План-конспект урока по химии «Представители газов. Их получение, собирание, распознавание». 11 класс.

План-конспект урока по химии: «Представители газов. Их получение, собирание, распознавание». 11 класс.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Разработка урока учителя химии Сергеевой Веры Николаевны, МБОУ «Холмовская СШ» Холм-жирковского района Смоленской области.
Цели урока:
Обучающие: актуализировать и систематизировать знания учащихся о газообразных веществах, способах их получения, собирания, распознавания и применения.
Развивающие: способствовать формированию информационной культуры.
Воспитательные: способствовать формированию коммуникативной культуры.
Оборудование: штатив с пробирками, лабораторный штатив, спиртовка, спички, газоотводная трубка, стакан, лучинка, Zn. HCl. KMnO4. NH4Cl. Ca(OH)2. Na2CO3.
Конспект урока
1. Организационный этап
Постановка целей.
2. Этап актуализации  знаний
Учитель: Большинство веществ в зависимости от условий могут находиться в одном из трех агрегатных состояниях: газообразном, жидком, твердом. Почему?
Ученик: разное расстояние между частицами.
Учитель: Благодаря большому расстоянию между молекулами любые газы смешиваются друг с другом в любых соотношениях. Назовите важнейшие природные смеси газов. Каков их состав?
Ученик: Воздух (21% кислорода, 78% азота, благородные газы, углекислый газ), природный газ (90% метана и другие углеводороды).
Учитель: При изучении химии, вы познакомились со свойствами некоторых газов, узнали способы их получения, собирания и распознавания. На сегодняшнем уроке вам предстоит вспомнить, как в лабораторных условиях получают водород, кислород, углекислый газ, аммиак ; как собирают и распознают эти газы. По ходу изучения материала вы выполните лабораторный опыт «Получение, собирание и распознавание газов», соблюдая правила техники безопасности, и заполните таблицу:
Признаки сравнения
Формула
Физические свойства
Получение
Собирание
Распознавание

Водород
 
 
 

 

Кислород
 
 
 

 

Углекислый газ
 
 
 

 

Аммиак
 
 
 

 

Учитель: Водород. Охарактеризуйте его физические свойства. Как можно его получить?
Ученик: Это самый легкий газ, не имеет цвета, запаха и вкуса.
Учитель: проанализируйте способы получения водорода.
Ученик: в лаборатории его получают чаще всего взаимодействием цинка с соляной кислотой. В промышленности – разложением метана и др.
Учащиеся записывают уравнения химических реакций получения водорода:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
CH4 = C + 2H2
Учитель: как собирают и распознают водород?
Ученик: водород собирают в перевернутый вверх дном сосуд. Распознают его так: к отверстию перевернутого вверх дном сосуда подносят зажженную лучину. Раздается глухой хлопок, если водород чистый или «лающий» звук, если водород содержит примеси. Водород  с воздухом образует взрывчатую смесь - «гремучий газ».
Учащиеся выполняют опыт и оформляют записи.
Учитель: кислород – газ, содержание которого в атмосфере составляет 21%. Какими физическими свойствами он обладает?
Ученик: бесцветный, не имеющий запаха газ, который плохо растворяется в воде.
Учитель: какими способами можно получить кислород?
Ученик: в лаборатории кислород получают разложением перманганата калия KMnO4 или пероксида водорода H2O2 . В промышленности – из воздуха, разложением воды и др.
Учащиеся записывают уравнения химических реакций получения кислорода:
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + О2 ;
2H2O2 = 2Н2О + О2 .
Учитель: Как можно собрать кислород и доказать его наличие?
Ученик: Кислород собирают в сосуд вытеснением воздуха, потому что он тяжелее воздуха. Кислород собирают методом вытеснения воды, так как он малорастворим в воде. Распознают кислород по вспыхиванию внесенной в сосуд с этим газом тлеющей лучинки.
Учащиеся проводят лабораторный опыт и оформляют записи.
Учитель: Перечислите физические свойства углекислого газа, как его получить и распознать?
Ученик: Углекислый газ или оксид углерода (IV) СО2 – бесцветный, не имеющий запаха газ. Он тяжелее воздуха. Растворим в воде. В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонаты:
СаСО3+2НСL=CaCl2+H2O+CO2
Углекислый газ можно распознать по помутнению известковой воды или с помощью горящей лучинки.
CO2+Ca(OH)2=CaCO3+H2O
CaCO3+CO2+H2O=Ca(HCO3)2
В промышленности углекислый газ получают обжигом известняка:
CaCO3 = СаО + СО2
Учащиеся проводят лабораторный опыт и оформляют записи.
Учитель: Давайте вспомним, как получают аммиак, какими физическими свойствами он обладает и как его распознать.
Ученик: Аммиак NH3 – газ с резким запахом, бесцветный, хорошо растворим в воде.
В лаборатории аммиак получают взаимодействием щелочей с солями аммония:
NH4Cl + NaOH = NaCl + H2O + NH3
Еще аммиак можно распознать по изменению окраски влажной лакмусовой или ф-ф бумажки.
Учитель: Запишите уравнение реакции получения аммиака в промышленности, укажите, что реакция обратимая и условия, при которых она протекает: катализатор, высокие температура и давление.
3H2 + N2 = 2NH3
Так как аммиак легче воздуха, то его следует собирать, так же как и водород – в перевернутую вверх дном пробирку.
Учащиеся проводят лабораторный опыт и оформляют записи.
Для закрепления:
Осуществите превращения: перманганат калия    кислород  вода  водород   аммиак  водород   этилен  углекислый газ
Учащиеся выполняют задание в тетради.
4. Этап информации о домашнем задании § 8 «Химия-11» упр. №3, 4.
5. Этап рефлексии.
Я научился Было интересно Было трудно Заставило задуматься
Заголовок 1 Заголовок 215