СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА КАК ЦЕНТР КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ


«СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА КАК ЦЕНТР КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
ШКОЛА – КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»

В сельской местности прослеживается тенденция в том, что, с одной стороны, общеобразовательная школа традиционно функционирует как образовательно-воспитательное учреждение, с другой стороны, так как нет других культурно-образовательных центров, учреждений дополнительного образования, то школа должна стать центром детского творчества на территории поселения и координировать связи с окружающим социумом и учреждениями дополнительного образования.
Важная задача образовательного учреждения – это не только формирование знаний, умений и навыков, но и подготовка обучающихся к жизни в обществе. Решение этого постулата мы видим в расширении культурно-образовательного пространства для всех субъектов образовательной деятельности.
Мы определяем для себя стратегическую  цель деятельности школы:
обеспечение доступности и качества образования детей;
создание условий для развития способностей ребенка;
формирование личности, ориентированной на преобразование села как своей малой Родины с учетом ее природного, экономического, исторического и культурного потенциала.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Разработать и апробировать нормативно-правовые и организационно-методические основы функционирования школы-центра единого культурно-образовательного пространства.
Выявить, освоить и использовать в работе педагогического коллектива школы новые формы, методы и приемы работы с учащимися.
Предоставить каждому ребенку, исходя из потребностей, интересов и способностей, возможность реализовать себя и проявить свою индивидуальность в ходе образовательного процесса.
В процессе реализации идеи функционирования и развития школы предполагается, что школа становится центром единого культурно-образовательного пространства на селе.
Школа-центр единого культурно-образовательного пространства на селе – это особая форма объединения сельских учреждений и организаций, работающих с детьми и молодежью. Эта форма состоит из связей, которые взаимосвязаны между собой. Внутренние связи - это совместная деятельность всех школьных структур. Внешние связи - это связи с учреждениями и предприятиями, находящимися на территории Старокарасукского сельского поселения.
Школа-центр культурно-образовательного пространства на селе позволяет обеспечить единство и целостность воспитания духовно-нравственной личности. С одной стороны, она использует воспитательные, образовательные, кадровые ресурсы социума для воспитания и обучения подрастающего поколения, а с другой – способствует культурному, образовательному и нравственному обогащению своих партнеров, а также помогает решать проблемы социального и экономического развития села.
При реализации данной модели в практике деятельности сельской общеобразовательной школы можно достичь определенных результатов:
для ребенка – обеспечить доступность качественного образования, воспитать конкурентоспособных граждан, способных выбрать и осуществить свою индивидуальную траекторию саморазвития и самореализации с учетом интересов и потребностей;
для педагога – повысить профессионализм, социальную активность, социальную защищенность, стимулировать сотрудничество с коллегами;
для образовательного процесса – обновить содержание, создать учебно-методическое обеспечение, разработать вариативные программы с учетом специфики работы школы, внедрить новые педагогические технологии, реализовать вариативность построения образовательного процесса, обусловленную интересами и потребностями обучающихся, заказом родителей и местного социума;
для родителей и окружающего социума – повысить образовательный уровень сельского населения; удовлетворять жителей поселения, родителей образовательными услугами; сохранять и развивать положительные традиции сельского поселения; обогащать духовный и культурный потенциал сельского жителя; использовать воспитательный потенциал окружающей среды; взаимодействовать с учреждениями поселения, муниципального района.

В состав культурно-образовательного центра с. Старокарасук входят:
МБОУ «Старокарасукская средняя общеобразовательная школа» и детский сад
Дом культуры с. Старокарасук (кружковая деятельность и сельская библиотека)
Основные направления в работе Старокарасукского культурно-образовательного центра:
Приобщение населения к духовным ценностям на основе изучения интересов, эстетических и досуговых потребностей населения
Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения
Повышение образованности, информированности и общей культуры жителей
Общеобразовательная подготовка, эстетическое образование и воспитание детей
Изучение истории села, изучение и возрождение народной традиционной культуры, этики и эстетики
Распространение краеведческих знаний среди детей и молодежи в целях воспитания чувства национальной гордости, обеспечение преемственности боевых, трудовых, культурных традиций села
Развитие форм приобщения всех слоев населения к музыкальному, театральному, хореографическому, изобразительному искусству, книге, кино, народной традиционной культуре
Подготовка и проведение мероприятий, посвященных памятным датам
Для реализации данных направлений на базе культурно-образовательного центра действует Спортивный центр и Центр искусств.  Работа Центра искусств – это целый комплекс кружков:

№ п/п
Наименование кружка, секции

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23


24


25


26


27


28


29

























Для родителей проводятся отчетные концерты, где проявляют свое мастерство юные артисты, танцоры, вокалисты. Любое общешкольное дело не обходится без  концертных номеров и является для учащихся дополнительной возможностью проявить свои таланты.
Совместно с работниками культурно-спортивного центра, учащимися школы, жителями села очень интересно проходят культурно-массовые мероприятия, народные гуляния, игры, школьные праздники, открытие летней лагерной смены, выставки работ прикладного творчества.
Разработаны экскурсионные маршруты для учащихся в целях их ознакомления с памятниками истории и культуры, музеями, художественными выставками и другими достопримечательностями района и области.
Учащиеся школы и садика постоянно участвуют в школьных и районных фестивалях и праздниках музыки, танца, песни.
И в заключение своего выступления, мне хочется еще раз выделить, что сегодня главным направлением любого образовательного учреждения является создание условий для культурного развития обучаемого и создание поликультурной развивающей среды.  И мне хочется вспомнить слова из китайской мудрости:
Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь делать.
Китайская  мудрость
15