Психолого-педагогический семинар по теме Речевая агрессия в школе и способы ее преодоления


Психолого – педагогический семинар по теме:
«Речевая агрессия в школе и способы ее преодоления».
Подготовила педагог – психолог : Костюшкина Ю.А.
Речевая агрессия – явление, тотально захватившее многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемое в речи конкретных людей: политиков и бизнесменов, пассажиров автобуса и продавцов, учащихся и самих школьных учителей.
Мы наблюдаем, как агрессия слова вторгается в детские игры и развлечения подростков, все чаще проявляется во внутрисемейных отношениях, «усаживается» рядом с нашими детьми за школьную парту и «помогает» родителям и педагогам «активно воспитывать» детей.
В самом общем виде речевую агрессию можно определить как грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме.
Среди основных типов агрессивных высказываний встречаются такие как : оскорбление, угроза, грубое требование, грубый отказ, обвинение, насмешка.
Агрессивные намерения скрыто или косвенно выражаются также в жалобах, доносах, сплетнях.
Как показывают наблюдения за речью школьников, большинство из них проявляют очевидную склонность к грубому общению: могут словесно унижать; намеренно оскорблять; запугивать; высмеивать друг друга, чтобы повысить собственную самооценку; грубо продемонстрировать позицию лидера ;укрепить свой авторитет среди группы одноклассников и т.п.
А как реагируют педагоги на подобное поведение школьников?
Какие способы речевого воздействия они используют в конфликтных ситуациях общения с учениками?
Как ни печально констатировать этот факт, но речь учителей иногда демонстрирует пренебрежительно грубое или повелительно покровительственное отношение к учащимся, что проявляется в резких замечаниях, грубых требованиях, а иногда даже явных оскорблениях и угрозах. Между тем именно речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные последствия: у детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется сначала страх перед конкретным учителем, а потом и перед школой вообще (так называемый дидактогенный невроз).
Кроме того, у ребят складывается впечатление, что агрессия учителя направлена не на их поведение в конкретной ситуации общения («Сейчас ты поступаешь неправильно»), а непосредственно на них самих («Ты вообще плохой, глупый, невоспитанный» и т.п.).
Наконец, добиваясь сиюминутных целей послушания в грубой, оскорбительной форме, следуя порочному принципу «Пусть ненавидят, лишь бы боялись», педагог, во-первых, невольно провоцирует ответную грубость учащихся («принцип бумеранга»), а во-вторых, демонстрирует школьникам негативную модель речевого поведения для наблюдения и подражания.
Получается, что, с одной стороны, неумение педагога управлять поведением учащихся в конфликтной ситуации приводит к отчуждению, враждебности, непониманию в школьном коллективе. С другой стороны, используя агрессию слова как способ коммуникативного воздействия, учитель также не достигает ни методических, ни воспитательных целей, а лишь демонстрирует авторитарный стиль общения с учениками и отсутствие профессионализма.
Как же вести себя в ситуации речевой агрессии в школе, защитить себя от детской «непосредственности», не скатиться к взаимным колкостям, оскорблениям и откорректировать поведение ребенка?
Прежде всего, можно прибегнуть к различным способам этической защиты.
Этическая защита – это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательств на ее достоинства.
Специфика педагогической защиты заключается в том, что дети плохо осознают наносимый ими морально – психологический урон, поэтому
педагог может защититься скрытым способом. Назначение педагогической этической защиты в итоге сводится к инициированию субъектности ребенка, то есть способности осмысливать произведенное или производимое по отношению к другому человеку.
Способы этической защиты помогут не только оградить достоинство педагога, что часто является его единственной целью, но и сохранить достоинство ребенка. А это всегда ведет к улучшению взаимоотношений, повышает планку уровня общения, способствует коррекции поведения ребенка.
Мы поговорим о нескольких способах этической защиты, дальнейшее использование которых будет полезно не только в педагогической деятельности, но и в любой другой сфере взаимоотношений.
В ситуации конфликтного общения можно использовать «мягкие» и «жесткие» способы защиты.
Итак, мягкие способы защиты:
Вопрос на воспроизведение – приостановить начавшееся общение на низком уровне, принижающее достоинство человека. Просьба воспроизвести слова, которые якобы оказались непонятны. Используются парадигмы: «Простите, я не понял…?», « Не расслышал, не могли бы Вы повторить?», «Как Вы сказали?».
Обычно обидчик не в состоянии после таких вопросов вести общение на избранном им уровне.
Вопрос об адресате – инструментируется наивное непонимание. Декларируется невозможность той формы общения, которую предлагает партнер.
Парадигма: «Это Вы мне?» ( мимика недоумения; пластика поиска, кому адресовано такое обращение, но без насмешки, издевки, высокомерия).
Окультуренное воспроизведение – производится с целью корректирования поведения. Суть – в демонстрации партнеру другой формы общения ( культурной). Парадигма: «Если я Вас правильно понял…», и добавляется то, что сказал партнер, но уже в этической форме ( помогает вывести на более высокий уровень общения).
Ссылка на личностные особенности – декларация, признание каких – либо личностных качеств, не позволяющих вести общение на заданном уровне:«Я не привык к такому…», «Мне всегда неловко…», «Я так устроен, что не могу…». Человек как бы сожалеет, что не может поддержать общение на заданном уровне, но это сожаление твердое и неуклонное.
Оправдание поведения – способ, возвышающий партнера, признание его достоинств. Используются парадигмы: «Вероятно, ты хотел…», «Наверное, ты думал…» Партнер как бы видит в зеркале свои добрые возможности. Обидчик невольно соглашается с позитивными предложениями, и уровень общения поднимается выше.
Проявление доброжелательности – способ веселого игнорирования того, что произошло. Концентрирование внимания на детали. «Как хорошо, что Вы напомнили мне..», «Если бы не Вы, я бы- забыл или не заметил..» «Как Вы внимательны ко мне».
Жесткие формы защиты.
Жесткие формы защиты могут применяться только во взаимоотношениях со старшеклассниками.
Их используют редко, поскольку в результате коммуникация временно прерывается.
Великодушное прощение – видимое смирение с грубость партнера, которые пока не может вести себя иначе.
Парадигма: «Если Вам так хочется…», «Если только так Вы и умеете…», «Если это приносит Вам чувство удовлетворения». Это сильное воздействие, не предполагающее дальнейшего общения или выяснения отношений.
Сопоставление достоинств партнера с его поведением – скрытый механизм влияния данной формы защиты заключается в возвышении партнера. С этой высоты партнеру падать не хочется, есть что терять.
Парадигма данного способа: «Вы такой ..( умный, порядочный) а. …» Последняя часть фразы недосказана, ее досказывает, додумывает обидчик сам.
Оставить наедине с собой - способ жесткий и лаконичный. Разрыв отношений «здесь и сейчас». Ответственность за « содеянное» перекладывается на партнера. Используются парадигмы: «Вероятно, Вы не способны понять, что сказали», «Жаль, что Вы не осознаете, что сейчас произошло» «Вы не понимаете, что сделали».
Есть еще немало других способов, которые способствуют предотвращению или снижению вербальной агрессии. Особую роль в предотвращении агрессии слова играют средства речевого этикета. Задумаемся, например, всегда ли наши обращения к учащимся, возражения, просьбы, отказы являются вежливыми? Всегда ли мы извиняемся за резкость замечания, несправедливую оценку, ошибочное суждение?
Назовем основные конкретные этикетные средства, направленные на предотвращение речевой агрессии.
Один из наиболее эффективных этикетных способов демонстрации благожелательного, уважительного отношения – вежливое обращение.
В последнее время наблюдается постепенная тенденция возвращения в практику педагогического общения использования формы «вы» в обращении к ученику. Одновременно с этим варьирование форм обращений может стать очень эффективным способом речевого воздействия в условиях конфликтного общения.
Например, для корректного выражения отрицательной оценки педагогу иногда бывает достаточно полной формой имени, особенно если раньше учитель всегда использовал форму «ты» -обращения: «Екатерина, вы мешаете мне вести урок» (ср.: «Катя, ты мне мешаешь!»).
Русский речевой этикет предполагает множество способов косвенного, непрямого, опосредованного выражения побуждения, просьбы:
- употребление сослагательного наклонения («Хорошо бы нам продолжать работать без шума»);
- использование намека ( «Вы меня удивляете»; «Что- то сегодня на уроке происходит ») – все эти реплики содержат указание на нарушение учащимися этикетных норм и просьбу прекратить пререкаться.
Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают эвфемизмы – более мягкие слова или выражения, вместо грубых или непристойных.
Основные приемы эвфемистических замен:
- использование описательных оборотов речи, перефразирование (например, «человек, который нарушил правила поведения» вместо «хам»);
-слова с частицей «не» ( например, «неправда» вместо «вранье»; «не разговаривай» вместо «заткнись»);
- косвенное информирование ИЗ ПЕРВЫХ РУК : намеки, иносказания (например: «В классе становится неуютно» вместо «Хватит хамить!» и т.п.);
Иногда можно применить прием «смены адресата» – проецирование речевой ситуации на третьего участника разговора (например: «Другой поступил бы в этой ситуации так -то…»).
Наконец, часто наши ложные представления о достоинстве («просить прощения у ребенка унизительно») и эгоистическое желание считать себя во всем и всегда правыми («учитель всегда прав») приводят к тому, что извинение звучит в педагогической речи гораздо реже, чем это необходимо. Между тем извинение «меняет знак» конфликтной ситуации – с отрицательного на положительный и определяет общую позитивную установку общения. Так, возможно, учителю достаточно сказать: «Извини меня, пожалуйста, Катя, я не должна была кричать на тебя, но и ты не должна так вести себя на уроке» или: «Девочки, давайте все вместе извинимся за грубость и продолжим занятие» – и атмосфера общения на уроке, проникнутая разобщенностью, отчуждением, враждебностью, может измениться в сторону примирения, единения, взаимопонимания.
Одним из действенных способов в управлении агрессией слова в педагогическом общении является самоконтроль учителя над собственным речевым поведением, умение не поддаваться отрицательным эмоциям.Часто бывает достаточно сохранить выдержку, продолжать говорить ровным, спокойным тоном, чтобы разрушить «негативный сценарий» на уроке.
Как показывает практика, использование названных психолого-педагогических приёмов является эффективным средством предупреждения и устранения речевой агрессии в ситуациях общения в школьной речевой среде.
Да, нынешние дети менее сдержаны, хуже воспитаны ( в плане следования этическим нормам), но они по-прежнему дети. Как подчеркивают все авторы статей, которыми я пользовалась при подготовке к семинару - в ссоре всегда виноват тот, кто старше, мудрее.
У взрослого и опыта больше, и эмоциями своими он способен управлять лучше. Учитель не должен никогда забывать, что его манера поведения это эталон для учеников.
Итак, речь педагога выступает важнейшим фактором формирования коммуникативной стороны личности ученика, служит образцом для подражания и основным инструментом педагогического воздействия. Поэтому повышение уровня речевой культуры учителя, всестороннее овладение коммуникативной компетенцией, укрепление нравственных основ речевого поведения в процессе педагогического общения- являются первоочередными задачами в решении проблемы агрессии слова в школьной среде.
Литература:
КазарцеваО.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения [Текст]. – М.: Флинта: Наука, 1998. – 496 с.
Лоренц К. Агрессия [Текст]. –СПб.: Амфора, 2001. – 349 с.
Семенюк Л.М. Методы изучения агрессивности подростков [Текст]. – М.: АПН СССР, 1991. – 34 с.
СоколоваЕ.T. Проективные методы исследования личности [Текст]. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – 236 с.
Фурманова И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция [Текст]. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
Щербинина Ю.В. Русский язык: Речевая агрессия и пути её преодоления [Текст]. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 224 с.