КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА Тема: Колобок (Русская народная сказка). 2 урок

Конспект урока по предмету речевая практика 1 класс

Тема: Колобок (Русская народная сказка). 2 урок

Цель: развитие связной речи школьников.

Задачи:
Учить детей описывать животных, называть их характерные признаки, разгадывать загадки. Развивать память и воображение, логическое мышление и интонационную выразительность речи. Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей; учить детей пересказывать знакомую сказку от «лица» разных героев этой сказки.  Воспитывать интерес к родному языку, умение внимательно слушать рассказчика, прививать любовь к русским народным сказкам и воспитывать доброе отношение к их героям. Ход урока.
1. Организационный момент.
- Вот и прозвенел звонок
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь,
И работать не ленитесь.
- Итак, на уроке слушаем меня внимательно и стараемся чётко проговаривать слова.

2. Актуализация знаний.
Вы много знаете сказок и их героев.
- Скакой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
Ребята, сегодня на уроке мы с вами вспомним эту сказку. А знаете ли вы, кто сочинил эту сказку? Ответы детей. Это русская народная сказка. Другими словами, у нее нет автора. Создатель этой сказки - народ.
Вспомним героев этой сказки.

Загадки.
А теперь отгадаем загадки:
Он главный герой этой сказки. Для того, чтобы узнать его имя, надо правильно отгадать загадку: Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол. И от бабушки ушел. У него румяный бок Кто же это? Колобок. Давайте вместе проговорим чистоговорку. Чистоговорка: ОК-ОК-ОК – пришел к нам в гости Колобок.
На доску вывешивается картинка с изображением Колобка.
Мама Колобочка В стареньком платочке. Поскребла и помела – Колобочка испекла. (Баба)
На доску вывешивается картинка с изображением бабы.

Он живет, но не в лесу, Любит хлеб и колбасу, Но, коль есть одна мука, Съесть готов и Колобка. (Дед)
На доску вывешивается картинка с изображением деда. - Молодцы. А как вы думаете, Колобок был послушным или нет? - Непослушным, потому что он убежал от дедушки и бабушки. - А что потом произошло? - Колобок покатился в лес. - Ребята, если сейчас вы правильно отгадаете мою загадку, то узнаете, кто первый повстречался Колобку в лесу: Есть в лесу большой трусишка, Цветом он похож на мышку. Любит кушать он морковку, Очень ловко скачет в горку. (Заяц.)
- Давайте проговорим чистоговорку. Чистоговорка: АЙ-АЙ-АЙ – зайку ты скорей встречай. На доску вывешивается картинка с изображением зайца.
Ребята, давайте посмотрим на картинку и опишем зайчика (какой он, что он ест) Зайка серенький, пушистый, с длинными ушками. Любит морковку и капусту. - А теперь давайте отгадаем следующую загадку и узнаем, кого Колобок повстречал вторым в лесу? На собаку он похож. Зубы острые, как нож! Он голодный день и ночь, На овцу напасть не прочь. (Волк.) - Правильно. Давайте с вами проговорим чистоговорку. Чистоговорка: ЖУ-ЖУ-ЖУ – волк не страшен лишь ежу. ГИ-ГИ-ГИ – от нас волк скорей беги. На доску вывешивается картинка с изображением волка.
Давайте опишем волка. Серый, злой, страшный, с острыми зубами. - Давайте порычим, как волк. - Р-р-р. Колобок убежал от волка? - Да. - Для того, чтобы узнать, кого следующего он встретил на своем пути, надо правильно отгадать загадку:
Он большой и косолапый, Очень любит кушать мед. Зиму всю он спит в берлоге, Лапу бурую сосет. (Медведь) -  Правильно. Давайте все вместе проговорим чистоговорку. Чистоговорка: ЁТ-ЁТ-ЁТ – мишка очень любит мед. На доску вывешивается картинка с изображением медведя.
- Кто из вас знает, что делают медведи зимой? - Спят в берлоге.
Колобку повезло, он смог уйти от зайца, волка и медведя. А кого потом встретил Колобок? Узнаем, если правильно отгадаем загадку: Живет в лесу хитрый зверек, С пушистым рыжим хвостиком. Волку серому сестра, А зовут ее... ( Лиса.) Правильно. Давайте проговорим чистоговорку. Чистоговорка: СА-СА-СА – идет хитрая лиса.
На доску вывешивается картинка с изображением лисы.
Дети, кто из вас может описать лису? Рыжая, игривая, ласковая, хитрая, с длинным пушистым хвостом. - Ребята, а удалось ли Колобку уйти от хитрой лисы? - Нет. Лиса притворилась глухой, она попросила Колобка сесть ей на носок и пропеть свою песенку, а сама съела Колобка. -  Да, перехитрила лиса Колобка. Поэтому, ребята, чтобы не попасть в беду, надо слушаться родителей, не убегать от них и не разговаривать с незнакомыми.
3. Физкультминутка «Колобок»: Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,
(руки месят тесто)
Доставала из печи
(руки вверх, в стороны, вниз)
Ни пирог, ни калачи,
(повороты туловища влево - вправо, руки в стороны)
Как поставила на стол
(приседания)
Он от бабушки с дедушкой ушел.
(прыжки)
Кто же бегает без ног?
(хлопки в ладоши)
Это желтый Колобок.

4. Инсценировка сказки.
- Ребята, а кто-нибудь из вас ходил в театр?
- А что делают в театре? (смотрят спектакли)
- А кто знает, как называют людей, которые работают в театре и показывают нам спектакли?
- Давайте представим, что вы актёры и сейчас мы покажем спектакль.
- У меня есть теремок, в котором живут герои сказки «Колобок».
(достаю героев, называем их, раздаю героев)
- А теперь все актёры выйдите сюда, а зрители вам похлопают. Молодцы, садитесь на место.
- Вам понравилось быть актёрами?

5. Работа с разрезными картинками.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
6. Итог урока.
- А теперь давайте вспомним, какая сказка к нам приходила в гости? 
- "Колобок". - Кто ее сочинил? - Народ. - Все ли герои сказки вам понравились? -  Нет. Не понравилась лиса, потому что она обманула Колобка и съела его. -  Я с вами согласна, дети. Лиса поступила плохо. Но и Колобку надо было вести себя осторожнее. Ребята, мы с вами очень хорошо потрудились, вы были внимательными, послушными и сообразительными.






15