Выступление на педчтениях Воспитание чувства патриотизма через образы национальных героев – защитников Отечества


Слайд 1.
Выступление
Воспитание чувства патриотизма
через образы национальных героев – защитников Отечества.
«Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной
связи с Родиной, не зная, как любили её наши
предки, наши отцы и деды…»
Зацепина М.Б.
Воспитание патриотической личности – одна из важных задач современной школы.
Слайд 2.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): где одна из характеристик – любящий свой народ, свой край и свою Родину.
Слайд 3.
Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей 1 – 4 классов.
Тема моей работы: Воспитание нравственно – патриотических чувств через образы национальных героев – защитников Отечества.
Слайд 4.
Цель моей работы: Воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.
Почему я решила работать над этой проблемой? Потому, что развивая у детей представления о человеке, я в первую очередь обращаюсь к истории и культуре собственного народа. Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечеству, русским традициям и обычаям, гордость за свою Родину, патриотизм? Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные когда-то ценности. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
ЗАДАЧИ:
1. Формировать чувство привязанности к своему дому, школе, друзьям в школе, своим близким.
2. Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3. Развивать чувство гордости за достижения страны; желание сохранять её богатства.
4. Воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников.
Работа по патриотическому воспитанию является опорой дальнейшего формирования человека как гражданина, сына своего Отечества, испытывающего глубокие чувства по отношению к своей Родине, ее культуре, достижениям, традициям.
Слайд 5.
Воспитание чувства патриотизма у младшего школьника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения.
При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся реализую следующую эффективную воспитательную цепочку:
Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)
Моя Родина - Россия (расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей малой родине).
Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству).
Слайд 6.
Ожидаемые результаты.
   В процессе реализации  патриотического воспитания обучающихся у выпускников к моменту окончания начальной школы должны быть сформированы следующие качества личности:
активная гражданская позиция;
способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
способность к саморазвитию.
Обогащение нравственного опыта учащихся происходит путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный и личностно-ориентированный подход).
Слайд 7.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся:
урочную,
внеурочную,
внешкольную и
общественно-полезную.
Слайд 8.
Подрастая, человек с особым пониманием начинает относиться к чувству героизма. Добрые и благородные герои и их поступки оставляют свой след в детских душах, а российская история всегда была богата на героев. Поэтому рассказы о доблести, о подвигах и славе всегда находят нужный отклик в сердцах ребят, волнуя их воображение, что, несомненно, посеет первые семена любви к родной земле.
В патриотическом воспитании огромное значение имеет и пример взрослых. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (бабушек и дедушек, участников Великой Отечественно войны, их трудовых и боевых подвигах) необходимо привить детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отчизне». Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники и мемориалы. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей - вот что важно для воспитания патриотических чувств.
На мой взгляд, патриотическое воспитание в начальной школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс органично и последовательно на всех уроках.
Слайд 9.
Существенным элементом содержания курса «Окружающий мир» в начальной школе является изучение отдельных страниц истории русского государства. В связи с этим дети знакомятся с историческими личностями, которые были участниками важнейших исторических событий. И прежде всего эти личности и являются защитниками Отечества.
В содержании предмета окружающего мира по системе Л.В. Занкова имеется значительная историческая составляющая. Дети знакомятся с историей Отечества, они получают отдельные, наиболее важные и яркие исторические сведения. Патриотическое воспитание школьников должно являться приоритетной целью изучения исторической составляющей предмета.
Слайд 10.
В истории России немало героических событий, вызывающих гордость за нашу Родину. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. С такими важными героическими событиями нашего народа учащиеся знакомятся и в третьем классе, изучая нашествие Золотой Орды на Русь и разгром ханского войска, Ледовое побоище, когда Александр Невский со своим войском разбил на Чудском озере рыцарей. В четвёртом классе ребята подробно знакомятся с важными для русского народа событиями Отечественной войны 1812 года, когда вся страна поднялась на защиту своей Родины против армии Наполеона. Учащиеся знакомятся с великим Бородинским сражением, во время которого так ярко был воплощён талант М.И. Кутузова как полководца, что явилось переломным моментом Первой Отечественной войны и победой русской армии.
Слайд 11.
Расскажу о работе по теме «Александр Ярославич Невский – национальный герой русского народа». Работа проводилась в малых группах.
Для составления ленты времени, связанной с биографией Александра Невского, учащимся были предложены следующие материалы:
1) репродукция иконы «Александр Невский»;
2) репродукции картин на тему «Ледового побоища» (В.А. Серов, А.В. Шевелёв, В.В. Маторин и др.);
3) репродукция картины П.Д. Корина «Александр Невский»;
4) схема битвы «Ледовое побоище»;
5) изображение ордена Александра Невского.
Использование данных материалов позволяет детям наглядно представить события биографии Александра Невского, а также определить, какую роль он сыграл в истории России.
Ученикам предлагалось, используя материал учебника и дополнительной литературы, составить расписание обычных суток из жизни князя Александра Невского. Это помогает школьникам понять особенности жизни исторического персонажа, его характер, отношение к основной деятельности. Одновременно идет развитие представлений учащихся об историческом времени, конкретной исторической эпохе.
Слайд 12.
Совместно с детьми была разработана игра с использованием карты «Путешествие Александра Невского в Орду». Данный прием дал возможность детям самим выступить в роли исследователей:
определить маршрут легендарного героя;
запомнить опасности, которые встретились на его пути;
представить, как Александр Невский вступал в схватку с врагами, выступал искусным дипломатом, пройдя различные испытания, вернулся домой.
Слайд 13.
Во время обсуждения биографии Александра Невского происходила оценка личности князя, качеств его характера (смелость, решительность, стойкость, ответственность и др.).
При изучении портрета Александра Невского, выполненного П. Д. Кориным, детям было предложено выполнить следующие задания:
1. Составьте список всех вещей, которые вы видите на картине, и вопросов, на которые бы хотели получить ответ.
2. Обсудите, как на этом портрете характеризуются пять элементов: лицо, тело, одежда, фон, расположение фигуры героя в пространстве полотна.
Затем составленное детьми описание сравнивалось с тем, которое дал сам художник.
Слайд 14.
В процессе изучения биографии Александра Невского мы ознакомились с фрагментом жития канонизированного святого Александра Невского.
Автор жития пишет, что, когда Александр услышал слова послов, у него разгорелось сердце, и он, войдя в церковь Святой Софии, пал перед алтарем на колени и начал со слезами молиться, прося Бога даровать ему силы для борьбы с захватчиками.
Таким образом, у детей складывается более полное представление об исторической личности, человеке, которому не чужды обычные слабости, но который умеет с ними справиться во имя великой цели защиты Родины.
Аналогичная работа проводилась при изучении биографии Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Слайд 15.
После изучения темы «Россия при Петре I» был проведен урок с развитием критического мышления. Используя метод «6 шляп», учащиеся обсуждали тему «Петр I – царь и человек. Реформы Петра I».
Слайд 16.
После изучения темы «Русское военное искусство», в ходе которой учащиеся готовили сообщения о непобедимом русском полководце Александре Васильевиче Суворове и флотоводце Федоре Федоровиче Ушакове, был проведен урок внеклассного чтения по книгам Сергея Петровича Алексеева, а на уроке русского языка писали изложение по тексту о Суворове.
Слайд 17.
Тема Отечественной войны 1812 года рассматривалась и на уроке литературного чтения при изучении стихотворения Михаила Лермонтова «Бородино», и на уроках окружающего мира. Учащиеся приготовили сообщения о Михаиле Илларионовиче Кутузове и других героях этой войны. Для более полной картины Бородинской битвы на уроке смотрели отрывок из кинофильма Сергея Бондарчука «Война и мир».
Слайд 18.
И, конечно, глубоко и полно изучаются события Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, когда русский народ вёл освободительную войну по очистке нашей земли от фашистских захватчиков. Особое внимание уделялось героям Великой Отечественной войны: взрослым и детям.
Слайд 19.
В прошлом году мы отмечали 70-летие Великой Победы. Накануне празднования Дня Победы мною был разработан и реализован комплекс занятий, цель которого состояла в том, чтобы через знакомство с героями Великой Отечественной войны пробудить у младших школьников патриотические чувства, уважение к историческому прошлому нашей страны, гордость за наших героев.
Занятия проводятся в разнообразных формах в соответствии с возрастными особенностями младших школьников:
составлена «Летопись Великой Отечественной войны»
интервьюирование учащимися членов своей семьи и написание сочинений «Моя семья в истории Великой Отечественной войны»,
конкурс чтецов стихотворений о Великой Отечественной войне,
проект «Открытка для ветерана»,
творческая мастерская «Рисуем войну и Победу»,
конкурс «Парад младших войск».
Слайд 20.
Был проведен урок изобразительного искусства по теме «Павшим героям – слава (рисование обелиска)», а также классный час «Час памяти». Изучение темы ВОв продолжится в 4 классе.
В результате проводимой работы у детей повысился уровень осознания понятия патриотизм, повысился интерес к истории города, семьи, традициям. Они имеют представления о качествах человека патриота.
Слайд 21.
Большинство школьников признают необходимость информации о гражданах России, героях войны, жизнь которых может служить примером для подражания.
Наряду с обобщённым пониманием слова «Родина», выяснили, с чем конкретно связывают дети любовь к Отечеству. Определяющим в понятии «Родина» является
Родная семья, родной дом 7
Место, где родился и живёшь (город, село) 15
Россия в целом 10
Как видно из таблицы, большая часть ребят связывает понятие «Родина» с местом, где они родились и живут.
Также выяснили, с каким качеством и конкретными жизненными позициями связывают ребята понятие «Патриот». Быть патриотом - это значит:
Любить и уважать Родину 13
Отстаивать интересы Родины 10
Уважать людей всех национальностей 8
Гордиться Родиной и переживать за неё 17
Таким образом, у подавляющего большинства опрошенных сложилось довольно зрелое представление о святых для каждого человека понятиях «Родина», «Патриот».
Слайд 22.
Защита Отечества волнует меня, мое поколение. Хочется, чтобы дети не оставались равнодушными, они должны знать, что у каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не забываются. Наши дети должны помнить, что Земля русская создавалась веками. За её целостность и безопасность заплатили своими жизнями миллионы людей, её защитников. Они надеялись, что жить станет лучше и счастливее, если не детям, то внукам, не внукам, то правнукам - и их тяжкие труды не пропадут напрасно. Поэтому они завещали беречь землю русскую - нашу Родину.
Слайд 23.
Подводя итог, хотелось бы закончить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: «Судьба России, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству».
Слайд 24.
Спасибо за внимание!