Статья на тему Педагогическое сопровождение семьи подростка с целью развития её воспитательного потенциала

Шеина Марина Борисовна,
преподаватель
т. 8 908 240 3131

Педагогическое сопровождение семьи подростка с целью повышения ее воспитательного потенциала

Проблема воспитания подрастающего поколения всегда была актуальной как в педагогике, так и в обществе в целом. Сегодня эта проблема стоит особо остро, так как изменившиеся условия жизни, перестройка всех ее сфер не могли не отразиться на качестве семейного воспитания. Семья изменилась вместе с изменениями, произошедшими в общественной жизни. Меняются взгляды на воспитание детей, на роль школы в данном процессе. Сегодня нельзя опираться на старые формы работы с семьей, в основе которых лежит педагогическое просвещение, несомненная правота и авторитет учителя, диктующего родителям правила общения с ребенком. Взаимодействовать со взрослыми всегда непросто. Поэтому работу с семьей сегодня необходимо строить, прежде всего, на основе сотрудничества, взаимопонимания и осознания того, что и школа и семья преследуют одну цель: хорошее воспитание и образование ребенка. А это в свою очередь требует понимания того, что школа и семья – это партнеры, т.е. участники общей деятельности.
Со стороны школы это влечет за собой пересмотр подходов к работе с семьей. Работу с родителями необходимо строить, опираясь на следующие принципы:
Приоритетное право родителей на воспитание детей. Суть данного принципа в том, что родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей, а цель специалистов – помочь им реализовать свои права и обязанности.
Доступность и достоверность информации. Любая информация должна сообщаться родителям простым и понятным для них языком, при этом важно использовать только проверенную информацию
Взаимное сотрудничество и взаимоуважение. Основой общения должны стать доверие и равноправие, конструктивный поиск решения возникающих проблем в обучении и воспитании детей и принятия личности родителей (безоценочное отношение к ним). [3]
В современных условиях работу с родителями, прежде всего, необходимо направить на изучение воспитательных возможностей семьи и создание условий, способствующих их повышению. Говоря о воспитательных возможностях семьи, мы исходим из определения В.Я. Титаренко, который трактовал данное понятие как «внутренние, присущие семье наличные возможности в формировании личности, объективные и субъективные, реализуемые как сознательно, так и стихийно». [2]
Как известно, результат воспитания ребенка зависит от того, какова семья, ее воспитательные возможности. Компоненты, из которых складывается воспитательный потенциал семьи, различны. К ним относятся и уровень образованности и общей культуры родителей, и характер внутрисемейных отношений, тип семьи, материальное обеспечение, общая психолого-педагогическая культура родителей и ориентация и установки на воспитание и образование детей. Как видим, далеко не все компоненты воспитательного потенциала семьи могут быть подвержены воздействию с целью коррекции и развития. Однако, современная практика ощущает острую необходимость в научно обоснованных рекомендациях в этой области, ведь достижение цели воспитания будет возможно только при условии повышения воспитательных возможностей семьи.
Считаем, что для организации взаимодействия с семьями, воспитательный потенциал которых можно характеризовать, как низкий следует применять групповые и индивидуальные формы работы. Такие как: педагогические консультации (индивидуальные и групповые), беседы, посещение семей, с целью изучения их быта, особенности семейного воспитания. Несомненную помощь в этой работе может оказать школьный психолог. Современная практика предлагает большой выбор диагностических методик, направленных на изучение характера внутрисемейных отношений, типа воспитания детей, определение воспитательных возможностей матери и отца и др.
Безусловно, выбор форм работы с родителями должен исходить из конкретных условий, специфики и потребностей семей. Так семьи с высоким воспитательным потенциалом, как правило, составляют родительский актив класса и даже школы. Задача классного руководителя в работе с такими семьями – привлечь их к участию в воспитательной работе, сделать их своими главными помощниками и союзниками.
При работе с семьями, обладающими средним и низким воспитательным потенциалом, важно, прежде всего, понять причину, выявить проблему, мешающую полноценной реализации воспитательной функции. Необходимо формировать представление о родительских обязанностях, осуществлять коррекцию детско-родительских отношений. Низкий воспитательный потенциал не означает его отсутствие, но является предпосылкой наличия проблем в воспитании подрастающего в семье ребенка. Неизбежность этих проблем обуславливается непониманием родителями своей некомпетентности в данном вопросе. Хорошим методом повышения воспитательных возможностей является принятие опыта других. В совместной деятельности детей и родителей возможно наблюдение различных взаимоотношений между родителями и детьми.
С точки зрения родителей задача школы при организации взаимодействия с семьей, заключается в оказании последней просветительской помощи и профессиональной поддержке. Современных родителей волнуют многие педагогические проблемы, которые можно классифицировать как традиционные и новые, возникшие сравнительно недавно. Приведем конкретные примеры, полученные на основе анкетирования родителей учащихся школ г. Оса Пермского края:
организация режима дня и досуга школьника (31),
кризис подросткового возраста (29),
воспитание культуры поведения (27),
причины детских депрессий (26),
дети и телевизор (29),
дети и компьютер (28) и др.
Цифры, приведенные в скобках, показывают количество ответов в % (респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов).
Задача педагога – удовлетворить потребности родителей в ответах на волнующе их вопросы, стимулировать их интерес к проблеме воспитания, восполнить пробелы в педагогических знаниях, привлечь родителей к обмену опытом воспитания детей. Решению последней задачи способствует организация единого коллектива родителей. Особенно важно не только начать эту работу в период обучения ребенка на первой ступени, но и продолжить ее с переходом ребенка в среднее звено. Именно в этот период, как показывает практика, родительская активность снижается. Возможно, это связано со сменой классного руководителя, отсутствием преемственности между 1 и 2 ступенями обучения, возрастающей самостоятельностью детей, потерей интереса родителей к школьным проблемам.
В заключении хочется обраться к классику отечественной педагогики А.С. Макаренко, который говорил: «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание». [1]
Несомненно, ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье, задача школы – помочь семье в реализации ее воспитательной функции, в повышении воспитательных возможностей семьи.
Список литературы
Макаренко А.С. Сочинения в семи томах. Т.4. - М.,1960.
2. Студенте А.Я. Об изучении воспитательного потенциала семьи /Сборник научных трудов. Воспитательные возможности семьи. – М., 1981. – с.15-23
3.Суродина О. родительский всеобуч – новые цели, новые задачи //Учитель. - №5. – 2008. – с.36-37


15