ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
О.А. Трунова, преподаватель общественных дисциплин
ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания»
г. Белгород, Белгородская область
«Несчастно то образование,
которое не переходит
в нравственность и благочестие»
Я.А.Коменский
Сегодня духовно нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Всем давно известно, что воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. И для современного воспитания и образования становится одна из приоритетных задач Российского образования- духовно-нравственное воспитание молодежи.
Все чаще мы слышим о том, что образование в наше время должно быть не просто полноценным, но и должно соответствовать всем канонам духовного воспитания. Чем вызван этот факт? Дело в том, что на современном этапе стало понятно, что поколение NEX испытывает такой духовный кризис, который влечет за собой не просто нравственно-ценностную дезориентацию и опустошенность внутреннего мира, но и утрату взаимной зависимости и ответственности.
Сегодня мы сталкиваемся с тем, что не вся молодежь понимает значение духовно – нравственного развития и современный педагог должен донести до воспитуемого тот факт, что каждый из них является главным звеном в этом развитии. Так как духовно-нравственное развитие представляет собой процесс формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу в первую очередь, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов. Особенно актуальна эта проблема сегодня во времена жестокости и насилия не только в стране или мире, но и по отношению к себе подобным. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание должно заменить существующую образовательную парадигму и стать доминирующей.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовно-нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости работы педагога в этой области.
Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Духовно-нравственное развитие и воспитание юных россиян, являясь первостепенной задачей современной образовательной системы, представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Основная цель воспитания определена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Если говорить о использовании потенциала культурно-образовательной среды техникума, то он выступает непосредственным субъектом для духовно – нравственного развития и влияет на преобразовательные процессы как самой личности, так и его восприятия ко всему происходящему. Он стимулирует развитие всех образовательных систем и структур (общеобразовательных дисциплин, спец. дисциплин, кружков, секций) техникума, что благотворно сказывается на всем образовательном комплексе.
Исходя из этого, в условиях образовательного учреждения должны решаться следующие задачи по использованию потенциала культурно – образовательной среды и развития духовно-нравственной культуры обучающихся:
1. Воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры;
2. Формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, религиозные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения;
3. Осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека - это, прежде всего, наследие всей жизни и деятельности предков;
4. Становление внутренних установок личности, ценностных ориентаций, формирование убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу или религиозной конфессии, а его нравственными качествами и поступками, чувством любви к своей Родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
5. Развитие у обучающихся эстетической восприимчивости, которая позволяет человеку проявлять уважение к культуре разных народов, особенностям их вероисповеданий; отделять нравственное от безнравственного; понять, что многогранная российская культура, как результат интеграции разных этнических культур.
При решении данных задач будет формироваться воспитательный идеал среди молодежи.
Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа.
Однако решить проблему развития духовно-нравственное воспитания нельзя только в рамках образования. На сегодняшний день обозначилась проблема, которую необходимо решить для полноценного духовно-нравственного влияния на развитие духовных качеств человека: большинство из нас, а это семья, техникум оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры, что затрудняет решение проблемы. Сделать, научить родителей, сокурсников или сверстников быть духовными нельзя. Бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не может заложить духовно-нравственное начало у своих воспитанников. Только пример воспитывающего (наставника) может дать результаты. И как уже известно, что вряд ли помогут словесные наставления и нравоучения, каждый человек должен уяснить для себя, что он именно то звено в социуме, без которого не может существовать история. История многонационального народа, история нашего государства и мира в целом, никто кроме него не сможет создать и сохранить эту историю, а вот какой будет эта история зависит только от сегодняшнего и последующего поколения. А примером для этого поколения и должен стать учитель.
Современные педагоги обязаны использовать потенциал культурно- образовательной среды для духовно – культурного развития на своих уроках, внеклассных мероприятиях, классных часах, даже не по тому, что так диктует образовательный стандарт, а потому что мы должны вложить в каждого воспитанника чувства патриотизма, гордости, уважения к старшему поколению, сочувствия, даже в некой степени жалость, постоянно напоминать о подвигах нашего народа и ставить их в пример, что бы последующее поколение равнялось на предков, что бы формировалось чувство гордости за свой народ.
Литература
1. Аплетаев  М.Н.  Система  воспитания  личности   в   процессе   обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010.
2. Ахматов А.Ф. Нравственность и одухотворенное образование // Педагогика. 2003, № 8.
3. Научные проблемы развития образования в XXI веке: методология, теория, эксперимент, практика. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. – Санкт- Петербург, 2010. – 296 с.
4. Программа духовно – нравственного развития.
5. Садовничий В.А. Ответственность за образование // Студенчество. Диалоги о воспитании. – 2010, №6. – с. 4-5.
6. Система многоуровневого образования: современные подходы, тенденции развития и региональные аспекты. Материалы международной научно-практической конференции. – Карачаевск: КЧГУ, 2012. – 236 с