Рабочая программа по математике. 4 класс. Программа Гармония.


Согласовано
Заместитель директора МБОУ «СОШ № 1»
Энгельсского муниципального района
___________________ /Журавлёва Т.С./
Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 1» Энгельсского муниципального района
_______________ /Мокрецов А.В./
Приказ № __________________
Рабочая учебная программа
по математике
для обучающихся 4д класса
на 2016/2017 учебный год
Составитель:
Бриурош Светлана Николаевна, учитель начальных классов
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 1» ЭМР и ориентирована на работу по образовательной системе «Гармония» под редакцией Истоминой Н.Б.
Программа предназначена для обучающихся 4 д класса общеобразовательной школы. Особенности развития обучающихся данного класса и уровень общего образования – средний.
Предмет относится к образовательной области «Математика и информатика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом и примерной программой на предмет «Математика» в 4 классе отводится 4 часа в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные
Ученик научится:
- положительно относиться к школе; проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
- целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
- осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи (на доступном для возраста уровне), соотносить результат действия с поставленной целью;
- самостоятельно организовывать свою учебную деятельность.
Ученик получит возможность научиться:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- проявлению устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватному пониманию причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль
на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как
по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов
на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- решать логические, комбинаторные, геометрические задачи;
- произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.
Коммуникативные
Ученик научится:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.
Учащиеся получат возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные
Числа и величины
Ученик научится:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа;
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение числа в несколько раз);
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать и записывать величины (массу, время, длину, объем), используя основные единицы измерения величин и соотношении между ними, сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Ученик получит возможность научиться:
- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Ученик научится:
- выполнять устно сложение, вычитание двузначных чисел в пределах 1000000, умножение однозначных, (в том числе с нулём и числом 1):
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения (со скобками и без скобок).
Ученик получит возможность научиться:
- выполнять действия с величинами;
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами
Ученик научится:
- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи; определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2—3 действия);
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Ученик получит возможность научиться:
- решать задачи в 3—4 действия;
- находить разные способы решения задач;
- решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Ученик научится:
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Ученик получит возможность научиться:
- распознавать плоские и кривые поверхности;
- распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
- распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Ученик научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата;
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Ученик получит возможность научиться
- вычислять площадь и периметр различных фигур
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/пТематический блок Количество часов Использование проектной (исследовательской) деятельности Количество и формы контроля
1 Проверь себя. Чему ты научился в 1-3 классах? 10 ч 1 К.р. – 1
С.р. - 2
2 Умножение однозначного числа на однозначное. 8 ч К.м.д. – 1
К.р. – 1
С.р. – 2
3 Деление с остатком. 13 ч
1 К.м.д. – 1
К.р. – 1
С.р. - 3
4 Умножение многозначных чисел. 11 ч
К.м.д. – 1
К.р. – 1
С.р. - 2
5 Деление многозначных чисел. 20 ч 1 К.м.д. – 1
К.р. – 1
С.р. - 4
6 Действия с величинами. 18 ч 1 К.м.д. – 1
К.р. – 2
С.р. - 5
7 Скорость движения. 24 ч 1 К.м.д. – 2
К.р. – 2
С.р. - 4
8 Уравнения и буквенные выражения 16 ч К.м.д. – 1
К.р – 1
С.р. - 4
10 Проверь себя. Чему ты научился в 1 – 4 классах? 16 ч 1 К.м.д. – 1
К.р. – 2
С.р. - 4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/пТематический блок,
тема уроков Количество часов Дата проведения Коррекция программы
по
плану по
плану Повторение материала, изученного
в 1 – 3 классах (10 часов )1 Сравнение многозначных чисел. Нумерация многозначных чисел. 1 02.09 2 Арифметические задачи. Правила порядка выполнения действий. 1 05.09 3 Взаимосвязь компонентов и результата действий. Арифметические задачи. 1 06.09 4 Арифметические задачи. Свойства умножения. Самостоятельная работа. 1 07.09 5 Деление на 10, 100, 1000… Соотношение единиц массы, длины, времени. Диагностика. 1 09.09 6 Площадь и периметр прямоугольника. Сравнение числовых выражений. Порядок выполнения действий. 1 12.09 7 Деление числа на произведение. Диаграмма.
Самостоятельная работа. 1 13.09 8 Куб. Таблица умножения и соответствующие случаи деления. Решение задач. 1 14.09 9 Контрольная работа №1
по теме «Повторение». 1 16.09 10 Работа над ошибками. Числовые выражения. Развёртка куба.
1 19.09 Умножение многозначного числа на однозначное ( 8 ч)
11 Постановка учебной задачи. Алгоритм умножения на однозначное число. Тест. 1 20.09 12 Алгоритм умножения на однозначное число. Разрядный состав многозначного числа. Арифметические задачи. 1 21.09 13 Арифметические задачи. Умножение многозначного числа на однозначное. Контрольный математический диктант. 1 23.09 14
Взаимосвязь компонентов и результатов действий. Правила порядка выполнения действий. Сравнение выражений. 1 26.09 15 Арифметические задачи. Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число. Самостоятельная работа. 1 27.09 16 Арифметические задачи. Запись текста задачи в таблице. Умножение многозначного числа на двузначное, оканчивающееся на 0. 1 28.09 17 Контрольная работа №2
по теме «Умножение на однозначное число» 1 30.09 18 Работа над ошибками. Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями, на однозначное число. Многогранник, его развёртка. 1 03.10 Деление с остатком (13 ч)
19 Постановка учебной задачи. Запись деления с остатком. Терминология. 1 04.10 20
Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Табличные случаи умножения. Подбор делимого при делении с
остатком. 1 05.10 21
Деление с остатком. Подбор неполного частного.
Самостоятельная работа. 1 07.10 22
Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Классификация выражений. 1 10.10 23 Решение арифметических задач. 1 11.10 24
Решение арифметических задач. Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Тест. 1 12.10 25
Взаимосвязь компонентов и результата при делении с остатком. Контрольный математический диктант. 1 14.10 26 Работа над ошибками. Деление с остатком. Случай, когда делимое
меньше делителя. Классификация выражений. 1 17.10 27
Решение задач.
Самостоятельная работа 1 18.10 28
Деление на 10, 100, 1000...
Решение задач. 1 19.10 29
Умножение многозначного числа на однозначное. 1 21.10 30 Решение задач. Тест. 1 24.10 31
Контрольная работа №3
по теме «Деление с остатком» 1 25.10 Умножение многозначных чисел (11 ч) 32
Работа над ошибками. Постановка учебной задачи. Алгоритм умножения на двузначное число. 1 26.10 33
Сравнение выражений, поиск ошибок и их
коррекция. 1 28.10 34
Алгоритм умножения на двузначное число.
Правила порядка выполнения действий. 1 09.11 35 Алгоритм умножения на двузначное число.
Решение задач. Геометрические тела. 1 11.11 36
Алгоритм умножения на двузначное число.
Взаимосвязь компонентов и результата при
делении с остатком. Тест. 1 14.11 37 Решение задач. Классификация многогранников. Решение задач. 1 15.11 38
Алгоритм умножения многозначного числа
на однозначное и двузначное.
Контрольный математический диктант. 1 16.11 39
Работа над ошибками. Алгоритм умножения многозначных чисел.
Решение задач. 1 18.11 40
Алгоритм умножения многозначных чисел.
Решение задач. Самостоятельная работа. 1 21.11 41
Контрольная работа №4
по теме «Умножение многозначных чисел». 1 22.11 42
Работа над ошибками. Умножение многозначных чисел. Решение задач. 1 23.11 Деление многозначных чисел (20 ч)
43
Постановка учебной задачи. Подготовка к знакомству с алгоритмом письменного деления. 1 25.11 44
Деление суммы на число. Деление с остатком. Разрядный и десятичный состав многозначного числа. 1 28.11 45 Подготовка к знакомству с алгоритмом. Алгоритм письменного деления многозначного
числа на однозначное. 1 29.11 46 Алгоритм письменного деления. Прикидка
количества цифр в частном. 1 30.11 47 Решение задач. Самостоятельная работа. 1 02.12 48 Алгоритм письменного деления. Задачи на
площадь и периметр прямоугольника. Взаимосвязь компонентов деления с остатком
и без остатка и результата. 1 05.12 49
Решение задач. Запись текста задачи в таблице. Деление многозначного числа на однозначное. Классификация выражений. Поиск закономерностей. 1 06.12 50 Классификация выражений. Проверка деления. Поиск закономерностей. Тест. 1 07.12 51
Решение задач. Взаимосвязь компонентов и
результата деления. Грани и развёртка куба. 1 09.12 52
Алгоритм письменного деления. Грани и
развёртка куба. Контрольный математический диктант. 1 12.12 53
Алгоритм письменного деления. Прикидка
результата. Сравнение выражений. Решение
задач. Работа над ошибками. 1 13.12 54
Алгоритм письменного деления. Прикидка
результата. Решение задач. 1 14.12 55
Алгоритм письменного деления. Решение задач.
Самостоятельная работа. 1 16.12 56
Алгоритм письменного деления. Решение
задач. 1 19.12 57
Контрольная работа №5
по теме « Деление многозначных чисел». 1 20.12 58 Работа над ошибками. Алгоритм письменного деления. Количество цифр в частном. Решение задач. 1 21.12 59 Алгоритм письменного деления. Решение
задач. Тест. 1 23.12 60
Доли и дроби. Постановка учебной задачи. Терминология. 1 26.12 61-62
Предметный смысл дроби. Часть от целого. Нахождение дроби от числа и числа по дроби. 2 27.12 Действия с величинами (18 ч)
63 Величины на практике. Единицы длины и
их соотношения. Обобщение ранее изученного материала. 1
64
Сравнение величин (длина), сложение и
вычитание величин. Периметр и площадь
прямоугольника. 1 65
Решение задач с величинами (длина, площадь). Самостоятельная работа. 1 66
Решение задач с величинами (длина, площадь, масса). Соотношение единиц массы. 1 67
Решение задач с величинами (масса). Перевод одних наименований величин в другие. Тест. 1 68
Сложение и вычитание величин (масса). Поиск закономерностей. Решение задач. 1 69
Контрольная работа №6
по теме «Величины. Длина, площадь». 1 70 Работа над ошибками.
Соотношение единиц времени. Нахождение
части от целого и целого по его части. Решение задач. 1 71
Единицы длины, массы и времени. Поиск
Закономерности. Тест. 1 72 Решение задач с различными величинами. 1 73
Решение задач с различными величинами. Контрольный математический диктант. 1 74
Работа над ошибками. Решение задач с различными величинами. 1 75 Решение задач с различными величинами. 1 76
Решение задач с различными величинами. Самостоятельная работа 1 77
Решение задач с различными величинами. 1 78 Контрольная работа №7
по теме «Действия с величинами». 1 79
Работа над ошибками. Единицы объёма. Кубический сантиметр, кубический дециметр (литр). 1 80
Решение задач с величинами (объём, масса). Тест. 1 Скорость движения (24 ч)
81
Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. 1 82
Соотношение единиц скорости. Решение задач. Контрольный математический диктант. 1 83
Работа над ошибками. Соотношение единиц скорости. Решение задач. 1 84
Соотношение единиц скорости. Правила порядка выполнения действий. Анализ разных способов решения задачи. Самостоятельная работа. 1 85 Решение задач. Сравнение выражений. Правила порядка выполнения действий. 1 86
Движение двух тел навстречу друг другу. Использование схем в задачах на встречное
движение. 1 87
Решение задач с величинами (скорость, время, расстояние). Самостоятельная работа. 1 88 Решение задач с величинами (скорость, время, расстояние). Сравнение выражений. 1 89
Контрольная работа №8
по теме «Задачи на встречное движение» 1 90
Работа над ошибками. Решение задач на движение двух тел в противоположных направлениях. 1 91 92
Решение задач на движение. Алгоритм письменного деления. Правила порядка выполнения действий. 2 93
Решение задач на движение. Самостоятельная работа. 1 94 95
96 Решение задач на движение. Тест. 3 97
Взаимосвязь величин движения. Решение задач. 1 98
Контрольная работа №9
по теме «Задачи на движение» 1 99
100 Решение задач на движение. 2 101
102 Решение задач на движение. 2 103
104 Решение задач на движение. 2 Уравнения , числовые и буквенные выражения. (16 ч) 105 Постановка учебной задачи. Анализ записей решения уравнений, их сравнение. Терминология 1 106 Запись уравнения по записи деления с остатком, по рисунку, по схеме. 1 107 Сравнение уравнений. Выбор уравнения к задаче. Составление уравнения по рисунку, по схеме. Тест. 1 108 Работа над ошибками. Составление уравнения по данному тексту ( по задаче). 1 109 Решение уравнений.
Самостоятельная работа. 1 110 Решение «усложненных уравнений». 1 111 Контрольная работа №10
по теме «Уравнения». 1 112 Работа над ошибками. Составление усложненного уравнения из нескольких простых. 1 113 Постановка учебной задачи. Запись буквенных выражений по данному тексту. Числовое значение буквенного выражения при данных значениях входящей в него буквы. Тест. 1 114 Объяснение буквенных выражений, составленных по данному тексту. Сравнение числовых и буквенных выражений. Числовое значение буквенного выражения при данном числовом значении, входящей в него буквы 1 115 Усложнённые уравнения. Их решение. Контрольный математический диктант. 1 116 Решение задач способом составления уравнений 1 117 Решение задач способом составления уравнений. Вычисления буквенных выражений при данном значении, входящей в него буквы 1 118 Решение усложнённых уравнений. Составление уравнений по тексту задачи, по данной схеме. Тест. 1 119 Сравнение уравнений, буквенных выражений. Объяснение схем и выражений, составленных к задачам на движение 1 120 Контрольная работа №11
по теме «Числовые и буквенные выражения». 1 Проверь себя! Чему ты научился в 1-4 классах? (16 часов) 121 122 Работа над ошибками. Повторение по теме «Умножение многозначных чисел». 2 123 124 Повторение по теме «Деление многозначных чисел». Самостоятельная работа. 2 125 126 Повторение по теме «Величины. Действия с величинами». Контрольный математический диктант. 2 127 128 Повторение по теме «Решение задач на движение». 2 129 130 Итоговая контрольная работа. 2 131132 Работа над ошибками. Повторение по теме «Уравнения. Решение уравнений». 2 133 136 Обобщение и систематизация пройденного в 1-4 классах. 4