Конспект урока по русскому языку«Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих».


Тема: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих».
Тип урока: открытие нового знания
Цель: познакомить с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с новой орфограммой "Правописание мягкого знака после шипящих" на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
Личностные: понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку; разрешать проблемные ситуации; реально оценивать свои успехи в освоении языка; стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру.
Оборудование: В. П. Канакина учебник русского языка 3 кл. 2 часть, презентация.
№ Этап урока
Методы и приемы Время Содержание урока Деятельность учащихся УУД
1 Орг.МоментСловесный: Слово учителя 1 мин (слайд 1)
- Мы урок начнем с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
У нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте, и улыбнитесь им !Настраиваются на урок
Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
2 Мотивационный

Практический

Работа в парах

Актуализация знаний
Наблюдение над словом.
10
мин -Прочитайте пословицу на доске.(слайд 2)
Знания собираются по капле.
-Как вы понимаете её смысл? Каждый день вы, узнаёте что-то новое и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний.
-Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний.
-Готовы?
-Откройте тетради, запишите дату и классная работа.
(слайд 3)
-С чего мы начинаем наш урок русского языка?
-Для чего мы выполняем эту работу?
-Словарная работа: апрель, декабрь, коньки, обезьяна, мебель, февраль, учитель.
- Выполните взаимопроверку.
-У кого работа без ошибок? У кого 1 ошибка? 2 ошибки? У кого больше двух?
- Делаем вывод, нам еще нужно тренироваться в написании словарных слов!
-Что заметили общего в написании слов?
- А что это за буква "ь знак"?
- Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет).
- Зачем же она тогда нужна в русском языке?
- Давайте вспомним, какую работу выполняет мягкий знак в словах.
(слайд 4)
Обобщение: ь знак может выполнять в словах 2 работы:
- указывать на мягкость предыдущего согласного;
- разделять согласный и гласный.
- Посмотрите на доску. Прочтите слова. (Слайд 5)
- Что вас удивило?
-Какой возник вопрос?
- Достаточно ли нам наших знаний о мягком знаке?
- Это какая-то новая работа ь знака. (слайд 6)
- Давайте сформулируем цели нашего урока, что мы должны узнать? (слайд 7) (почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется, познакомиться с новой ролью мягкого знака.)
- Посмотрите на слова? (слайд 8) Может допущена ошибка?
-Что объединяет наши слова?
-В чем отличие?
- Можете сформулировать тему нашего урока?
- Тема нашего урока «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» (слайд 9)
- Какие у вас предположения, почему в одних существительных после шипящих пишется ь, а в других нет? Читают пословицу, дают объяснение


Записывают словарные слова
Выполняют взаимопроверку

Анализируют, сравнивают
Активизируют свои знания
Обобщают

Наблюдают
Формулируют цели урока
Наблюдать над словами
Формулируют тему урока
Отвечать на вопросы

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности;
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы, строят речевые высказывания.
П: Ориентация в собственной системе знаний.
К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания.
Р: осмысливают учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.
Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности;
3 Постановка учебной задачи и ее решение
Практический
Работа в группах
Работа с учебником
Составление олгаритма10
мин - Что бы проверить ваши предположения, мы должны провести небольшое исследование.
- Сейчас будем работать в группах. Вспомним правила работы в группе. (слайд 10)
-У каждого на парте лежит карточка с заданием. Прочитайте задание. (прил.1)
- Приступайте к выполнению.
- Что у вас получилось в ходе исследования?
- Какой делаем вывод? (Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется.) (слайд11)
-Какова же работа ь знака в этих словах? (Грамматическая, он указывает на род существительного). Есть ь знак после шипящего - ж. р. Нет ь знака после шипящего - м. р.
(слайд 12)
- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Кто или что нам может помочь? Откройте учебник на стр. 31. Прочитайте правило.
- Верно ли мы сделали вывод? (да). Молодцы!
- Какие задачи мы ставили перед собой?
- Удалось нам решить эти задачи?
- Давайте составим алгоритм, для правильного написания слов с шипящим на конце.
Алгоритм. (слайд13)
Определяем часть речи.
Если это существительное с шипящим на конце – определяем род.
Если ж.р.- пишем ь, если м. р. не пишем ь
-Мягкий знак на конце им.сущ. после шипящих – это орфограмма. Работают в группах по карточкам
Делают вывод совместно с соседом
Читают правило
Делают вывод
Отвечают на вопросы
Составляют алгоритм К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания.
Р: осмысливают учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.
4 Физ.минутка1 мин - Давайте теперь встанем и немного разомнемся. Выполняют физ.минуткуЛ: установка на ЗОЖ.
5
Решение частной задачи
Практический
Работа в парах
15 мин
- Для чего мы это узнали?
- А сейчас проверим, сможете ли вы применить полученные знания. Выполним упр. 53. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (работа у доски)
- Упражнение 54.
- Тест. (слайд 14-22) Работа с учебником в парах
Отвечают на вопросы теста
Работают в парах Р: осмысливают учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.
Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания.
К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания.
6 Итог урока. Рефлексия.
Словес.
ответы на вопросы
3
мин Дополните предложения:(слайд 23)
Сегодня на уроке я узнал…
Мне понравилось…
Мне показалось трудным…
Свою работу на уроке я оцениваю…
- (слайд 24) Перед вами кружочки разного цвета. Если на уроке было интересно, легко и вы во всем разобрались, поднимите синиц кружок. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа, поднимите зеленый кружок. Если совсем не разобрались в новой теме, было не интересно- то кружок желтый.
- (слайд 25)Домашнее задание. В соответствии с выбранным кружком дается и домашнее задание. (слайд 26) Подводят итоги.
Отвечают на вопросы. Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания.