Танцевально экспрессивный тренинг для менеджеров на тему: Эффективные продажи.

Содержание

Обоснование тренинга3
Цели, задачи тренинга8
Группа клиентов..9
Предполагаемые результаты.10
Методы диагностики результатов.11
Программа тренинга.14
7. Список литературы19




































Обоснование тренинга

Историю развития танцевального направления условно можно разделить на две вехи: период до XX века и отрезок времени, начинающийся с ХХ века вплоть до современности.
Обращаясь в этой главе к анализу современных тенденций в танцевальной терапии, отметим: так же как психодрама является адаптацией сценической драмы, танцевальная терапия ведет свое происхождение от творческого танца. На раннем этапе истории танец стал средством выражения мыслей и чувств, которые нелегко было перевести в слова. Спонтанные движения и жесты служили для человеческой коммуникации задолго до появления формального языка (Langer, 1953). На протяжении тысячелетий в разных культурах существовали ритуальные танцы для празднования победы, оплакивания мертвых, лечения больных. Танец был сильным средством самопроявления и выражения чувств. В религиозных ритуалах танцоры стремились отрешиться от всего, стать частью вселенной, в танцах-имитациях участники отождествляли себя с сильными, свирепыми животными или колдунами и чертями. Фактически народные танцы развивались как популярное развлечение, смягчающее отчаяние и отражающее своеобразие национальных характеров и традиции разных народов.
Помимо средневековых бродячих артистов и их представлений прародителями современного эстрадного танца можно считать и дивертисменты. Они представляли собой сценки, которые в ХVII–XVIII показывались между музыкальными действиями или частями драматических спектаклей. В дивертисментах исполнялись оперные арии, зритель мог увидеть отрывки из балетов, послушать народные песни и, наконец, насладиться танцами. В России истоки танцевальной эстрады обнаруживаются в выступлениях плясунов в русских и цыганских хорах, с середины XIX века – на народных гуляньях. Конец XIX столетия ознаменовался проведением сборных концертов на эстрадах садов, “воксалов”, кафешантанов.
В начале ХХ века эстрада пополнилась новым сценическим жанром, который раскрывался в выступлениях сатириков-куплетистов и танцовщиков, зародивших традицию комедийного номера, основанного на фольклоре. Перед началом Первой Мировой войны в моде были так называемые “декадентские” или “салонные” танцы, которые состояли из элементов бальных направлений – танго, кекуок – и акробатических поддержек. Большой популярностью пользовалась чечетка. В начале 20-х годов на танцевальной эстраде появляются сюжетные миниатюры с комедийной тематикой. В мире в эти годы были популярны танцы “герлс”, которые представляли собой синхронное повторение движений группой девушек. В России такие номера дополнялись физкультурными и народными элементами.
Чуть позднее появились дуэтно-акробатические номера. По-прежнему оставался популярным народный стиль исполнения, возникла военная пляска, которая во времена Великой Отечественной войны превратилась в целую культуру. Одним из ярких представителей коллективов, объединивших в себе самые разные направления и показывавших завершенные и совершенные в хореографическом плане номера, стал Ансамбль народного танца СССР под руководством И.А. Моисеева.
В 60-е годы стали появляться учебные заведения по подготовке танцоров для эстрады. Танцевальные культуры народов мира постепенно проникали друг в друга, на суд зрителя представлялись номера, в которых органично сочеталось несколько направлений. На данный момент танец для эстрады представляет собой небольшой номер с использованием классической, бальной, народной хореографии разных стран мира, акробатических этюдов, современных направлений – хип-хоп, техно, хаус. Практически каждая студия эстрадного танца сегодня предлагает подобное многопрофильное обучение.
Отличительной особенностью танцев эстрадного вида является многожанровость. В зависимости от техники, использующейся в процессе исполнения, они подразделяются на следующие виды:
-акробатический – с тенденциями разнообразия тем, например лирической ноты или гротеска;
-классический – тесно связан с акробатическим посредством виртуозных поддержек и ряда других элементов;
-народный – может быть сольным и массовым;
-военная пляска – представляющая собой сольное выступление или массовое действо, она строится на основе пантомимы, в ней используются народные танцевальные движения и строевые упражнения. Пляска исполняется под народную или военную музыку;
-массовые “герлс”- танцы – основаны на ритмических и физкультурных движениях, которые исполняют девушки синхронно под музыку в стиле джаз;
-ритмический этот вид вобрал в себя приемы чечетки, степа.
Танцевальным номерам свойственно сочетание выразительных средств, использующихся в хореографии, вокале, режиссуре, сценографии, музыке, световом оформлении, декорациях, костюмах и других технических эффектах. Именно это является основой многих современных шоу.
Не существует четкого различения терапии танцевальной и той, что известна как "двигательная", хотя понятие двигательной терапии, обычно практикуемой специалистами в области терапии танцевальной, является более широким.
Сегодня ряд университетов предлагает программы по танцевальной терапии, по которым готовятся студенты для работы в больницах, клиниках, центрах реабилитации, в тюрьмах, частных лечебницах и в других местах, где может быть полезна двигательная работа. В основном эти занятия проходят в группах.
Основные понятия танцевальной терапии отражают тесные взаимоотношения между телом или, если говорить более конкретно, движением и разумом. Танцевальная терапия базируется на допущении о том, что манера и характер движений отражают наши личностные особенности.
Между мышечной последовательностью напряжения и расслабления (включенной во все выразительные движения) и психической установкой столь тесные взаимоотношения, что не только психическая установка связана с мышечным состоянием, но также каждая последовательность напряжения и расслабления вызывает специфическую установку. Специфическая мышечная последовательность изменяет внутреннее состояние, установки и даже вызывает воображаемую ситуацию, которая соответствует мышечной последовательности.
Танцевальная терапия поощряет свободные, выразительные движения, способствующие развитию физической подвижности и силы на физическом и психическом уровнях. К телу и разуму танцевальные терапевты относятся как к единому целому. Ключевым является убеждение, что если с изменением эмоций меняются наши чувства по отношению к себе и собственному телу, то аналогичный процесс происходит и при изменении манеры и характера наших движений, которые отражают черты личности.
Хороший танцевальный терапевт нуждается в богатом репертуаре собственных движений, чтобы свободно следовать за участником. Вследствие тесной взаимосвязи между движением и чувствами руководителю должен быть доступен широкий диапазон личных эмоций, чтобы разделить чувства клиента и не быть остановленным страхом и тревогой.
Танцевальная терапия – вид психотерапии, в котором психотерапевт использует движение как основное вмешательство для достижения терапевтических целей. Частью задачи терапевта является обращение к спонтанному, или естественному, репертуару движений членов группы с целью его усовершенствования и расширения.
Движения большинства людей не столь преувеличены или регрессивны. Тем не менее статические позы, манера и характер движения могут отражать внутреннее состояние: психическую самоизоляцию, страхи или идиосинкразические личностные черты. Группа старается помочь каждому участнику пережить эмоциональные изменения посредством достижения изменения в физических позах и движениях.
Когда участники начинают двигаться друг с другом, они поощряются к выражению скрытых чувств и фантазии в сценах, основанных на движении.
Члены группы помогают друг другу развивать эмоциональные переживания. Согласно Пессо, для моторного развития эмоции ее вначале нужно пережить, для чего требуется припомнить инцидент, а затем тело должно по возможности спонтанно двигаться для выражения эмоции. Прямое действие, прорывающееся через слова, – самая ясная форма, которую может принимать эмоциональный импульс. Наконец, "окружающая среда" в лице других членов группы должна поощрять участника реагировать так, как будто действие, порожденное эмоциями, было эффективным. Эмоция не найдет разрешения и не будет интегрироваться в личности до тех пор, пока она не "аккомодирована" или не проявлена по отношению к другим. В обычном на этом этапе упражнении руководитель может назначить некоторых участников ведущими ("контролерами"), других ведомыми ("контролируемыми"). "Контролеры" с помощью жестов указывают, как они хотят, чтобы "контролируемые" двигались, и экспериментируют с изменениями скорости, направления и уровня движений. Другие межличностные упражнения могут включать физический контакт между участниками группы.
Танец демократичен, танцевать может каждый. Некоторые люди могут казаться "лучшими" танцорами, но всякий раз, когда танец включается в работающую группу, уровни мастерства быстро стираются, и участие в групповом процессе обычно приносит каждому члену группы личное удовлетворение.
Фундаментальными для танцевальной терапии являются взаимоотношения между телом и разумом, спонтанными движениями и сознанием, а также убежденность в том, что движение отражает личность.
Все сказанное выше позволяет использовать танец не только как способ самовыражения, но и как средство диагностики и коррекции отношений в группе. На основании результатов, накопленных в рамках танцевальной психотерапии и социально-психологического тренинга, мною была составлена программа танцевально-экспрессивного тренинга. В основу данной программы положены следующие представления:
О танце как специфической форме невербального общения и самовыражения.
О психотерапевтических и социально-психологических функциях танца.
О тесной взаимосвязи между образом, отношением и выражением ( экспрессией).
Наконец, Ялом и соавт. (Yalom, Houts, Zimerberg, and Rand, 1967) отмечали, что одним из немногих показателей способности достичь успеха в группе служит популярность данной личности среди других членов группы. Оказалось, что популярные личности проявляют повышенный интерес к человеческим взаимоотношениям и поведению и демонстрируют высокую степень самораскрытия и активности в группе. В качестве принципов работы групп танцевально-экспрессивного тренинга используются традиционные принципы социально-психологического тренинга:
1) принцип добровольности участия;
2) принцип постоянства состава;
3) принцип «здесь и теперь»;
4) принцип конфиденциальности;
5) принцип открытого выражения чувств;
6) принцип ответственности;
7) принцип активности;
8) право говорить «нет».
Правда, следование некоторым принципам в рамках танцевально-экспрессивного тренинга имеет некоторую специфику. Например, принцип добровольности участия. В первую очередь, он
касается самого участия в тренинге, оно, конечно же, должно быть
добровольным. Этот же принцип распространяется и на участие в разного рода танцевальных упражнениях и процедурах. Но танец – это большой шаг в сторону самораскрытия, личного обнажения, и если не побуждать разными способами членов группы к активным действиям, то все они будут постоянно пользоваться своим правом на добровольность участия.
Каждое занятие состоит из вводной части (разминки,
«разогрева»), одного-двух основных упражнений, на которые приходится максимум времени, эмоциональной насыщенности, и заключительной части.
Описание каждого упражнения содержит в
себе следующие пункты: цели, время, материалы, описание проведения, схемы обсуждения.










2. Цели, задачи тренинга.

Цели тренинга:
1. Развитие коммуникативных навыков.
2. Стимуляция творческих способностей.
3. Расширение сферы осознания членами группы своего тела.
4. Развитие членов группы как субъектов невербального общения.
5. Создание доброжелательной атмосферы.
6. Развитие чувствительности к разнообразным проявлениям
личности другого человека.
7. Осознание участниками своих танцевально-экспрессивных стереотипов.

Задачи тренинга:
1. Стимулирование у участников активности и инициативы в
установлении и поддержании отношений.
2. Возникновение общих позитивных чувств и взаимоотношений между участниками группы.
3. Осознание участниками своего танцевально-экспрессивного репертуара, сопряженного с определенными паттернами межличностных отношений и отношений в группе.
4.Отреагирование участниками группы негативных чувств и отношений.





















Группа клиентов.
Участниками танцевально- экспрессивного тренинга, являются люди, которые хотят работать менеджерами по продажам.










































4. Предполагаемые результаты тренинга.

Благодаря танцевально- экспрессивного тренингу, тело обретает свободу (свобода тела позволяет освободиться душе от гнета стереотипов), человек становится более восприимчивым к происходящему в жизни (освобождается свободное внимание, так как произошла разрядка чувств и появляется способность здраво мыслить). Отсюда следует вывод: свободным человеком сложнее управлять кому-либо и он становится сам хозяином своей жизни, способен к ясному осознанию жизненных процессов».
В результате тренинга происходит интеграция структур функциональных состояний самочувствия, активности и настроения (большее количество связей имеют самочувствие и настроение), системы отношений и личностных характеристик. У людей улучшится отношение к себе, что напрямую связано с позитивным восприятием своего будущего. Все это свидетельствует о гармонизации психических состояний.
Танцевально- экспрессивный тренинг, будет способствовать росту коммуникативных навыков. Коммуникация в общем плане- это обмен информацией между людьми или группами людей вне зависимости от того, приводит ли он к взаимопониманию. Процесс коммуникации семь основных структурных компонентов: отправитель, сообщение, получатель, канал, шум (совокупность помех), обратная связь, коррекция. Жесты, мимика, интонации, манера коммуникативного поведения и другие невербальные средства играют заметную роль при контактах всех видов, являясь еще более многозначными, чем вербальные. Поскольку они используются, как правило совместно, то неправильное восприятие невербальных знаков может привести к ошибочному пониманию словесного сообщения. Процесс коммуникации в своем развертывании проходит четыре основных этапа:
Возникновение намерения.
Оформление идеи.
Собственно коммуникативный акт.
Декодирование (понимание смысла) сообщения получателем.









Методы диагностики результатов.

Отдел обучения и развития несет ответственность за проведение обучения, и его сотрудникам необходимо определить, наилучшим ли способом в тренинге использовались доступные ресурсы (человеческие, финансовые, временные и ресурсы оборудования).
Для диагностики результатов используется «Свободный отчет членов группы».
«Расскажите о том, что показалось Вам самым важным (интересным, полезным и т.п.) за сегодняшний день. Свой рассказ закончите своим состоянием (как Вы себя чувствуете) здесь и сейчас».
Процедура хорошо вписывается в личностно-ориентированный тренинг. Неструктурированность задания оставляет свободу выбора любой темы. Последняя часть стимулирует членов группы на проговаривание чувств и состояний. Это работает на цель тренинга и снижает эмоциональную напряженность участников. Тренер может уточнить непонятные моменты и прояснить состояние тех членов группы, которые вызывают у него тревогу.
К дефицитам данной процедуры следует отнести её продолжительность и непредсказуемость.
Интерес участника тренинга к итогам работы фиксирован на себе самом. Он хочет удостовериться в том, что программа отвечала его личным стремлениям и ожиданиям, а также соответствовала потребностям в обучении, выявленным отделом обучения и развития персонала перед началом программы.
Для оценки результатов тренинга предлагается использовать Рисуночный тест «Я и группа».
Рисуночный тест «Я и группа» может быть использован в следующих целях:
1) в целях актуализации осознания участниками себя как члена группы и своего места в системе групповых межличностных отношений;
2) в целях диагностики особенностей отношения человека к группе и восприятия им своего места в этой группе.
Многократное использование теста «Я и группа» даёт возможность изучить динамику отношений личности к группе. Несмотря на достаточно широкий спектр применения, рисуночный тест «Я и группа» не имеет чёткой схемы анализа. Ниже представлена одна из возможных схем анализа рисуночного теста «Я и группа». При ее разработке использовалось данное В.Н. Мясищевым определение отношения как основанной на опыте психологической связи человека с окружающим его миром людей и вещей. Выраженное с помощью рисунка, это отношение становится доступным для психологического анализа как раз через систему изображённых автором рисунка взаимосвязей между собственным «Я» и «Я» других людей. Эти
взаимосвязи на рисунке представлены дистанцией между изображёнными фигурами, их ориентацией друг относительно друга, месторасположением в пространстве рисунка, то естьпроксемическими параметрами невербального
общения. Интерпретация рисунков, содержащих изображение группы людей, с опорой на проксемические компоненты коммуникации является на сегодня достаточно традиционной. При этом изображение интерпретируется так, как если бы это была реальная ситуация группового общения. И тому есть основания. Известно, что основным фактором, влияющим на особенности проксемических параметров общения между партнёрами, является характер их взаимоотношений.
Этот факт доказан большим количеством экспериментальных исследований (М. Хейдеметс, 1979). Обзор зарубежных работ, приведённый Г.Т. Хоментаускас (1986), позволяет заключить, что
подобные закономерности относятся также и к нарисованной межличностной ситуации. Однако, если реальная ситуация межличностного взаимодействия или невербальная интеракция есть согласование, подстройка позиций по меньшей мере двух партнёров, то проективный рисунок – это есть лишь её отображение в сознании (и подсознании) рисующего. Таким образом, рисунок «Я и группа» является не столько отражением реальной внутригрупповой
структуры отношений, сколько отражением «видения» автора рисунка этих групповых отношений, своего места в системе этих отношений и, в конечном итоге, отражением отношения автора рисунка к группе как целому.
На основании вышеизложенного подхода к анализу проективного рисунка были выделены следующие критерии, позволяющие диагностировать отношение участника к группе:
1.Особенности изображения группы (группа не структурирована;
2. Группа разбита на подгруппы; группа изображена как единое целое.
3.Месторасположение «Я» относительно группы (в центре группы; в группе (среди других); на периферии группы; вне группы; в одной из подгрупп).
4.Соотношение размеров «Я» и других членов группы (изображение «Я» по величине превосходит изображение других членов группы; величина «Я» равна величине других членов группы; величина «Я» меньше величины других членов группы).
Сочетание параметров рисунка «Я и группа» дало основание для выделения пяти типов отношений к группе: отношение к группе как к «референтной», эгоцентричное отношение к группе, отстраненное отношение к группе, отношение к группе как к «нереферентной» и непонимание личностью своего места в структуре группы.
Процедура проведения теста: участнику группы дается лист формата А4 и следующая инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, на листе бумаги рисунок на тему «Я и группа». Рисуйте то, что приходит Вам в голову, не боясь показаться смешным или нелогичным. Мастерство исполнения не имеет значения.
Укажите в этом рисунке себя и остальных членов группы». Обычно рисунки очень красноречивы. Если ведущему тренинга что-то неясно, и сам участник не указал ни себя, ни группу, то по окончании процедуры можно обсудить с ним его рисунок.


































6.Программа тренинга.

Упражнение № 1.
1. Упражнение: «Знакомство».
2. Цель:
- Расширение сферы осознания членами группы своего тела.
- Развитие членов группы как субъектов невербального общения.
- Снятие напряжения у членов группы, создание доброжелательной атмосферы и настроя на работу.
- Экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого.
- Осознание участниками своих танцевально-экспрессивных
стереотипов.
3. Время: 1 час 30 минут.
4. Материалы: любые предметы, которые могут быть использованы менеджером в работе с людьми.
5. Музыкальные записи: музыкальные записи совершенно разных стилей, что стимулирует танцевальную экспрессию.
6.Описание проведения: Группа становится в шахматном порядке. Ведущий предлагает занять центральное место одному участнику и показать танец, который называется «Знакомство». Этот танец должен отражать модели общения данного участника, с людьми, которыми он работает. В качестве ведущего участник тренинга спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально- экспрессивный репертуар. Остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через некоторое время первый участник переходит в
конец ряда и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.
Схемы обсуждения:
- что чувствовали участники, будучи ведущими? А ведомыми?
- что чувствовали участники, танцуя, как другой человек, примерив на себя его экспрессию? Какой Я, когда я танцую так, как Он?
- когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения других или когда сами были ведущими?
- какая межличностная позиция – «ведущего» или «ведомого» чаще используется участниками в общении?
- из всех просмотренных танцев, группа выбирает наиболее благоприятные и неблагоприятные схемы взаимодействия, которые могут привести человека к положительному результату в работе.




Упражнение № 2.

1. Упражнение: «Продавец- Покупатель».
2. Цели:
- осознание и расширение танцевально-экспрессивного репертуара;
- взаимопонимание и взаимодействие с другими;
- исследование персонального пространства и межличностной дистанции осознавая возникающие при этом чувства;
- интенсификация обратной связи;
- стимуляция общения в парах;
- развитие коммуникативных навыков.
3. Время: 1 час 30 минут.
4. Материалы: любые предметы, которые могут быть использованы менеджером в работе с людьми.
5. Музыкальные записи: музыкальные записи совершенно разных стилей, что стимулирует танцевальную экспрессию.
6.Описание проведения:
Участники группы разбиваются на пары и становятся друг от друга на максимальное расстояние и, двигаясь в такт музыке, начинают медленно приближаться друг к другу, осознавая возникающие чувства и исследуя свое личное пространство. Задача одного из партнеров – двигаться спонтанно и свободно изображая продавца, который хочет заинтересовать человека своим товаром, задача другого – изображать покупателя. Через 10-15 минут партнеры меняются ролями. По окончании упражнения проводится обсуждение полученного опыта в парах.
Схемы обсуждения:
- какие отношения к себе, к другому связаны для участников с тем или
иным типом движений?
- какие движения не получались, каким движениям хотелось бы научиться?
- какова зависимость между межличностной дистанцией и отношением к человеку? Что чувствовали участники, когда в их персональное
пространство вторгались другие люди? Одинаково ли они себя чувствовали при взаимодействии с разными людьми?
- как вы считаете, повлияло ли данное упражнение на развитие ваших коммуникативных навыков?







Упражнение № 3.

1. Упражнение: «Подстройка».
2. Цели:
- эмпатическое принятие партнера;
- взаимопознание;
- развитие танцевально-экспрессивного репертуара участников.
- развитие коммуникативных навыков.
3. Время: 1 час 30 минут.
4. Материалы: любые предметы, которые могут быть использованы менеджером в работе с людьми.
5. Музыкальные записи: музыкальные записи совершенно разных стилей, что стимулирует танцевальную экспрессию.
6.Описание проведения:
Людям предлагается станцевать танец «Подстройка»- этот термин взят из НЛП. Ведущий рассказывает, что подстройка на поведенческом уровне- прямое зеркальное повторение элементов невербального поведения( позы, моргания, дыхания, движения) или же «перекрестное отзеркаливание»- повторение элементов невербального поведения другими невербальными элементами( например человек повторяет частоту движений руками не частотой движения своими руками, а частотой движения ногами. Члены группы делятся на пары. Один из партнеров начинает спонтанно двигаться, творчески самовыражаясь и следуя своим чувствам в данный момент. Другой – зеркально отражает его движения, стараясь «вчувствоваться» в партнера через его пластику, манеру движений. Через 7 – 10 минут участники меняются ролями.
По окончании упражнения участники обмениваются чувствами «здесь и теперь» в парах.
Схемы обсуждения:
- какие элементы подстройки у вас получились, а какие не получились?
- удалось ли вам установить рапортные отношения?
- как вы считаете, повлияло ли данное упражнение на развитие ваших коммуникативных навыков?
- как вы считаете, удалось ли вам эмпатически принять другого человека?







Упражнение № 4.

1. Упражнение: «Копирка».
2. Цели:
- Упражнение предусматривает символическую ролевую игру и творческое взаимодействие с другими членами группы.
3. Время: 1 час 30 минут.
4. Материалы: любые предметы, которые характерны для того человека, которого вы будете изображать в танце.
5. Музыкальные записи: музыкальные записи совершенно разных стилей, что стимулирует танцевальную экспрессию.
6.Описание проведения:
Каждому участнику предлагается выбрать и попробовать изобразить того человека, на которого в той или иной степени хотелось походить. Выделить его черты характера, которые наиболее симпатизируют и помогут добиться определенных результатов в жизни. В течение 20 минут вы должны быть этим человеком, "переняв" его вербальные и невербальные признаки. Не объявляйте о своем выборе. Делайте, что вам хочется, изображая этого человека. Спонтанно взаимодействуйте с другими. Подходите к заданию творчески и старайтесь осознать чему вы могли бы научиться у этого человека. Сознавайте чувства, возникающие у вас, будь то страх, гнев или любовь. В заключение поделитесь своими впечатлениями от опыта с остальной группой.
Схемы обсуждения:
- насколько вам удалось осознать то, чего вам не хватает для достижения своих целей?
- насколько вам удалось раскрыться творчески?
- насколько вам удалось взаимодействовать с другими участниками?















Упражнение № 5.

1. Упражнение: «Путь к успеху».
2. Цели:
- актуализация архетипических переживаний защищенности,
сопричастности (танец в кругу - древнейшая форма танца);
- повышение групповой сплоченности.
- осознание и принятие группового опыта.
3. Время: 1 час 30 минут.
4. Материалы: нет.
5. Музыкальные записи: народные мелодии.
6.Описание проведения:
Участники становятся в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает всей группе станцевать танец «Путь к успеху».Звучит музыка, участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму
музыки и своему собственному ритму, привнося в общий танец свои
индивидуальные движения.
Схемы обсуждения:
- как Вы оцениваете опыт, полученный в группе?
- произошла ли динамика внутригрупповых межличностных отношений?
-изменилось ли Ваше отношение к группе и к каждому участнику?
- как Вы видите сейчас свое место в группе? А в начале занятий?
- насколько это упражнение, поможет вам в будущей вашей работе?


















Список литературы.

1. Бебик М.А. Использование танце-двигательной терапии в решении проблемы самопринятия. М., МГУ, 1997, 100с.
2. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998.
3. Шкурко Т.А. Танцевально – экспрессивный тренинг. – СПб.: Издательство
«Речь», 2003 – 192 с.
4. Шкурко Т.А. Теоретическое обоснование использования танца как средства коррекции отношении в семье // Современная семья: проблемы и перспективы. - Ростов-на-Дону, 1998.
5. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 2005 - 478с.






























































































































































































































































































































































































































































































































































































13PAGE 15


13PAGE 141915




Заголовок 115