Рабочая программа для ПМ. 02. Организация и технология работы с конфиденциальными документами


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ № 54
рабочая ПРОГРАММа
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 02. Организация и технология работы с конфиденциальными документами
090905 специальность
«Организация и технология защиты информации»
Москва
2014.

ОДОБРЕНА
Предметной цикловой комиссией
Протокол № __ от «__» ____2014 г.
Председатель ПЦК
___________ В.С.Колесников

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
ГОУ СПО КС № 54
__________ Бозрова И.Г.
«___»___________2014 г.

Разработчик:
Щесняк Ольга Константиновна, преподаватель ГБОУ СПО КС № 54
Ф.И.О., должность
Рецензент:
Ф.И.О., должность
Содержание
1.  ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
7
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
9
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
29
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
32
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
ПМ.02 Организация и технология работы с конфиденциальными документами
Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 090905 Организация и технология защиты информации базовой подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организации и технология работы с конфиденциальными документами и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1.Участвовать в подготовке организационных и распорядительных документов, регламентирующих работу по защите информации.
2.Организовывать и обеспечивать технологию ведения конфиденциального делопроизводства.
3. Организовывать конфиденциальный документооборот, в том числе электронный.
4.Организовывать архивное хранение конфиденциальных документов.
5.Оформлять документацию по оперативному управлению средствами защиты и персоналом.
6.Вести учет работ и контроль объектов, подлежащих защите.
7.Подготавливать отчетную документацию, связанную с эксплуатацией средств контроля и защиты информации.
8.Документировать ход и результаты служебного расследования.
9.Использовать нормативные правовые акты, нормативно- методические документы и справочную документацию по защите информации.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области информационной безопасности при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
ведения учета и оформления бумажных и машинных носителей конфиденциальной информации;
работы с информационными системами электронного документооборота;
уметь:
использовать в профессиональной деятельности нормативные правовые акты в области информационной безопасности и защиты информации, а также нормативные методические документы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в данной области;
разрабатывать нормативно-методические материалы по регламентации системы организационной защиты информации;
оформлять допуск лиц к конфиденциальным сведениям;
документировать ход и результаты служебного расследования;
определять состав документируемой конфиденциальной информации;
подготавливать, издавать и учитывать конфиденциальные документы;
составлять номенклатуру конфиденциальных дел;
формировать и оформлять конфиденциальные дела;
организовывать и вести конфиденциальное делопроизводство, в том числе с использованием вычислительной техники;
использовать системы электронного документооборота;
знать:
основные нормативные правовые акты в области информационной безопасности и защиты информации, а также нормативные методические документы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в данной области;
правовые основы защиты конфиденциальной информации по видам тайны;
порядок получения права предприятия на ведение работ, связанных с конфиденциальной информацией;
правовые основы деятельности подразделений защиты информации;
правовую основу допуска и доступа персонала к защищаемым сведениям;
правовое регулирование взаимоотношений администрации и персонала в области защиты информации;
систему правовой ответственности за утечку информации и утрату носителей информации;
правовые нормы в области защиты интеллектуальной собственности;
порядок отнесения информации к разряду конфиденциальной информации;
порядок разработки, учета, хранения, размножения и уничтожения конфиденциальных документов;
организацию конфиденциального документооборота;
технологию работы с конфиденциальными документами;
организацию электронного документооборота
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 264 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 176 часов.
самостоятельная работа студента 88часов
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Организация и технология работы с конфиденциальными документами в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код Наименование результата обучения
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.  Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.  Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.  Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.  Работать в коллективе и команде, обеспечивать их сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.  Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8.  Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.  Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10.  Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ОК 11.  Применять математический аппарат для решения профессиональных задач.
ОК 12.  Оценивать значимость документов, применяемых в профессиональной деятельности.
ОК 13.  Ориентироваться в структуре федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих информационную безопасность.
ПК 2.1.  Участвовать в подготовке организационных и распорядительных документов, регламентирующих работу по защите информации.
ПК 2.2.  Организовывать и обеспечивать технологию ведения конфиденциального делопроизводства.
ПК 2.3.  Организовывать конфиденциальный документооборот, в том числе электронный.
ПК 2.4.  Организовывать архивное хранение конфиденциальных документов.
ПК 2.5.  Оформлять документацию по оперативному управлению средствами защиты и персоналом.
ПК 2.6.  Вести учет работ и контроль объектов, подлежащих защите.
ПК 2.7.  Подготавливать отчетную документацию, связанную с эксплуатацией средств контроля и защиты информации.
ПК 2.8.  Документировать ход и результаты служебного расследования.
ПК 2.9.  Использовать нормативные правовые акты, нормативно-методические документы и справочную документацию по защите информации.
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля «Организация и технология работы с конфиденциальными документами»

Код
профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля* Всего часов
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегосяСамостоятельная работа обучающегосяУчебная,
Часов Производственная
(по профилю специальности),**
часов
Всего,
часов в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов Всего,
часов в т.ч., курсовая работа (проект),
часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК 1—4 ПК 6, 7 Раздел 2 264 98 34 88 ПК 5, 8, 9 Всего:
3.2 Содержания обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение 2 Раздел 1. ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ: БЫСТРЕЕ, ЭКОНОМНЕЕ, ЭФФЕКТИВНЕЕ. ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРА 26 Тема 1.1. Автоматизация документооборота – объективная необходимость. 10 Содержание учебного материала 6 От бумажного документа к электронному. Особенности электронного документооборота.Основные виды угроз информационной безопасности Практические занятия. 4 Практическое занятие 1. Установка и первый запуск программы СБиС++Самостоятельная работа 1. 12 Угрозы безопасности информационно-коммуникационных технологий (доклад)
Угрозы безопасности информационно-коммуникационных технологий (презентация) Тема 1.2 Основные требования по защите информации, циркулирующей в эксплуатируемой автоматизированной системе. 16 Содержание учебного материала Основные требования по защите конфиденциальной информации. Организация взаимодействия системы межведомственного электронного документооборота с системой внутреннего электронного документооборота. Основные меры по защите конфиденциальной информации. Особенности и основные требования защиты персональных данных в АИС. Класс типовой информационной системы
Примерный состав и функции службы комплексного администрирования АИС. Практические занятия. 4 Практическое занятие 2.
Установка и настройка программы криптозащиты СКЗИ «КриптоПро CSP» Самостоятельная работа. 12 Электронно-цифровая подпись (презентация).
Основные технические требования к организации защищенного взаимодействия систем МЭД и ВЭД (доклад) Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА. 22 Тема 2.1. Учет и регистрация конфиденциальной и документированной информации 22 Содержание учебного материала 14 Организация проведения работ по защите конфиденциальной информации при её автоматизированной обработке. Обеспечение контроля защиты электронного документооборота. Аттестация автоматизированных информационных систем по требованиям безопасности информации. Классификатор конфиденциальной информации. Особенности защиты информации при использовании терминальной системы. Особенности защиты информации в корпоративных информационно-корпоративных сетях. Защита от вредоносных программ, проактивная защита от вредоносных программ. Практические занятия. 8 Практическое занятие 3.
Настройка документооборота СБиС++Практическое занятие 4.
Импорт КЛАДР в базу СБиС++Самостоятельная работа 10 Защита информации при использовании терминальной системы (доклад). Принцип контроля электронного документооборота (доклад). Раздел 3. ОБЗОР СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА Тема 3. 1. Характеристика систем электронного документооборота 6 Содержание учебного материала 6 Основные требования к системам электронного документооборота. Системы «1С:Документооборот 8», «1С: Документооборот государственного учреждения 8». Системы управления организацией. «Босс-Референт» Тема 3.2. СОСТАВЛЕНИЕ НОМЕНКЛАТУРЫ ДЕЛ, ФОРМИРОВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДЕЛ В АИС 86 Содержание учебного материала 4 Документальный фонд организации. Итоговое занятие Практические занятия. 82 Практическое занятие 5. Импорт данных из XLS- и DBF-файлов.
Практическая занятие 6. Обмен счетами-фактурами и др. документами реализации в программе СБСиС++.
Практическое занятие 7. Методы организации внутреннего документооборота в программе СБСиС++.
Практическое занятие 8. Проверка отчетности по формату в программе СБСиС++.
Практическое занятие 9. Дополнительные возможности программы СБСиС++.
Практическое занятие 10. Реквизиты документов, их оформление. Требования к тексту служебного документа.
Практическое занятие 11. Организация работы с документами службы делопроизводства.
Практическое занятие 12. Система организационно-распорядительной документации, ее содержание и порядок оформления отдельных видов документов.
Практическое занятие 13. Виды информационно-справочных документов, их назначение и правила составления.
Практическое занятие 14. Настройка системы DocsVision.
Практическое занятие 15. Работа со справочниками.
Практическое занятие 16. Работа с документами в системе DocsVision.
Практическое занятие 17. Работа с карточкой
Практическое занятие 18. Работа с уведомлениями
Практическое занятие 19.  Общие сведение о системе DirectumПрактическое занятие 20. Работа с папками и ссылками.
Практическое занятие 21. Настройка вида проводника документов и задач
Практическое занятие 22. Работа с задачами и заданиями. Дополнительные действия с задачами и заданиями
Практическое занятие 23. Работа со справочниками
Практическое занятие 24. Работа с документами.
Практическое занятие 25.Поиск документов и папок. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.3. Тематика курсовых работ и учебных проектов
Практические занятия проводятся в виде лабораторных работ. Структура лабораторной работы включает в себя задание и пошаговое выполнение определенных действий для достижения результатов, проиллюстрированное экранными формами. После выполнения этой части лабораторной работы студенту дается задание для самостоятельного выполнения, подразумевающего аналогичные действия.
Основным критерием усвоения дисциплины «Электронный документооборот» является выполнение учебного проекта по ведению электронного документооборота небольшого предприятия как в бумажном виде (оформление документов в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003, так и в электронном виде (в системе электронного документооборота) DocsVision и СБС и С++
3.3.1. Темы курсового проектирования
1) Комплексная автоматизированная система учета конфиденциальных документов на предприятии
2) Создание и защита электронного документооборота на современном предприятии.
3) Проектирование системы электронного документооборота с применением защиты информации
4) Проблемы документационного обеспечения управления и использование электронной цифровой подписи с ее защитой
5) Организация работы по защите автоматизированных систем документационного обеспечения управления
6) Автоматизация бизнес-процессов с помощью систем электронного документооборота.
7) Процесс внедрения различных информационных систем на предприятии для электронного документооборота
8) Применение информационной системы электронного документооборота и защита информации.
9) Проблемы внедрения средств электронного документооборота и защиты данных
10) Электронный документооборот на предприятии и защита персональных данных
11) Проблема внедрения использования безбумажного документооборота в государственном и муниципальном управлении и вопросы конфиденциальности информации
12) Комплексная автоматизированная система учета конфиденциальных документов на предприятии
13) Разработка требований по организационной защите электронного документооборота передаваемого и получаемого по сети Internet,
14) Обоснование и разработка мер организационной защиты документооборота при взаимодействии сотрудников предприятий со сторонними организациями
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы профессионального модуля предполагает наличие следующих учебных кабинетов:
«Информационной безопасности»
Лабораторий:
технических средств защиты информации;
программно-аппаратных средств защиты информации;
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
«Информационной безопасности»:
комплект нормативной документации по организации информационной безопасности;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия (плакаты по организации информационной безопасности.Технические средства обучения:
мультимедийное оборудование.
Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий:
«Технические средства защиты информации»:
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия (плакаты по техническим средствам защиты информации);
компьютеры,
интерактивная доска,
мультимедийный проектор,
программное обеспечение общего и профессионального назначения,
Технические средства обучения:
лабораторное оборудование для технической защиты информации;
мультимедийное оборудование.
«Программно-аппаратные средства защиты информации»:
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия (плакаты по программно-аппаратным средствам защиты информации);
компьютеры,
интерактивная доска,
мультимедийный проектор,
программное обеспечение общего и профессионального назначения.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить локально в конце профессионального модуля.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Куняев Н.Н., Фабричнов А.С., Кондрашова Т.В., Фабричнов А.Г. Конфиденциальное делопроизводство и защищенный электронный документооборот Логос, 2013
Романов Д. А., Ильина Т. Н., Логинова А. Ю. Правда об электронном документообороте. ДМК Пресс, 2013
Дополнительные источники:
Андреева В.И.Делопроизводство в кадровой службе. Практическое пособие. 3-е изд. , испр. И доп. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез»,2000
Васильев Д.В. Делопроизводство на компьютере. Практические рекомендации. Издание 2-е, дополненное. М.: - “Приор”, 2003.
Жеребенкова А.В. Документооборот на предприятии. 2-ое изд., перераб. И доп. – М.: Вершина, 2005.
Куперштейн В.И. Современные информационные технологии в делопроизводстве и управлении.- СПб.: БХВ- Санкт-Петербург,1999.
Смирнова Г.Н. Практикум по курсу “Проектирование Систем электронного документооборота” М.:МЭСИ, 2006.
Интернет ресурсы:
http :// www. ifi. uio. no / pgp /
http :// www. pgp. com.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием успешного освоения профессионального модуля ««Организация и технология работы с конфиденциальными документами» является обязательное прохождение производственной практики.
Производственная практика проводится концентрированно в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Предусматривается сдача зачета по производственной практике (по профилю специальности).
Освоение каждого междисциплинарного курса завершается экзаменом, а освоение программы профессионального модуля – проведением квалификационного экзамена.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Планирование и организация работ по обеспечению защиты объекта» и специальности «Организация и технология защиты информации».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Участвовать в подготовке организационных и распорядительных документов, регламентирующих работу по защите информации.
Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы при выполнении работ на различных этапах производственной практики
Организовывать и обеспечивать технологию ведения конфиденциального делопроизводства.
Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы при выполнении работ на различных этапах производственной практики
Организовывать конфиденциальный документооборот, в том числе электронный.
Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы при выполнении работ на различных этапах производственной практики
Организовывать архивное хранение конфиденциальных документов.
Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы при выполнении работ на различных этапах производственной практики
Оформлять документацию по оперативному управлению средствами защиты и персоналом.
Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы при выполнении работ на различных этапах производственной практики
Вести учет работ и контроль объектов, подлежащих защите. Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы при выполнении работ на различных этапах производственной практики
Подготавливать отчетную документацию, связанную с эксплуатацией средств контроля и защиты информации.
Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы при выполнении работ на различных этапах производственной практики
Документировать ход и результаты служебного расследования.
Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы при выполнении работ на различных этапах производственной практики
Использовать нормативные правовые акты, нормативно-методические документы и справочную документацию по защите информации.
Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы при выполнении работ на различных этапах производственной практики
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности. участие во внеурочной деятельности, связанной с будущей профессией (конкурсы профессионального мастерства, выставки и т. д.)
высокие показатели производственной деятельности. Наблюдение за деятельностью обучающихся в процессе освоения образовательной программы:
- на практических занятиях, лабораторных работах;
- при подготовке рефератов, окладов и т. д.;
- при выполнении работ на различных этапах производственной практики
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества. Решать проблемы, оцениватьриски и принимать решения в нестандартных ситуациях. решение стандартных и нестандартных профессиональных задач Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. – эффективный поиск необходимой информации;
использование различных источников, включая электронные при изучении теоретического материала и прохождении различных этапов производственной практикиИспользовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. – демонстрация умений использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Работать в коллективе и команде, обеспечивать их сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий. проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. проявление интереса к новейшим технологиям в области защиты информации.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности Применять математический аппарат для решения профессиональных задач. уметь применять средства математической логики для решения задач Оценивать значимость документов, применяемых в профессиональной деятельности. уметь оценивать документы, используемые в области защиты информации.
Ориентироваться в структуре федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих информационную безопасность. – проявление интереса к структуре федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих информационную безопасность.