Получение, собирание и распознавание газов.

Химия 11 класс
Практическая работа № 5

Получение, собирание и распознавание газов.

Цель работы: повторить способы получения, собирания газов, их физические и химические свойства, совершенствовать приемы работы с лабораторным оборудованием и химическими веществами.

Оборудование: штатив с пробирками, лабораторный штатив, пробка с газоотводной трубкой, спиртовка, шпатель, вата, химические стаканы, кристаллизатор, лучина, спички.

Реактивы: цинк, кристаллический перманганат калия, мел, раствор соляной кислоты, известковая вода, вода.
Ход работы.

I Повторите правила техники безопасности при проведении практических работ; работ со стеклянной посудой; работ с нагревательными приборами, работ с кислотами.
II Выполните следующие опыты:
1.Получение и собирание водорода.
А) Осторожно опустите в пробирку 3-4 кусочка цинка, закрепите пробирку в штативе;
Б) Налейте в пробирку с цинком соляную кислоту(2-3см);
В) Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой. Что наблюдаете?;
Г) Соберите водород способом вытеснения воздуха, опустив газоотводную трубку в сухую пробирку, расположенную вверх дном. Какое свойство водорода лежит в основе способа собирания путем вытеснения воздуха?

2. Проверка водорода на чистоту.
А) Через минуту снимите пробирку с трубки и, не переворачивая, поднесите ее отверстием к пламени;
Б) Если водород взрывается с глухим хлопком, то он чистый, а если с «лающим» звуком, значит, водород собран в смеси с воздухом («гремучий газ»).
3. Получение кислорода.
А) Насыпьте шпателем в сухую пробирку 0,5 г кристаллического перманганата калия;
Б) Положите возле отверстия пробирки распушенный комок ваты. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой;
В) Соберите прибор для получения кислорода и собирания его методом вытеснения воздуха. Какое свойство кислорода лежит в основе способа собирания путем вытеснения воздуха?
Г) Проверьте прибор на герметичность, для этого опустите конец газоотводной трубки в кристаллизатор с водой, согрейте пробирку рукой. Что наблюдаете? Если пузырьки воздуха выделяются, значит, прибор герметичен;
Д) Закрепите прибор в лапке штативе так, чтобы дно пробирки находилось чуть выше отверстия, а конец газоотводной трубки немного не доходил до дна стакана. Лапку штатива закрепите возле отверстия пробирки;
Е) Нагрейте сначала всю пробирку, а потом только ту часть, где находится реактив;
Ё) Соберите кислород методом вытеснения воздуха.

4. Доказательство наличия кислорода.
А) Через минуту проверьте полноту заполнения химического стакана кислородом, для этого поднесите к отверстию стакана тлеющую лучину: если она вспыхнет, то сосуд заполнен кислородом.
5. Получение углекислого газа.
А) Соберите прибор для получения углекислого газа;
Б) Поместите в сухую пробирку 1-2 кусочка мела и долейте раствор соляной кислоты так, чтобы кислота слегка покрыла поверхность мела;
В) Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в химический стакан. Что наблюдаете? Какое свойство углекислого газа лежит в основе способа собирания путем вытеснения воздуха?










6. Доказательство наличия углекислого газа.
А) Через минуту проверьте полноту заполнения химического стакана углекислым газом, для этого поднесите к отверстию стакана тлеющую лучину: если она потухнет, то сосуд заполнен углекислым газом.
Б) Пропустите выделяющийся углекислый газ в пробирку с 1-2 мл известковой воды до наступления видимых изменений. Что наблюдаете?
В) Продолжайте пропускать углекислый газ в эту пробирку до наступления видимых изменений. Что наблюдаете?
III Результаты опытов, наблюдения, уравнения выполненных реакций в молекулярном и ионном видах занесите в таблицу.

Номер и название опыта
Порядок действий и уравнения реакций
Наблюдения














IV После проделанной работы сделайте вывод.



15