команд. ( Выделить). Варианты правильных ответов показать на слайде. 2.Конкурс «На внимательность» Представители команд подходят к столу и выбирают аппараты управления и защиты, расположенные на столе, объясняют их назначение. За каждый правильно выбранный аппарат и правильное объяснение оценка -1 балл.
Остальные участники команды разгадывают кроссворд «АЗиУ». (Прилагается).
За каждое правильно отгаданное слово -1 балл. 3.Конкурс «Умей защитить двигатель», практическое задание «Собери схему нереверсивного магнитного пускателя» Одни участники команды работают с таблицами, другие выполняют практическое задание.
За каждую правильно заполненную графу в таблице -1 балл.
Практическое задание оценивается по пяти бальной системе.
4.Конкурс «Сопоставление» Командам предлагается к аппаратам управления и защиты подобрать соответствующие названия. Правильно подобранное название- 1 балл.
ЭТАП IV Подведение итогов игры. Награждение победителей. 2 мин.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Кроссворд «Аппараты управления и защиты»
3
1 5
2 1 4 3 2 4 5 По горизонтали:
1.Аппарат защиты и управления.
2.Основной элемент аппаратов защиты и управления.
3. Аппарат защиты от токов короткого замыкания.
4.Применяют для управления двигателями большой мощности.
5.Аппарат для управления электрическими двигателями.
По вертикали:
Применяют для замыкания и размыкания электрических цепей в схемах
управления.
2. Применяют при пуске двигателей.
3. Автоматы могут содержать электромагнитный или тепловой….
4. Для шунтирования обмотки возбуждения применяют ….
5. Простейший аппарат ручного управления.
Ответы на Кроссворд «Аппараты управления и защиты»

1А В Т О М А Т 5Р
С У
Ц Б
2К А Т У Ш 1 К А Е И
Н П 4Р Л
3 П Р Е Д О Х 2Р А Н И Т Е Л Ь
П Е Т З Н
4К О Н Т А К Т О Р Е И И
А С Л С К
Т Ь Т А О 5П У С К А Т Е Л Ь Р По горизонтали:
Автомат.
Катушка.
Предохранитель.
Контактор.
Пускатель.
По вертикали:
Кнопка.
Реостат.
Расцепитель.
Резистор.
Рубильник.