Рекомендации к итоговому сочинению-2017. Тематическое направление Честь-бесчестие. 11 класс

Тематическое направление «Честь и бесчестие»
Структура сочинения-рассуждения
1. Вступление. Определение и формулирование основной проблемы, которая будет доказываться в главной части сочинения. Проще всего тему сочинения сформулировать в виде вопроса. Например, тему «Темное царство» в драме А.Н. Островского «Гроза» мы можем переформулировать так: «Каким представлено  «темное царство» в драме А.Н. Островского  «Гроза»?» Проводим «расшифровку» темы по ключевым словам. Каждому ключевому слову даём определение. После того как понятия определены, мы формулируем свой тезис (главную мысль), который и  будем аргументировать в основной части сочинения.
2. Основная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблемы, поставленной во вступлении. Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. Вы должны доказывать свой тезис, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (лучше взять два), избирая свой путь использования литературного материала. Вы можете показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении.
3. Заключение. Краткий и точный  ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить). Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении. Задача - подвести итоги рассуждений. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова «проблема», «образ»  т.д.,  повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.

Обратите внимание
Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его  материалом, который только упомянут, но не проанализирован.
Сочинение будет неполным, если подобрать мало материала.
Произведение, которое вы используете как аргумент, пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные размышления и рассуждения по поводу того, как данная проблема раскрывается в указанном вами произведении.
Если выпускник не отвечает на вопрос  темы, это значит, что он не понимает, о чем его спрашивают. В таком случае сочинение заслуживает неудовлетворительной оценки («незачёт»).

Алгоритм работы над сочинением
Выбор и обдумывание темы сочинения.
Выявление ключевых слов темы сочинения.
Осмысление терминов и понятий в формулировке темы.
Определение главной мысли  сочинения (мой тезис).
Подбор литературного материала.
Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения, составление плана.
Написание текста сочинения на черновике.
Редактирование, переписывание сочинения на бланк.
Работа с орфографическим словарём.

Аргументы к сочинению
Не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (факты, взятые из литературных (художественных, публицистических, научных) источников;
факты из биографий писателей, учёных, художников, исторических и общественных деятелей;
общеизвестные исторические факты;
результаты сопоставления фактов, логические умозаключения.

Рекомендации ФИПИ
«В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности».
Определение понятий
Из толкового словаря
1. Честь - это добрая, незапятнанная репутация, честное имя. Честь семьи. | Честь фирмы.
2. Честь - это честность, порядочность, добросовестность, достоинство, вообще все моральные качества и принципы, достойные уважения. Человек чести. | Оскорбить, уронить, запятнать чью-либо честь.
3. Честь - называют гражданское, сословное, профессиональное и т. п. достоинства. Защищать, хранить честь и достоинство граждан.
Дело чести - дело, поступок, которые необходимо сделать, совершить, в противном случае человеческое достоинство будет задето, человек не сможете уважать себя.
Закон чести, кодекс чести - это комплекс личных или групповых правил поведения, которые считаются человеком или группой людей обязательными, ненарушимыми и оберегают чувство личного (группового) достоинства и порядочности.
Честью мундира называют официальный авторитет, репутацию военных людей, врачей и т.д. Беречь честь мундира.
Бесчестие - всякое действие, противное чести, стыд, срам, позор, поношение, поругание.

Слова-синонимы
Честь: доблесть, честность, благородство души, чистота, гордость, достоинство, целомудренность, доброе имя, безгреховность,  неиспорченность, непорочность, репутация.
Бесчестие: бесславие, позор,

Ключевые слова по теме: «внутренний мир человека», «внутренний конфликт», «нравственный выбор», «совесть».

Универсальные тезисы
Ребята, напоминаю, что приведённые ниже цитаты вы можете использовать как эпиграфы к сочинению или тезисы к определенной теме.
Русская пословица: «Береги платье снову, а честь смолоду».
Б. Франклин, американский политический деятель: «Настоящая честь – это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей».
П. Бошен, французский писатель: «Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает ее блеска и отнимает у нее всю ее цену».
Аристотель, древнегреческий философ: «Честь - это награда, присуждаемая за добродетель».
П. Корнель, французский поэт, драматург:
Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.
Б. Мандевиль, английский философ: «Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей».
Вольтер, французский просветитель: «Честь - это бриллиант на руке у добродетели». Ф. Шиллер, немецкий поэт: «Честь дороже жизни».
Ф.М. Достоевский, русский писатель: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство сильнее всего».
А. де Виньи, французский писатель: «Честь – это совесть,  но совесть болезненно чуткая. Это уважение к самому себе и к достоинству собственной жизни, доведенное до крайней степени чистоты и до величайшей страстности».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], русский писатель: «Иногда лучший способ погубить человека - это предоставить ему самому выбрать судьбу».
Совесть – это внутренний нравственный ориентир, контролирующий наши мысли и  поступки.

Произведения для аргументации
Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»: Правдин, Стародум, Софья - Простаковы.
А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка»: Гринёв – Швабрин.
А.К.Толстой. Роман «Князь Серебряный»: князь Серебряный – Иван Грозный и его опричники
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»: Андрей Болконский – Анатоль Курагин
М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия»: Алексей Турбин.
М.А. Шолохов. Рассказ  «Судьба человека»: Андрей Соколов.
В. Быков. Повесть «Обелиск»: Павел Миклашевич.
В. Быков. Повесть «Сотников»: Сотников – Рыбак.
Д.С. Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном».

Вариант вступления
Путь каждого человека неповторим. Любой наш новый шаг - выбор. Ежедневно мы решаем внутренний конфликт между добром и злом, возвышенным и низменным... Что делает человека человеком? Честь, совесть, доброта, справедливость. В своем сочинении я буду рассуждать о нравственном выборе человека между честью и бесчестием. Давайте поразмышляем над тем, что такое честь, что такое бесчестие. Как мы видим, слово «честь» имеет тот же корень, что и слово «честность». Поэтому попробую предположить, что честь – это честность, человеческое достоинство. На мой взгляд, понятие чести прежде всего связано с совестливостью. Если человек выбирает дорогу чести, то в конце концов судьба, жизнь сделают его счастливым.
(Может быть и такой тезис: «Совесть – это внутренний нравственный ориентир, контролирующий наши мысли и  поступки»).

Вариант основной части.
А.С. Пушкин. Роман  «Капитанская дочка»
Понятие чести стало центральным в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Автор заставляет нас, читателей, понять и принять постулат о том,  что честь – это некая нравственная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи.
Петр Гринев, главный герой романа,  родился в небогатой провинциальной дворянской семье. Он добр, честен.    Отправляя сына на воинскую службу, отец дает Петру наказ: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Гринев следовал наставлению отца и ничем не запятнал своей чести. Стать человеком чести  с добрым сердцем,  благородным  офицером, смысл жизни которого в служении Отечеству, Петру помогла его способность извлекать уроки из тех непростых испытаний, которые приготовила ему судьба.
Для прохождения воинской службы он был направлен в Оренбург. Встречи с различными людьми, с которыми он знакомится во время своего путешествия и в дни службы в Белогорской крепости, как нельзя лучше раскрывают характер Гринева.
По дороге с героем происходит неприятность: он проигрывает в бильярд. После уплаты долга и ссоры со слугой Савельичем Гринева мучает совесть, он понимает, что вел себя недостойно, и находит силы признать свою неправоту и помириться с Савельичем. Далеко не каждый господин способен попросить прощения у слуги.
Встреча с Пугачевым стала ключевой в жизни Гринева. Пётр, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу и подарил ему заячий тулуп за то, что тот вывел их из бурана. Этот самостоятельный поступок молодого барина в будущем спас Гриневу жизнь. Получается, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит.
В Белогорской крепости Петр тепло принят семьей капитана Миронова – коменданта крепости. Но и здесь его ожидают нравственные испытания. Гринев сближается со своим сослуживцем Алексеем Швабриным. Но если честь, долг офицера и дворянина являются для Гринева основополагающими, то Швабрин - человек циничный, для него ничего не стоит оболгать другого. Клевета Швабрина в адрес Маши, дочери капитана Миронова, не может не вызвать негодование Гринева. Чтобы защитить честь девушки, он сражается с противником на дуэли.
Поединок из-за бесчестности противника мог бы закончиться гибелью Гринёва, если бы не Савельич. Подлому Швабрину досталось по заслугам: он примкнет к Пугачёву, и его осудят как офицера, изменившего присяге, слову чести.
Доброта, милосердие Петра Гринева стали основой  его взаимоотношений с Емельяном Пугачевым. Этот бунтовщик не смог забыть великодушия Гринева при их случайной встрече и ответил ему «добром за добро». Когда пугачевцы захватили Белогорскую крепость, Гриневу грозит расправа. Но самозванец казнь отменяет, а взамен требует присягнуть ему на верность. На предложение Пугачева служить ему герой с достоинством отвечает: «Я присягал государыне-императрице. Тебе служить не могу». Честь и долг офицера, давшего клятву императрице, являются для Гринева главной жизненной заповедью.
А что же Швабрин? Молодой человек, не раздумывая, переходит на сторону бунтовщика, чтобы сохранить свою жизнь. Но этим бесчестным поступком Швабрин не заслуживает уважения Пугачева, потому что лжеимператор  понимает, что человек, предавший однажды, готов совершить подлость снова. «Швабрин упал на колени... В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. C омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака», - так Гринев оценивает бесчестный поступок своего недавнего приятеля.
Итак, автор приводит нас к мысли о том, что нужно быть честными перед собой и людьми. Душевные качества Гринева указывают на то, что перед нами  благородный человек, который с достоинством проходит путь чести. Автор заставляет нас, читателей, понять и принять постулат о том,  что честь – это некая нравственная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи. Поэтому судьба хранит Петра Гринева, он находит свое счастье и, как порядочный, совестливый  человек, оставляет о себе добрую память.

Наброски.
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого часто ставит своих героев перед выбором.
Отправляя своего сына в действующую армию, Николай Андреевич Болконский даёт ему напутствие: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет... А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно».  Безусловно, Н.А. Болконский воспитывает своего сына в лучших традициях русского дворянства: человек должен обладать чувством собственного достоинства, беречь честь офицера, быть настоящим гражданином.
Андрей Болконский безмерно уважает отца, именно поэтому он просит, чтобы отец воспитывал маленького Николеньку, если князь Андрей погибнет в сражении. Это и есть высокая  оценка человеческих качеств отца.
Таким образом, авторская позиция Л.Н. Толстого чётко определена: только та семья достойна уважения, в которой дети вырастают достойными гражданами, нравственными личностями, в которой из поколения в поколение передаются такие качества, как чувство долга, понятие чести, благородство, патриотизм, вера.

Наброски.
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
Как раскрывается характер человека на войне? Останется ли он верным нравственным принципам или перейдёт черту, за которой – предательство,  позор и бесчестие? Сущность  человека ярко раскрывается в трудных ситуациях, когда нужно сделать непростой выбор  между предательством и честью, между жизнью и смертью.
В произведении описана нелегкая судьба человека, который не запятнал свою честь. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».
Показывает немцам, что, «хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Текст ЕГЭ о чести
(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче неприменимо - не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием - принципиальность. (4)Вместо человека чести - человек принципов...
(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?
(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. (8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными - такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, - писал он в Академию наук. - И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению... о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.
(15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17) Оно не подтверждено никаким, документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство - слово, дано было слово. (По Д. Гранину*)
*Даниил Александрович Гранин  - русский писатель, публицист.

Источники:
Красовская С.И. Сочинение? Легко! Пособие для учащихся общеобразовательных организаций / серия «Учимся с «Просвещением». – М.: Просвещение, 2015.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – все об итоговом сочинении;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – афоризмы, высказывания известных личностей;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - ФИПИ;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - ГМЦ. Методические материалы по подготовке к итоговому сочинению.









13PAGE 15


13PAGE 14915




15