ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДЧТЕНИЯХ НА ТЕМУ: «РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ УЧЕБНОГО ПЛАНА»


ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №100 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДЧТЕНИЯХ НА ТЕМУ:
«РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ УЧЕБНОГО ПЛАНА»

ПОДГОТОВИЛА
УЧИТЕЛЬ І КАТЕГОРИИ
КОЧЕРГА А. В.
Донецк – 2016
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования в республике. В настоящее время патриотическое воспитание становится важным звеном образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Именно, в этом возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведенияВ настоящее время проблема патриотического воспитания детей очень актуальна, т.к. коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Человек в обществе реализует себя как самостоятельная личность со зрелым чувством ответственности. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей социальный, духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-патриотический аспекты.
Актуальность:
- Необходимость создания системы гражданско-патриотического воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;
- необходимость создания системы гражданско-патриотического воспитания в рамках организации внеурочной деятельности в условиях реализации Концепции в условиях территориального расположения школы.
Процесс формирования правового гражданского общества во многом затрудняется тем, что в подготовке будущего гражданина превалирует акцент на теоретические знания о гражданственности, но нет возможности реализации своих потребностей в области патриотического воспитания. Школа не может оставаться безучастной к гражданскому самосознанию детей, без которого невозможно формирование полноценной личности.
Цель патриотического воспитания в школе - создать условия для формирования личности гражданина и патриота ДНР с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями.
Формирование основ патриотизма у школьников охватывает широкий круг задач:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе, городу (селу),  родной природе, культурному наследию своего народа;
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;
- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.
Содержание деятельности:
1. Диагностико-проектный: комплексное обследование уровня сформированности патриотизма у членов школьного сообщества и состояния патриотического воспитания в школе; обобщение опыта работы школы в организации патриотического воспитания; разработка проектов по развитию отдельных аспектов героико-патриотического воспитания отдельными классами; сбор информации, анализ и участие в таких же проектах и программах вне школы.
2. Содержательно-деятельностный: реализация комплекса проектов как вновь созданных, так и традиционных – школьных и внешкольных. Проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей ДНР.
3. Рефлексивный этап: изменение социальной и гражданской позиции; определение дальнейшей деятельности по патриотическому воспитанию школьников.
Система работы по патриотическому воспитанию учащихся включает в себя три основных компонента:
1. Патриотическое воспитание в системе общешкольных мероприятий:
Месячник патриотического воспитания, включающий встречи с ветеранами, общешкольные классные часы, направленные на воспитание уважительного отношения к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям, чувства гордости за своё Отечество, за символы государства, за свой народ; долга и  ответственности за судьбу Родины и своего народа, за ее будущее, способности проявлять гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, реализуемое также на материале учебников и учебных пособий, литературных произведений в урочной деятельности.
2. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся реализуется через организацию различных видов деятельности, направленных на освоение знаний об истории, традициях, культуре народов, своём родном крае, месте рождения; содержательному знакомству с историей своей семьи, формирование уважительного отношения к труду окружающих, стремления посильно участвовать в нем, проявлять нравственное поведение.
В качестве форм патриотического воспитания используются: классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, диспуты, беседы, викторины, выставки рисунков, конкурсы сочинений, экскурсии, ведение кружков патриотической направленности.
3. Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.
 В качестве форм работы с семьей по патриотическому воспитанию:
- родительские собрания гражданско-патриотической направленности;
- помощь в организации  и проведении внеклассных мероприятий; 
- привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников;
- совместных внеклассных мероприятий (выставки,  конкурсы,  экскурсии).
 Формы работы:
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
Деловые игры;
Классные часы;
Беседы, диспуты, викторины;
Исследовательская деятельность;
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки;
Соревнования;
Экскурсии, поездки, походы;
Трудовые дела;
Тренинг
Кружковая работа гражданско-патриотической направленности.
Примерный перечень мероприятий по реализации программы патриотического воспитания обучающихся школы.
1. Проведение уроков в библиотеке, музеях (школьном, городском краеведческом).
2. Внеурочная деятельность как условие воспитания патриотизма у школьников
3. Мероприятия, посвященные Дню Победы.
4.Проведение месячника военно-патриотической работы, посвященного Дню защитника Отечества.
5. Участие в районной игре «Школа безопасности».
6.Создание выставочных экспозиций «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт».
7. Участие школьных кружков в городских и районных смотрах – фестивалях, посвященных патриотическим мероприятиям.
8.Привлечение родительской общественности к проведению массовых мероприятий в школе.
9.Оказание помощи ветеранам и пожилым людям, акция «День пожилого человека».
10. Поздравление ветеранов ВОВ и труда.
11. Организация концертов.
12.Экскурсионная деятельность.
Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность
1. Проведение игр на местности «Школа безопасности».
2. Участие в «Кросс нации»
Краеведение
1. Тематические классные часы.
2. Встречи с интересными людьми.
3.Общественный труд.
4.Благоустройство школьной территории.
5.Участие в городских субботниках.
6. Благоустройство микрорайона школы, акция «Аллея славы».
Методическое обеспечение
1. Создание кино-, видео-. CD- фонда для проведения тематических классных часов.
2. Разработка сценариев традиционных праздников школы.
3. Разработка положений о конкурсах и спортивных соревнованиях.
4. Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов.
Заключение
Воспитание патриотов своей Родины – ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач современной школы. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.