Конспект урока по теме Паразитические плоские черви 7 класс


Учитель:Плотникова Елена Петровна
МОБУ «Гимназия №3» г.Кудымкар Пермский край
Класс:7.
Тема: Плоские паразитические черви.
Цели урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, приспособлениях к паразитизму, мерах борьбы с ними.
Задачи урока:
Образовательная: выявить особенности строения и жизнедеятельности червей-паразитов классов Сосальщики и Ленточные черви, выявить отличия в строении и жизнедеятельности паразитических плоских червей.
Развивающая: развитие умений и навыков работы с таблицами, текстом, сравнивать, делать выводы.
Воспитательная: познакомить учащихся с основными группами червей-паразитов, способами заражения червями и мерами защиты от их заражения.
План урока:
Оргмомент.
Определение темы урока, целеполагание.
Изучение нового материала:
основные виды плоских червей-паразитов;
вред, наносимый плоскими червями-паразитами здоровью человека, и меры профилактики;
печеночный сосальщик и ленточные черви– типичные представители паразитических плоских червей, особенности строения, размножения и развития;
циклы развития широкого лентеца, эхинококка;
приспособления к паразитизму;
К.И.Скрябин – основоположник гельминтологии.
Закрепление.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Конспект урока.
Оргмомент.
Сегодняшний урок мы посвятим сохранению здоровья человека.
Французский писатель 18 века Ж.Ж.Руссо сказал: «Большая часть болезней наших – это дело наших собственных рук».
Как вы объясните это высказывание?
На слайде представлены симптомы болезней человека. Можете ли вы назвать их причины?
снижение аппетита
появление болей в животе после еды
отрыжка, тошнота, иногда рвота
головокружение, головные боли
обмороки
раздражительность, хроническая усталость
запоры, поносы, вздутие живота
бессонница и другие нарушения сна
различные кожные проявления
Если у человека наблюдаются из перечисленных 2-3 симптома, врачи предлагают провести обследование на наличие паразитических червей. Статистика приводит следующие факты:
По данным ВОЗ более75 % населения планеты заражены гельминтами.
Приблизительно в 80%  случаях всех заболеваний на планете причиной являются паразиты.
В  России  ежегодно регистрируется до 1,5 млн. случаев заражения.
По оценкам специалистов-паразитологов, 8 из 10 российских детей заражены паразитами!
2. Определение темы урока, целеполагание.
Тема нашего урока «Паразитические плоские черви».
Что бы вы хотели узнать о паразитических червях?
3. Изучение нового материала.
1. Особенности паразитизма плоских червей.
Слово «паразит» греческое. Кто догадается, что оно означает?
Паразиты (греч. Parasitos - нахлебник, тунеядец).Чем отличается паразитизм от других видов взаимоотношений между организмами?
При паразитизме существуют «паразит» и «хозяин».
Особенность развития паразитических плоских червей является наличие личиночной стадии.
Личинка паразитирует в теле промежуточного хозяина.
Половозрелые черви живут в теле окончательного хозяина.
2. Основные виды паразитических плоских червей.
Люди, заразившись любым червём паразитом, испытывают разного рода недомогания и, конечно, за помощью идут к врачу. Из беседы врача и пациента многое можно узнать: о путях заражения, о лабораторной диагностике, о мерах профилактики.
Перед вами будет разыграно несколько сцен, где актёрами будут ваши одноклассники. Вы же будете в роли случайных свидетелей. В конце инсценировки вам нужно выделить виды червей-паразитов, класс, к которому принадлежат, и сформулировать выводы о соблюдении мер предосторожности заражения паразитами.
Игровые инсценировки.
Сцена №1.
Врач: Входите, присаживайтесь. Внимательно слушаю – на что жалуетесь?
Больной: Боли в животе – правое подреберье (показывает). Что это доктор?
Врач: Никогда не болели болезнями печени?
Больной: нет…
Врач: Как давно эти боли появились?
Больной: Через две недели после отпуска.
Врач: А где Вы отдыхали?
Больной: В красивейших местах на берегу реки Иртыш.
Врач: Ну, если на реке отдыхали, то, наверное, и рыбу ловили?
Больной: Да! Правда, всё лещ и плотва попадались… Уху варили и сушили.
Врач: А жарить, что, негде было?
Больной: Да жарил один разок, но у меня не очень получается – до конца не прожариваю – еле съешь такую рыбу.
Врач: Теперь многое становится ясным. Вот вам направление - сдайте анализ кала и с результатом опять на приём.
Больной: Здравствуйте! Вот результаты анализов.
Врач: Так я и думала! Вы заражены Кошачьим сосальщиком – это плоский червь размером 4 – 13 мм, который поселяется в тканях печени. А заразились Вы им через рыбу – ту не прожаренную, а если будите есть плохо просушенную и проваренную рыбу – то тогда можете заразиться повторно.
Больной: А что же теперь делать?
Врач: Придётся пройти курс лечения. Вот Вам рецепт на приобретения лекарств.
Сцена №2.
Врач: Входите, внимательно слушаю Вас. На что жалуетесь?
Больной: (тяжело дыша и часто кашляя) Как видите – одышка, кашель с мокротой, боли в груди. Вроде не простывал негде, и отпуск весь на солнышке, на берегу Амура…Хорошо было: раки, квас…
Врач: Вот про раков по подробней расскажите. Как Вы их ели?
Больной: Да прям из воды за клешню, в подсолённый кипяток на минутку опустишь, и всё…Врач: Да они не успевали провариваться…
Больной: Может быть.… Но на свежем воздухе всё съелось.
Врач: Вот эта спешка, скорей всего Вам и навредила. Надо проверить это. Вот Вам направление на анализ кала и анализ мокроты.
Больной: Здравствуйте! Вот результаты анализов…
Врач: Этих результатов и следовало ожидать. Вы заразились Лёгочным сосальщиком – это плоский червь размером 1,5 см которые попадают в организм при поедании не проваренных ракообразных, на их жабрах могут поселяться личинки этого червя.
Больной: Так значит должен болеть живот, а у меня болит грудная клетка.
Врач: Личинка только сначала попадает в кишечник, а потом пробуравливается в сосуды и стоком крови направляется в лёгкие, где и превращается в червя. От этого и кашель, и отдышка. В следующий раз варите дольше раков и крабов, а пока придётся лечиться, принимать лекарство.
Сцена №3.
Больной: (заходит, слегка качаясь, держась за живот и рот – как будто его сейчас вырвет) Доктор помогите мне!
Врач: Хорошо, хорошо! Только скажите, что Вас беспокоит?
Больной: Голова кружится, слабость, чувство голода всегда преследует, а съем что, так тошнить начинает, а то и рвота открывается.
Врач: Что Вы ели и едите всё время?
Больной: Всё самое свежее – родственники стараются.
Врач: А за месяц до этих симптомов – рацион питания не менялся?
Больной: Да! Только раз нас пригласили на шашлыки к знакомым на дачу. Они купили свинины у себя во дворе – с машины, какой - то дачник привёз по дешевле. Шашлыков получилось.… Только последняя порция не дошла до готовности, так как пошёл дождик, но ничего, хоть и не жевалось, я целиком глотал – не попадать же добру.
Врач: Вот Вас жадность и сгубила, ведь в сыром мясе могут находиться финны свиного цепня – это личиночная стадия плоского ленточного червя. Скорей всего вы их и съели, так как с машин, обычно, торгуют непроверенным в ветеринарной службе мясом. А теперь, видимо, у Вас в кишечнике 3-х метровый червь. А может и не один. Он и поглощает вашу пищу – ваш энергозапас всей поверхностью тела, а Вы слабеете…
Больной: Что же делать?
Врач: Придётся лечь в больницу, там сделают анализ кала для подтверждения диагноза, и там же Вас будут лечить от свиного цепня и от истощения. Кстати, так же, через не прожаренное и не проваренное мясо, только говядины можно заразиться 10-ти метровым Бычьим цепнем. Так что готовьте в следующий раз мясо как следует.
Сцена №4.
Медсестра: Доктор! Нам привезли ослабленного больного – бледный.… Говорит, что черные точки перед глазами бегают.
Врач: Похоже на малокровие…
Медсестра: Говорит, тошнит и живот болит…
Врач: Тут не только малокровие.… Сейчас посмотрим – пусть зайдёт в кабинет (пауза). Присаживайтесь. Что ж Вы себя до такого состояния довели?
Больной: Сам не знаю. Вроде в достатке живу, в еде себе не отказываю: и тебе мясо, и тебе рыба, и тебе икра…
Врач: Покупаете всё это в магазине?
Больной: Мясо – да, а вот рыбу сам ловил, пока здоровый был. На спиннинг окунька и налимчика, а где и щучка попадалась.
Врач: А что Вы с пойманной рыбой делаете?
Больной: И уху варю, и жарю…
Врач: Хорошо прожаривали?
Больной: Да! Я только икру щучью не жарил, а солил. Получилось вкусно – малосольная, объеденье.
Врач: Ну, если малосольную икру ели, что сами делали, то придётся Вам обследование пройти в больнице. Нужно взять у Вас анализ кала на наличие яиц Широкого лентеца.
Больной: Как же это, доктор?
Врач: В сыром мясе и, особенно в икре хищных рыб, о которых вы говорили, могут содержаться личинки Широкого лентеца – это плоский ленточный червь длиной 10, а то и более метров. Съев не проваренное или не прожаренное мясо, или икру человек заражается лентецом, который поселяется в кишечнике и поглощает большую часть питательных веществ всем своим телом, от этого и малокровие, а от продуктов жизнедеятельности – тошнота и боли в животе. Будьте в следующий раз бдительнее.
Случай №5
Бывают и такие случаи, где врач уже помочь не может. Об одном таком случае расскажет случайный свидетель.
У меня был друг, который очень любил животных. Он не мог пройти просто так мимо бродячей собаки, чтоб не погладить её, почесать за ухом, дать кусок хлеба. А за его доброту и любовь собаки дружелюбно махали хвостом и облизывали его лицо. Сейчас он умер, а в заключении о смерти написано, что причиной смерти стала личиночная стадия ленточного червя Эхинококка, которая развивалась в головном мозге как опухоль. Если б он только знал, что на шерсти бродячих собак могут быть яйца такого опасного червя как эхинококк, он бы мыл руки после общения с неизвестными собаками и был бы жив. Как горько это осознавать!
В жизни каждый из нас может быть случайным свидетелем бесед врача и пациента, но не каждый может сделать правильные выводы по увиденному и услышанному.
Какие выводы вы сделали для себя после услышанного?
3. Сравнение строения сосальщиков и ленточных червей.
Прочитайте текст и сравните строение сосальщиков и ленточных червей.
Выделите общие признаки:
-имеют присоски;
-толстая кожа;
-гермафродиты;
-высокая плодовитость;
-сложный цикл развития.
Выделите отличия:
-у сосальщиков представлены все системы органов, характерных для плоских червей;
Форма тела листовидная.
-у ленточных имеются присоски, крючья;
-слабо развиты мышечная, нервная системы и органы чувств;
-отсутствует пищеварительная система.
4.Сравнение циклов развития печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Прочитать текст, выделить этапы развития, промежуточного и окончательного хозяина. Запишите их в таблицу.
Пересказ у доски «Цикла развития сосальщика».
Используемые термины: ресничная личинка, хвостатые личинки., цисты.
Пересказ «Цикла развития бычьего цепня».
Используемые термины: онкосферы – шестикрючные личинки, финны.
5. Дополнительно: циклы развития широкого лентеца, свиного цепня, эхинококка.
Демонстрация слайдов, выделение хозяев, заполнение таблицы.
4. Закрепление пройденного.
«Что изображено?»
Определить на слайдах, что изображено.
«Найди ошибку».
Эх, нелегкая жизнь паразита!
Жить в кишках  - и не быть переваренным,
Но спасает его плодовитость,
Сложный цикл, природой подаренный.
А такое простое строение,
Уж, поверьте, совсем не от лени.
Это зверь любопытный, внимательный,
Слух отличный, хорошее зрение,
И родитель с него замечательный,
Он большое дает поколение.
Всем сердцем он готов дружить
И в симбиозе дружно жить,
С хозяином везучим,
Безграмотным, грязнущим.
Он за пищу и кров всем признателен,
И сумеет создать настроение,
Он желает стать вашим приятелем,
Дегенерации чудо-творение.
Зачастую меняет хозяина,
Сам ползет, выбирая себе его.
Приложите, ребята, старание:
Не встречайтесь с ними нигде!
5. Подведение итогов.
Изучением многообразия червей-паразитов занимается раздел биологии –гельминтология. Основоположником гельминтологии является русский ученый Константин Иванович Скрябин.
В чем важное значение этой науки?
Изучив особенности червей паразитов легко определить меры борьбы и профилактики.
6. Домашнее задание.
В 1887 г. шведские ученые решили достичь Северного полюса на воздушном шаре. Экспедиция пропала, и ее следы были обнаружены только через 33 года. Оказалось, что воздушный шар потерпел крушение уже спустя три дня после старта, но люди остались живы, и погибли примерно через 3 месяца. Ученые вели дневник, из которого стало известно, что первое время особых проблем они не испытывали. Удалось даже подстрелить белого медведя, мясом которого питались больше недели. Однако через некоторое время появились признаки какого-то заболевания. Первым умер начальник экспедиции (Соломон Август Андрэ), позже – Нильс Стриндберг. Дольше всех продержался механик Курт Френкель…
Останки героев и все, что нашли в лагере (доски, обрывки оболочки шара, рваную шкуру медведя) перевезли в один из музеев Швеции. Тайна гибели воздухоплавателей оставалась неразгаданной еще 20 лет. Только в 1937 г. датский исследователь Трайд, внимательно изучая дневники экспедиции, обратил внимание на симптомы заболевания, унесшего в могилу исследователей Арктики. Для того чтобы проверить свою гипотезу он изучил останки того самого белого медведя и в остатках мышечной ткани обнаружил________?
Так, спустя пятьдесят три года была разгадана тайна гибели одной из первых экспедиций к Северному полюсу. Действительно, трудно ожидать от голодных, замерзших, чудом избежавших гибели при крушении, людей терпения, чтобы хорошо прожарить мясо убитого хищника. С первым куском медвежатины к ним пришла смерть…
Помните: Большая часть болезней наших – это дело наших собственных рук.
7. Рефлексия.