Программа логопедических занятий 1 класс с ЛУО (с учетом психофизических особенностей РАС)



Пояснительная записка
Характеристика обучающегося
1 класса с ЛУО (с учетом психофизических особенностей РАС).
Обучающийся поступил в 1 класс 1 сентября 2016 года. По заключению ПМПК рекомендовано обучение по АООП для детей с ЛУО (с учетом психофизических особенностей РАС). Находится на индивидуальном обучении. До школы  дошкольные образовательные учреждения не посещал. Родители очень внимательны к сыну, заинтересованы в его развитии. Занятия вызывают положительные эмоции у мальчика. Подчиняется требованиям учителя к выполнению совместных действий: лепка, соотнесение картинок и табличек, пересчёт предметов в пределах 10, изготовление аппликаций и поделок, рисование. Этому способствует подбор подкрепляющих стимулов (краткие прогулки, мыльные пузыри,  игры с водой, со светящимися игрушками,  манипуляции с мелкими предметами).
Навыки опрятности и самообслуживания формируются медленно.
Расстройства речи у детей с интеллектуальными нарушениями (ЛУО и РАС) проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом.
Речевые нарушения у таких детей носят системный характер, то есть страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь.
Фонетические нарушения проявляются в неточности слуховой дифференцировки
сходных по звучанию фонем, трудностях звукобуквенного анализа. Недоразвитие лексической стороны речи проявляется, прежде всего, в бедности словарного запаса, неточности употребления слов, в преобладании пассивного словаря над активным, в несформированности структуры значения слова. В словаре таких детей преобладают существительные с конкретным значением. Усвоение же слов абстрактного значения, понимание загадок, пословиц вызывает большие трудности. У многих отсутствуют в речи слова обобщающего характера, редко употребляют глаголы, прилагательные, наречия. Чаще всего школьники употребляют в своей речи местоимения. Несформированность грамматической стороны речи проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений.
У школьников недостаточно сформированы как морфологические формы
словоизменения и словообразования, так и синтаксическая структура предложения. Предложения таких детей, как правило, весьма примитивной конструкции, часто стереотипны, неполны, неправильно построены.
Становление связной речи осуществляется замедленными темпами и также
характеризуется качественными особенностями. Дети с интеллектуальныминарушениями долгое время задерживаются на этапе вопросно-ответной и
ситуативной речи. Переход к самостоятельному высказыванию является очень
трудным и затягивается вплоть до старших классов школы. В процессе усвоения
связных высказываний школьники нуждаются в постоянной стимуляции состороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде
вопросов, либо в виде подсказки. Связные высказывания мало развёрнуты,
фрагментарны. В рассказах нарушена логическая последовательность, связь между отдельными её частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого. Речь, как правило, маловыразительна, монотонна, нет логических ударений.
Речевые нарушения являются серьёзным препятствием в овладении на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. Нередки случаи, когда по причине речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу.
Актуальность проблемы.
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА или РАС) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
Основными признаками РДА (РАС) при всех его клинических вариантах являются:
- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;- отгороженность от внешнего мира;- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;- дети с аутизмом очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;- приверженность к сохранению неизменности окружающего;- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;- разнообразные речевые нарушения при РАС;- у детей с РАС наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.
Настоящая рабочая программа логопедических занятий с учащимся 1 класса VIII вида составлена на основе:
1.Инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». Ястребова А. Я, Бессонова Т. П. М.: 1996/ Пост 2. «Программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьникам». Козырева Л. М., изд. АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ Ярославль, 2006г. 3. Учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» Гомзяк О.С. Москва, изд. ГНОМ и Д, 2009г. 4. «Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4классы» под редакцией В.В. Воронковой по письму и развитию речи, Просвещение, 2012г. 5. ФЗ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Общая характеристика программы.
Логопедическая работа с обучающимися, имеющими нарушения ЛУО (РАС) занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Нарушения речи у детей с ЛУО (РАС) носят характер системного недоразвития речи, для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения - несформированность фонематического восприятия и фонематического анализа; - аграмматизмы, проявляющиеся в словоизменениях; - нарушения сложных форм словообразования; - недостаточная сформированность связной речи;
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом. Кроме того, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы так же являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1 классах, необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.
Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, чтению и письму.
В связи с тем, что нарушения речи у обучающихся с ЛУО (РАС) носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки.
Методологические и теоретические основы программы.
Как и любая программа, «Программа логопедических занятий» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней: - гуманизма - вера в возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода; - системности - рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития; - реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы; - деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы; - системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С.Выготского, А.Р.Лурии и А.А Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса для таких детей, которые имеют дефект, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С.Я. Рубинштейн, М.С.Певзнер.
Цели и задачи программы.
Цели программы:
- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; 
- максимальная коррекция дефектов устной речи учащегося, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации ребенка;- повышение речевой активности ребенка в процессе общения.
Задачи программы:
Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире. 
Обучение его простым навыкам контакта, в том числе речевого:
- обогащать и активизировать словарный запас,
- развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
3. Развитие устной речи:
- создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся;
- развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной;
- развивать фразовую и связную речь.
4. Подготовка к обучению письменной речи (письмо и чтение):
- формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза; - создавать базу для успешного овладения навыками чтения и письма;
5. Развитие зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.
6. Формировать пространственно-временные представления и понятия. 7. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.
Организация работы по программе.
Коррекция нарушений речи учащегося с ЛУО (РАС) требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане коррекционной работы предусмотрены часы логопедических занятий. Программа логопедической коррекции речи рассчитана на 34 недели, логопедических занятий в 1 классе отводится 1 занятие в неделю (34 занятия в год).
Основные этапы логопедической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего коррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление речевой активности ребенка. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе коррекции важной задачей является организация речевой активности целенаправленного аутичного ребенка.
Эффективность программы.
Реализация коррекционной программы для детей с ЛУО (РАС) дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция.
В структуру каждого занятия, как правило, входят:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики
пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения;
-упражнения, направленные на развитие фонематических процессов;
- работа над предложением;
- развитие связной речи.
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий
1 раз в неделю (34 часа в год)
№ Тема занятия 1 триместр (12 часов)
1 Логопедическое обследование.
Игра «Ручки», «Ладушки».
Установление контакта с аутичным ребенком. Обследование. Наблюдение.
2. Слова, обозначающие предметы, действия, признаки. Игра «Погладь кошку».
Установление контакта с аутичным ребенком. Обследование. Наблюдение.
3. Рассказ по серии картинок «Осень». Составление рассказа про осень по нарисованным картинкам.
4. Предложение. Составление предложений с однородными определениями на основе темы «Овощи и фрукты».
5.  Гласные и согласные звуки. Узнавание и вычленение гласного и согласного на слух.
6. Пространственная ориентировка. Определение схемы тела и основных направлений в пространстве.
7.  Звуки, буквы. Определение места звука в слове (начало, середина или конец).
8. Слово. Различие на слух длинных и коротких слов. Упражнение « Топни – хлопни»
9. Домашние и дикие животные. Составление предложений на тему «Домашние и дикие животные».
10. Звуковой анализ односложных слов. Определение последовательности звуков в словах.
11. Ударение в слове. Выделение ударного звука.
12. Составление рассказа на тему «Зима». Составление предложений на тему:  « Зима»
2 триместр (11 часов)
13. Формирование диалогической речи по сказке «Теремок» Формировать диалогическую речь
14. Посуда. Мебель. Игра «Мой дом» Расширение словаря.
15.  Словообразование. Игра « Ласковые имена»  Игра « Ласковые имена» Уменьшительно – ласкательные  слова. Мама, сестра, брат, сын.
16. Род мужской и женский. Понимание и различие  сущ. м.р. и  ж.р. Игра  «Найди свою картинку»
17. Одежда. Обувь. Средний род. Образование сущ.с уменьш.- ласкат. суффиксами, тема : «Одежда»Игра «Большой – маленький»
18. Усвоение формы род. падежа имен сущ. Игра «Помоги детенышам, найти свою маму» Выделение звука  /к/,/г/ среди других согласных звуков. Определение позиции звука в слове (начало, середина).
19. Цвет. Форма. Величина. Учить различать цвета, форму, величину.
20. Транспорт. Игра «Отправляемся в путь» Развитие слухового и зрительного внимания.
21.  Развитие лексико-грамматической системы языка. Изменение слов по образцу: малыш-малыши, шалаш-шалаши.
22. Работа с загадками. Расширение словарного запаса.  Заучивание загадок в стихах.
23.   Развитие связной устной речи. Рассказ «Цапля и лиса» Развитие связной устной речи. Работа над рассказом « Цапля и лиса»
3 триместр (11 часов)
24.  Составление рассказа на тему «Моя мама» Развитие связной речевой активности.
25.  Слово. Слог. Развитие внимания. Учить делить слова на слоги. Игра «Ладошки»
26. Слово. Ударный слог. Учить делить слова на слоги. Игра «Ладошки»
27. Связная речь. Составление рассказа на тему «Весна» Повышение речевой активности. Составление и использование в речи двухсловных предложений.
28. Развитие речевого общения. «Позови. Закончи фразу» Работа с  иллюстрациями.
29. Развитие личностно-мотивационной сферы. Рассказ «Моя семья» Развитие связной речевой активности. Развитие личностно-мотивационной сферы.
30. Времена года. Развитие внимания. Игра «Что изменилось?» Учить находить отличия, сравнивать. Расширение словарного запаса.
31. Род мужской, средний, женский. Учить различать рода.
32. Рассказ. Предложение. Слово. Составление предложений из слов. Составление последовательного рассказа.
33. Профессии. Сюжетно-ролевая игра. Развитие связной речевой активности. Расширение словарного запаса. Диалог.
34. Связная речь. Составление рассказа на тему «Лето» Развитие связной речевой активности
Установление контакта с аутичным ребенком.
игра «Ручки».
Ход игры. Ребенок располагается перед логопедом. Логопед берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки логопеда по руке ребенка по типу
Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:
Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчасБудем с вами мы дружить и за руки всех ловить.
Развитие активности.
игра «Поводырь».
Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (педагог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями.
Игра «Догонялки».
Ход игры: педагог предлагает ребенку убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, педагог обнимает его, пытается заглянуть в глаза.
Развитие контактности.
3 занятие: игра «Погладь кошку».
Педагог вместе с ребенком подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.
Усиление психологической активности. Развитие восприятия.
Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.
Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.
Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается).
Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.
Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!А теперь пойдем налево! Раз, два, три!Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!И легонечко привстанем! Раз, два, три!Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!Повертим над головой!! Раз, два, три!И потопаем ногой! Раз, два, три!
игра «Найди место для игрушки».
Ход игры: педагог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие.
Игра «Собери фигурки».
Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает фигуру.
Графический диктант.Ход занятия: под диктовку педагога идет ориентировка ребенка на бумаге.
Продолжи рядХод занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.
Развитие внимания.
Корректурные пробы. «Девочки».
Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.
Таблица.
Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.
Развитие памяти
Запомни слова.
Ход занятия: поочередно предлагается несколько картинок, которые по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.
Игра «Снежный ком».
Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.
Игра «Найди отличия».
Ход занятия: предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.
Развитие речевого общения.
Игра «Закончи фразу».
Ход занятия: по очереди читается знакомое стихотворение, которое должны закончить.
Развитие личностно – мотивационной сферы
игра « Моя семья».
Ход занятия: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости».
игра «Пришел Мурзик поиграть».
Ход игры: педагог показывает Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с ребенком. Затем Мурзик показывает прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с ребенком домик для куклы или гараж для машины. Педагог стимулирует на общение с Мурзиком.