Танцевально экспрессивный тренинг на тему: Принятие своего тела после родов.

Содержание

Обоснование тренинга3
Цели, задачи тренинга6
Группа клиентов.7
Предполагаемые результаты.....8
Методы диагностики результатов9
Программа тренинга.15
7. Комментарии к занятию24
8. Список литературы25



































1. Обоснование тренинга.

Все танцы зарождаются в повседневной жизни. Их происхождение связано с потребностью человека в самовыражении и наполнении существования смыслом. Танец по своей природе обладает одурманивающим эффектом, позволяет не только развить энергию тела, но и высвободить ее в дальнейшем. Доказательства этому можно найти в происхождении самого слова «dance» (танец), которое происходит от санскритского «танха», что значит «радость жизни». В то же время, арабское слово «ракс» и турецкое «раккасе» происходят от ассирийского «ракаду», что значит «праздновать». Кроме празднования значительных событий в жизни людей и общества, танец помогает избавиться от застоявшейся энергии, накопленной в течение дня, и выразить свою индивидуальность.
Современный танец сильно отличается от своего предка, одного из древнейших видов танца, однако следы прошлого все еще присутствуют в нем, часто проявляясь в довольно неожиданных формах. Когда-то он существовал по всему миру – танец, в котором движения бедрами иногда энергичные, а иногда плавные и волнообразные – были основным средством выразительности. Танец тогда был основной составляющей ритуалов и церемоний, изображая таинства жизни и смерти в представлении людей того времени. Подобно всем древним танцам, он был связан с религиозным поклонением, поскольку религия являлась неотъемлемой частью повседневной жизни и оказывала влияние на все ее аспекты. Но по мере того, как примитивные культуры становились все более утонченными и цивилизация начала подавлять древние религии, ритуалы, связанные с ними, постепенно были вытеснены.
Когда танец перестал быть лишь способом самовыражения и частью общественной церемонии и превратился в светское развлечение, появились профессиональные танцовщицы, которые подхватили это искусство, отточили его и стали исполнять на сцене. Это преобразование провело черту между приемлемыми и неприемлемыми вариантами танца бедер, который был яркой и чувственной формой выражения, а иногда очень эротичной.
Танец – одна из самых действенных форм пробуждения и активизации тонких энергий жизни, является внешним выражением внутреннего духа. Подлинный священный танец – средство сосредоточения сознания и управления им с помощью определенных физических движений.
Танец и движение присущи Вселенной. Грациозно извиваются растения. Они поворачиваются навстречу солнцу, ритмично колышутся на ветру, принимая самые причудливые формы. У птиц свой язык поз и движений. Они расправляют крылья, выражая угрозу или исполняя брачный танец. Танец животных демонстрирует их силу, агрессию или любовные заигрывания.
Тело человека создано для движения, которое так же естественно и необходимо для жизни, как и дыхание. Движение дает нам энергию, позволяет выйти за пределы обыденного восприятия, ощутить окружающее нас пространство, звуки, слиться с природой и интегрировать в себе энергии, присущие природным стихиям, животным и растениям. Движение уравновешивает, исцеляет, порождает психическую энергию, необходимую для обретения силы, духовного совершенствования, для жизни и даже для смерти.
С помощью определенных движений в танце, характерных для каждого из нас, мы раскрываем свою индивидуальность, способность к импровизации, а следовательно и свои способности к творчеству. Пробуждая низшие эмоции и силы, и высвобождая их через танец, мы с его помощью обретаем контроль над собой. Кроме того, танцуя, мы развиваем свое физическое тело, делаем его более гибким и пластичным, освобождаемся от мышечных зажимов, обретая чувство телесной свободы, а через нее и духовной.
Танцы с их ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце.
Танец может выступать средством достижения гармонии в семье. Ко всему прочему, предложение потанцевать не так настораживает, как, скажем предложение пойти к психотерапевту. Вот несколько несомненных достоинств танца: танец - это общение, он может выполнять как диагностическую, так и терапевтическую функцию.
Целью тренинга является осознание участниками собственных возможностей тела. Девушки могут стать более раскрепощенными, пластичными, гибкими, грациозными, привлекательными, уверенными в себе. Танцуя в группе можно научиться работать с большой аудиторией. Тело станет более здоровым, упругим. В глазах появляется искорка, и каждая чувствует себя более желанной. Появляется возможность избавится от повседневного груза, отдохнуть душой и телом.
Запуск танцевального взаимодействия в тренинговой группе дает
возможность участникам «столкнуться» с большим количеством
разнообразных других, не похожих на свои собственные, форм самовыражения, сопряженных с отношениями и взаимоотношениями; запуск процессов интерпретации в группе – осознать свои реальные отношения: к группе, к себе, к конкретным другим, к миру в целом, а также причины этих отношений.
Продолжительность занятий: 8 часов.
Программа рассчитана на пять упражнений. Упражнения: одно разминочное; три основных; одно заключительное.
Количество участников: реальная группа из 8 человек.
Каждое занятие состоит из вводной части (разминки, "разогрева"), 3 основных упражнений, на которые приходится максимум времени, и заключительной части. Кроме того, описание каждого упражнения содержит в себе следующие пункты: цели, время, материалы, музыкальное сопровождение, описание проведения, схемы обсуждения упражнения.
Вначале занятия, ведущий знакомит участников с целями тренинга и принципами работы группы:
1) принцип добровольности участия;
2) принцип постоянства состава;
3) принцип «здесь и теперь»;
4) принцип конфиденциальности и прочими, которые
обсуждаются и принимаются членами группы. Также ведущий тренинга
рассказывает о психотерапевтических, психологических и социально- психологических функциях танца, делает экскурс в историю танца. Это необходимо для первичной «индоктринации» (термин М.М.
Огинской, М.В. Розина, 1991) участников тренинга, для создания общих для
всех участников тренинга представлений о психологической пользе и
эффективности разнообразных танцевально-экспрессивных техник, для придания значимости последующим занятиям.































2. Цели, задачи тренинга.

Цели тренинга:
1. Стимуляция творческих способностей.
2. Расширение сферы осознания членами группы своего тела.
3. Развитие членов группы как субъектов невербального общения.
4. Снятие напряжения у членов группы.
5. Создание доброжелательной атмосферы.
6. Развитие и изменение системы отношений и взаимоотношений личности.

Задачи тренинга:
1. Разработать программу и процедуру танцевально-экспрессивного тренинга таким образом, чтобы улучшилось эмоциональное состояние человека.
2. Реализация поставленных целей в танцевально-экспрессивном тренинге.
3. Экспериментирование с разными движениями.

4. Отреагирование участниками группы негативных чувств и отношений.
5. Осознание участниками своего танцевально-экспрессивного
репертуара, сопряженного с определенными паттернами
межличностных отношений.





















3. Группа клиентов.

Участниками тренинга являются женщины родившие детей.










































4. Предполагаемые результаты тренинга.

Упражнения из данного мастер- класса должны показать, что женщина может быть прекрасна в том физическом теле, которое она имеет при умении им управлять.
Очевидная польза группового танца состоит в расширении самосознания, улучшении физического здоровья и эмоционального удовольствия от занятий. Танцевальная терапия способствует переживанию необычных впечатлений и, таким образом, предоставляет участникам возможность опробовать новые способы поведения. Танцевальная терапия может быть средством исследования образа тела, самоутверждения и сексуальности. В лучшем варианте движения помогают участникам "перевести" чувства в действия.
Танцевальная терапия ведет начало от творческого танца. Танец в терапии - в отличие от танца-представления - использует относительно неструктурированные двигательные формы и спонтанно освобождающиеся чувства.
Здесь и нагрузка на все группы мышц, в том числе и на те, которые не задействованы в нашей повседневной жизни.
Этот танцевальный тренинг укрепляет такие группы мышц:
глубокие мышцы брюшного пресса и малого таза.
мышцы плечевого пояса (что позволяет сохранить форму груди)
мышцы спины (улучшается осанка и вообще полезно при сидячей работе)
дает необходимую нагрузку на мышцы ног.
Танец активно развивает координацию движений, вестибулярный аппарат, оказывает благоприятное воздействие на позвоночник, связки, сердечно-сосудистую систему.
Движения рук и плечевого пояса укрепляют грудные мышцы и межреберную мускулатуру. Это помогает на долгие годы сохранить прекрасную форму груди.
Танцевально-экспрессивный тренинг (ТЭТ) направлен на осознание и снятие мышечных зажимов, расширение экспрессивного репертуара, снятие напряжения у членов группы, создание доброжелательной атмосферы и настроя на работу. А также участницы будут экспериментировать с различными движениями и межличностными позициями и осознают свои танцевально- экспрессивные стереотипы.









5. Методы диагностики результатов.

Оценка результатов тренинга формирует заключительную часть тренингового цикла, который начинается с определения проблемы, проходит стадию диагностики, где проблема превращается в тему программы обучения, и переходит на этап планирования и организации этой программы.
Цель любой оценки тренинга – проверить качество обучения и определить, насколько оно было эффективным. Чтобы оценить воздействие тренинга во всей полноте, необходимо учитывать четыре категории:
1.Оценка реакции участников (обеспечивает анализ отношений участников тренинга к пройденной ими программе).
2. Оценка обучения (позволяет удостовериться, что некоторые факты, навыки и принципы были усвоены участниками и что они выработали способность в какой-то степени пользоваться ими).
3. Оценка поведения (дает возможность удостовериться в том, что все выученное на тренинге не только усвоено участниками, но и проявляется в изменении их поведения).
4. Оценка результатов (это метод оценки фактора, важность которого очевидна для любого руководителя, а именно – финансовой эффективности).
Выбор правильного времени для проведения оценки эффектов тренинга можно заметно воздействовать на полученные результаты. Обычно оценивание проводится на одной из стадий: перед началом программы, в последний день программы, после завершения программы. Но это не исключает возможность проведения оценки и в другое время (например, в процессе проведения тренинга).
Анализ результатов измерений, проведенных до начала тренинга, может быть полезным способом определения исходного уровня знаний участников. В этом случае можно учесть эти знания при построении программы и удостовериться, что выбранные вами цели курса адекватно отражают потребности участников. Этот уровень знаний также создает стартовую площадку или начальную линию, с которой можно в последствии сравнивать прогресс участников на пути к достижению целей тренинга. В действительности, чтобы знать наверняка, что этот метод оценивания соответствует задачам обучения, подходящие техники оценки должны выбираться сразу после постановки целей задач на стадии планирования программы.
В большинстве случаев оценивание происходит в заключительный день тренинга.
Как показывает практика, наиболее эффективным методом оценки является проведение во время завершающего занятия обзора материала, пройденного за время тренинга, и предоставить участникам ещё одну возможность проверить себя и взглянуть на свой прогресс при помощи ролевой игры, выступления, демонстрации или практики. Следующая после выполнения этого упражнения процедура оценивания (социометрическое анкетирование) показывает, что участники осознают то, чему они научились, и могут применять свой новый опыт на практике, на своем рабочем месте.
Грамотно составленная схема опроса, проводимого после завершения программы, может стать показателем следующих моментов:
достигнуты ли цели тренинга;
а) каков практический эффект приобретенных навыков и знаний;
б) степень подкрепления и поддержки со стороны окружающих;
в) могут ли не прошедшие обучение люди также получить какую-либо пользу от посещения тренинга.
Для диагностики результатов можно использовать анкетирование.
Широко распространенный опросный метод- анкетирование. Дает возможность получения значительного объема эмпирической информации в короткие сроки. Анкета - опросный лист для получения ответов на заранее поставленную систему вопросов.
Опросники - стандартизированные анкеты, состоящие из набора предложений с содержанием которых испытуемый может либо согласиться, либо не согласиться. Надежность и достоверность информации, получаемой в результате опроса, в значительной степени обусловлены особенностями конструирования включенных в анкету вопросов. Это предъявляет определенные требования к их формулировке.
Вопросы в анкетах классифицируются по ряду важнейших признаков: по содержанию, функциям, структуре, форме. По содержанию все задаваемые вопросы подразделяются на две большие группы: вопросы, о фактах и событиях и вопросы об оценках респондентами этих событий.
Качество опроса в значительной степени зависит оттого, насколько опрашиваемые могут и хотят искренне отвечать на , поставленные вопросы.
По функциям различают четыре типа вопросов: основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Если основные вопросы предназначены для получения информации об организационных фактах, то назначение фильтрующих вопросов отсеять некомпетентных респондентов. Функция контрольных вопросов уточнить правдивость ответов на основные вопросы. Это своеобразная модификация основного вопроса, его иная словесная формулировка.
Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом и преодолеть возможное отчуждение.
В зависимости от структуры вопросы бывают открытые и закрытые. Вопросы принято считать открытыми, если инструкция не ограничивает способ ответа на него, то есть опрашиваемый (респондент) сам формулирует ответ. В закрытых содержится перечень вариантов ответов, то есть существует ограничение выбора, и опрашиваемый выбирает из этого "веера" тот ответ, который для него приемлем. Диапазон возможных ответов должен исчерпывать объем вопроса, включая позитивные, негативные варианты ответов, а также ответы типа "не знаю", "затрудняюсь ответить". Выделяют три разновидности закрытых вопросов: 1) "данет"; 2) альтернативные, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных; 3) вопросы-меню, позволяющие респонденту выбрать одновременно несколько ответов.
По форме различаются вопросы прямые и проективные (косвенные). Прямые вопросы касаются существующей ситуации. В проективных вопросах ситуация задается, предполагается. Примером прямого вопроса может служить следующий вопрос. "Устраивает ли вас обучение в вашей школе?" Пример того же вопроса, но сформулированного косвенно, будет выглядеть иначе: "Предположим, что по каким-то причинам вы временно не посещали школу. Вернулись бы вы на прежнее место учебы, если бы у вас была возможность выбора?" Преимущество косвенных вопросов состоит в том, что они свободны от возможных временных конфликтных ситуаций. Разновидностью косвенных вопросов являются безличные вопросы.
При подготовке вопросника нужно исходить из следующих правил формулирования вопросов:
* Вопрос должен соответствовать целям и задачам исследования.
* Каждый вопрос должен быть логически отдельным.
* Формулировка вопроса должна быть понятна для всех опрашиваемых, поэтому следует избегать узкоспециальных терминов.
* Вопросы должны соответствовать уровню развития опрашиваемых (респондентов), в их числе - уровню наименее подготовленных.
Не следует задавать слишком длинных вопросов.
Следует стремиться к тому, чтобы вопросы стимулировали опрашиваемых (респондентов) к активному участию в опросе, повышали их интерес к исследуемой проблеме.
Вопрос не должен внушать ответ, навязывать респонденту тот или иной его вариант. Он должен формулироваться нейтрально.
Должен быть соблюден баланс возможных положительных и отрицательных ответов. В противном случае вопрос может внушить респонденту направленность ответа. Для более компактного расположения вопросов в анкете их можно представить в табличной форме, хотя нередко заполнение анкеты с вопросами-таблицами вызывает у некоторых учащихся затруднения.
Анкета не является простой суммой вопросов, она имеет определенную структуру. Чтобы установить размер анкеты, количество вопросов в ней, следует руководствоваться целью исследования, предвидеть результаты анкетирования и их практическое использование.
В конце каждого дня (тренинга) заполняют короткую анкету.
Например:
А. На тренинге мне было:
- очень интересно
- интересно
- едва ли интересно
- скучно
- трудно
- свой вариант ответа
Б. Я чувствовала себя сегодня:
- свободно, раскованно
- слегка скованно
- неловко
- не знаю
- свой вариант ответа
В. Я почувствовала, как раскрываются мои творческие способности:
-да
-нет
-не знаю
-может быть
-мало вероятно
- свой вариант ответа
Г. Я думаю мое тело более красивое, чем я думала:
-да
-нет
-не знаю
-может быть
-мало вероятно
- свой вариант ответа
Д. Я научилась чувствовать свое тело:
-да
-нет
-не знаю
-может быть
-мало вероятно
- свой вариант ответа
Е. Я могу выражать своим телом то, что я хочу сказать:
-да
-нет
-не знаю
-может быть
-мало вероятно
- свой вариант ответа
Ж. На тренинге я научилась расслаблять мышцы:
-да
-нет
-не знаю
-может быть
-мало вероятно
- свой вариант ответа
З. Я осознала возможности своего тела:
-да
-нет
-не знаю
-может быть
-мало вероятно
- свой вариант ответа
И. Я почувствовала себя более раскрепощенной:
-да
-нет
-не знаю
-может быть
-мало вероятно
- свой вариант ответа
К. Я почувствовала себя более пластичной и гибкой:
-да
-нет
-не знаю
-может быть
-мало вероятно
- свой вариант ответа
Л. Я чувствую себя более привлекательной:
-да
-нет
-не знаю
-может быть
-мало вероятно
- свой вариант ответа
М. Я чувствую себя более уверенной в себе:
-да
-нет
-не знаю
-может быть
-мало вероятно
- свой вариант ответа
Н. Я ощущаю сове тело более здоровым и упругим:
-да
-нет
-не знаю
-может быть
-мало вероятно
- свой вариант ответа
О. Я чувствую себя более женственной:
-да
-нет
-не знаю
-может быть
-мало вероятно
- свой вариант ответа
П. Я чувствую себя более желанной:
-да
-нет
-не знаю
-может быть
-мало вероятно
- свой вариант ответа
Р. На тренинге я отдохнула душой и телом:
-да
-нет
-не знаю
-может быть
-мало вероятно
- свой вариант ответа
С. Я научилась разнообразным танцевальным движениям:
-да
-нет
-не знаю
-может быть
-мало вероятно
- свой вариант ответа
Т. На тренинге была доброжелательная атмосфера:
-да
-нет
-не знаю
-может быть
-мало вероятно
- свой вариант ответа















Программа тренинга.

Упражнение № 1.
1. Упражнение разминочное: «Пластика».
2. Цель:
А. Снятие напряжения у членов группы, создание доброжелательной атмосферы и настроя на работу.
Б. Экспериментирование участников с различными движениями.
3. Время: 1 час 30 минут.
4. Материалы: платок на бедра.
5. Музыкальные записи: Sabies Complete Bellydanse Guide.
6.Описание проведения:
В зал заходит преподаватель танцевально-экспрессивного тренинга, здоровается и называет свое имя. Затем спрашивает, как зовут каждого участника группы и старается запомнить их имена. Для того чтобы в процессе занятия обращаться к человеку по имени. Это улучшает восприятие материала и эффективность работы. Ведущий знакомит участников с целями тренинга и принципами работы группы.
Люди выстраиваются в шахматном порядке. Делают глубокий вдох, руки при этом поднимаются через стороны наверх. Затем выдох, руки через стороны опускаются вниз. Ноги на ширине плеч, колени слега согнуты. Руки сгибаются в локтях и локоть находится на уровне плеч, ладони смотрят вниз и при этом одна ладонь находится сверху другой. Дальше начинается движение головой из стороны в сторону. Это упражнение растягивает мышцы шеи.
Руки развести в стороны, локти слегка ниже плеч и делаем круговые движения кистями рук от себя к себе. Прибегает к образным ассоциациям, - «будто перетираем песок пальцами»,- попеременно прикасаемся к большому пальцу руки каждым пальцам, начиная с мизинца. Это упражнение делает руки более пластичными.
Попеременно каждым плечом делаем плавные круговые движения назад (8 раз), затем вперед (8 раз).
Выполняем « движение по четырем точкам». 1.Корпус сдвигаем вправо, при этом плечи находятся на одном уровне. 2.Слегка вперед выдвигается грудная клетка. 3.Корпус сдвигаем влево. 4.Округляем спину в области лопаток. Работаем медленно, фиксировано по точкам (16 раз в каждую сторону). Затем выполняем плавно на каждый счет. Смысл его в том, что, сдвигая корпус вправо, мы одновременно тянем мышцы левой стороны.
Выполняем движение «круг». Надо поставить ноги на ширине плеч, колени при этом должны быть мягкими. 1.Бедра подаем вправо, при этом правое колено выпрямляем. 2.Бедра вперед, колени согнуты и при этом сокращаются мышцы пресса. 3.Бедра подаем влево, при этом левое колено выпрямляется. 4.Бедра подаем назад, при этом чувствуем, как прогибается поясница ( работает разгибатель позвоночника, мышца, которая выпрямляет спину). Затем выполняем круговые движения бедрами плавно.
Чередуем движение корпусом « по четырем точкам» с движением бедрами «круг».
Выполняем движение «выпад в сторону». Становимся прямо, ноги на ширине плеч, руки на бедрах. Делаем левой ногой шаг по диагонали вперед и в сторону, при этом сгибаем левое колено, чтобы оно оказалось точно над лодыжкой. Правая нога прямая, вес тела равномерно распределен. Отталкиваемся левой ногой и возвращаемся в исходное положение. Выполняем все повторы с одной( 32 раза), затем с другой. Это упражнение укрепляет мышцы ягодиц и бедер.
Выполняем движение «тройка». Становимся прямо, ноги на ширине плеч, ступни параллельны друг другу, руки на бедрах. Переносим вес тела на пятки, сгибаем колени и делаем приседание. Напрягаем мышцы ягодиц и внутренних поверхностей бедер и выпрямляем ноги. Затем делаем выпад назад правой ногой. Следим, чтобы колено передней ноги было точно над лодыжкой, а бедро задней ноги продолжало линию корпуса, колено согнуто, пятка не касается пола. Возвращаемся в исходное положение и делаем выпад назад левой ногой. Упражнение укрепляет мышцы ягодиц, задней и передней поверхности бедер. Выполняем каждое упражнение по 32 раза.
Выполняем движение « красота». Опускаемся на колени, опираемся ладонями об пол чуть шире плеч, пальцы смотрят вперед, руки прямые, локти не напряжены. Опускаем таз так, чтобы голова, корпус и бедра были на одной линии. Напрягаем мышцы пресса. Опускаемся вниз, согнув локти под углом 90 градусов. Следим за тем, чтобы локти были точно над запястьями. Выпрямляем руки и возвращаемся в исходное положение. Упражнение укрепляет мышцы груди, плеч и трицепсы.
Выполняем упражнение «растяжка 1». Ставим ноги на ширине плеч, держим корпус прямо. Поднимаем правое колено и, обхватив руками бедро, подтягиваем колено к груди, чтобы растянуть мышцы ягодиц и низа спины. Медленно опускаем колено и, держась за лодыжку или ступню правой рукой, подтягиваем ступню к ягодице, при этом колено должно смотреть в пол. Затем делаем все то же самое с другой ноги. Выполняя растяжку надо не прогибать поясницу. Это упражнение растягивает переднюю поверхность бедра.
Выполняем движение «растяжка 2». Делаем шаг назад правой ногой. Сгибаем левое колено, при этом оно должно быть на одном уровне с носком ступни. Правое бедро стремится вперед, при этом ступня упирается вперед. Затем делаем все то же самое с другой ноги. Это упражнение растягивает голень и сгибатель бедра.
Выполняем движение «растяжка 3». Делаем шаг вперед левой ногой. Сгибаем правое колено и переносим вес тела назад, как будто садимся на стул. Выпрямляем левую ногу и приподнимаем носок. Затем делаем все то же самое с другой ноги. Это упражнение растягивает заднюю поверхность бедра.
Ведущий предлагает каждой участнице станцевать танец « Часть тела». Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий просит каждую участницу по очереди выйти в центр круга и станцевать танец той частью тела, в которой скопилось наибольшее напряжение после родов. После танца каждая участница говорит, что она чувствовала во время исполнения своего танца. Вся группа обсуждает возможные причины появления напряжения, в какой- либо части тела.
7.Схема обсуждения упражнения:
А) Что вы чувствовали во время выполнения разминки?
Б) Какое из упражнений вам показалось наиболее трудно выполнимым? Почему?
В) Вы настроились на дальнейшее выполнение упражнений?



































Упражнение № 2.

1. Упражнение: « Изменения ».
2. Цель:
А. Расширение сферы осознания членами группы своего тела.
Б. Развитие членов группы как субъектов невербального общения.
В. Снятие напряжения у членов группы, создание доброжелательной
атмосферы и настроя на работу.
Г. Экспериментирование участников с различными движениями и
межличностными позициями ведущего и ведомого.
Д. Осознание участниками своих танцевально-экспрессивных
стереотипов.
3. Время: 1 час 30 минут.
4. Материалы: платок на бедра.
5. Музыкальные записи: SuHry Slow Moves Sadie.
6.Описание проведения: Группа выстраивается в ряд. Звучит музыка, и каждой участнице по очереди предлагается станцевать танец « Я до беременности». Одна выступает в роли ведущей, а остальные повторяют.
В качестве ведущего участница тренинга спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар. Остальные девушки группы следуют за ней, стараясь
повторять ее движения. Через некоторое время первый участник переходит в
конец ряда и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущей.
Следующий танец, который предлагается станцевать- « Я во время беременности».Одна выступает в роли ведущей, а остальные повторяют.
В качестве ведущего участница тренинга спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар. Остальные девушки группы следуют за ней, стараясь
повторять ее движения. Через некоторое время первый участник переходит в
конец ряда и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущей.
Следующий танец, который предлагается станцевать- « Я после беременности».Одна выступает в роли ведущей, а остальные повторяют.
В качестве ведущего участница тренинга спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар. Остальные девушки группы следуют за ней, стараясь
повторять ее движения. Через некоторое время первый участник переходит в
конец ряда и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущей.
Схемы обсуждения:
А) Спрашиваем каждую участницу, какое различие почувствовала между тремя танцами, которые танцевала и, что при этом чувствовала.
Б) Спрашиваем мнение группы о танцах каждой участницы.
В) Что чувствовали участники, будучи ведущими? А ведомыми?
Г) Что чувствовали участники, танцуя, как другой человек, примерив на себя его экспрессию? Какая Я, когда я танцую так, как другая?
Д) Когда участницам было более комфортно – когда повторяли движения других или когда сами были ведущими?
Е) Чей танец вам больше всего понравился? Почему?
Ж) Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение, которое вам больше всего понравилось?
З) Какой из танцев вам не понравился? Почему?
И) Что вы чувствовали, когда выполняли танец, который вам не понравился?
К) Вы осознали свои танцевально-экспрессивные
Стереотипы?

































Упражнение № 3.
1. Упражнение « Эмоции».
2. Цель:
А) Запуск интерпретационных процессов в группе.
Б) Исследование самоотношения участниками группы.
3. Время: 1 час 30 минут.
4. Материалы: платок на бедра.
5. Музыкальные записи: Talik- The Ballad of EL Efe.
6.Описание проведения: Группа садится в круг. Ведущим дается инструкция: «Мы с вами – эмоции, которые мы не проявляем в жизни». Ваша
задача – протанцевать танец, который бы выражал одну эмоцию положительную, а другую отрицательную, которую в процессе вашей жизни приходилось вам скрывать. Одна из участниц выходит в центр круга и танцует свой танец под музыку. По окончании танца каждой из участниц члены группы обмениваются впечатлениями и пытаются отгадать эмоцию, которую видели в исполнении танца. Упражнение длится до тех пор, пока каждый участник не побывает в центре круга.
Схемы обсуждения:
- что чувствовали участники - наблюдатели и сами танцующие?
- какие образы, ассоциации возникали в связи с танцем центрального
участника?
- как в нескольких словах можно охарактеризовать танец того или иного
члена группы
- каковы характерные особенности танцевальной экспрессии
участников?
- насколько отличаются танец положительной эмоции от отрицательной?
- танец был направлен на самовыражение или на взаимодействие с
другими?
- как вы ощущаете свое тело после выполнения этих движений?
- в каком настроении вы сейчас находитесь?
- вы прочувствовали, как работают мышцы тела?
- как вы думаете какую пользу принесет тренинг для вас и как это отразится на ваших взаимоотношениях с окружающими?












Упражнение № 4.

1. Упражнение « Отношения ».
2. Цель:
А. Осознание существования определенных барьеров общения;
Б. Творческое самовыражение;
В. Катарсическое высвобождение чувств;
3. Время: 1 час 30 минут.
4. Материалы: платок на бедра.
5. Музыкальные записи: Solace- The Medusa Crown.
6.Описание проведения:
Группа становится в круг. Одна из участниц выходит в центр круга и танцует сначала танец «Мои отношения с мужем до беременности», затем – танец «Мои отношения с мужем во время беременности», после этого – «Мои отношения с мужем после беременности». В этом танце проявятся социально- перцептивные аспекты общения; проблемы межличностных
ожиданий; вопросы, связанные с пониманием, что я есть для себя и других.
Танец в данном случае выступает материалом для последующего обсуждения, организовать которое становится главной задачей ведущего.
Схемы обсуждения:
- в каком из танцев каждой участницы, можно было увидеть нерешенные проблемы?
- стало ли вам легче, после ваших танцев?
- был ли танец, который вам не хотелось танцевать?
- насколько отличаются танцы «Мои отношения с мужем до беременности», «Мои отношения с мужем во время беременности», «Мои отношения с мужем после беременности».
- что чувствовали участники, будучи в центре круга?

















Упражнение № 5.

1. Упражнение « Шаг за шагом ».
2. Цель:
А. Снятие накопившейся усталости за весь день.
Б. Развитие толерантности к личности Другого.
В. Стимулирование самоосознания, самопринятия.
3. Время: 1 час 30 минут.
4. Материалы: коврик.
5. Музыкальные записи: Tim Rayborn- The Path Beyond.
6.Описание проведения:
Выполняем упражнение «Шаг за шагом». Ведущий предлагает участницам разбиться на пары. Люди становятся лицом друг к другу, берутся за руки и одна участница ведет в танце другую, танцуя танец « Мои реальные отношения с мужем». Партнерша пытается повторять движения и прочувствовать их. Затем они меняются ролями. После обсуждают, насколько удалось передать чувства и прочувствовать эмоции другого человека. Все участницы должны побывать в роли ведущей и протанцевать со всеми из группы.
Танцуем второй диадный танец « Мои идеальные отношения с мужем». Люди становятся лицом друг к другу, берутся за руки и одна участница ведет в танце другую. Затем они меняются ролями. После обсуждают, насколько удалось передать чувства и прочувствовать эмоции другого человека. Все участницы должны побывать в роли ведущей и протанцевать со всеми из группы.
Для того, чтобы завершить занятие выполняем следующий комплекс упражнений.
Выполняем движение « подъем туловища из положения лежа». Ложимся на спину, сгибаем колени, стопы фиксируем на полу, а пальцы рук на затылке. Сокращая мышцы пресса, поднимаем голову и делаем выдох через нос. Затем медленно опускаемся вниз в исходное положение. Выполняем это упражнение пять минут.
Выполняем упражнение « обратное скручивание». Ложимся на спину, колени сгибаем и подтягиваем к груди, руки свободно лежат вдоль туловища. Напрягая мышцы пресса, поднимаем таз на 5- 10 сантиметров от пола, подтягивая копчик вперед и вверх. Медленно опускаемся в исходное положение.
Выполняем упражнение « подъем туловища и скручивание ». Ложимся на спину, колени сгибаем, пальцы рук на затылке. Поднимаем корпус вперед и вверх, затем разворачиваемся всем телом к колену. Не заводим локоть вперед. Работаем шесть минут, чередуя выполнения упражнения по минуте в каждую сторону.
Выполняем движение « шаг за шагом». Становимся на четвереньки. Руки на несколько сантиметров впереди плеч, пальцы обращены вперед. Колени немного разведены. Пальцы ног упираются в пол.
Опираясь на руки, медленно поднимаем согнутые колени. Вытягиваем позвоночник и отводим бедра назад, чтобы руки и корпус образовали прямую линию.
Удерживая прямую спину, медленно выпрямляем колени и ставим пятки на пол. ( Ничего страшного, если сначала не получится поставить пятки на пол). Тело должно образовать треугольник. Возможно, вначале будет трудно выпрямить ноги до конца, поэтому можно оставить колени слегка согнутыми.
Поднимая тело, делаем вдох, а выпрямляя ноги- выдох. Приняв позу , дышим ровно концентрируемся на том, чтобы расправить плечи. Стараемся удерживать позу 10- 30 секунд. Повторяем упражнение десять раз, отдыхая между повторами. Постепенно стараемся увеличивать время, в течении которого удерживаем позу.
Выполняем это упражнение вдумчиво. Стараемся определить, на какую руку и ногу приходится больший вес, в каких местах позвоночник растянут, а в каких - зажат. Стараемся равномерно проработать мышцы всего тела.
Схемы обсуждения:
А) Вы научились чувствовать другого человека?
Б) Как вы ощущаете себя после завершения тренинга?
В) Как вы считаете, в какой степени вы освоили новые движения?
Г) Научились ли вы чувствовать себя привлекательной, в том состоянии тела, в котором вы сейчас находитесь?
Д) Нашли ли участницы свое движение, которое зажигало и задавало внутренний ритм, изменяло настроение, воодушевляло к легкости и творческому состоянию?
Е) Каких результатов достигли, что приобрели?


















КОММЕНТАРИИ К ЗАНЯТИЮ

Упражнение № 1« Часть тела», будет по душе многим женщинам, так как оно направлено на раскрепощение и выявление телесных зажимов. Когда определяется зажатое место на теле, то легче разобраться с причинами его возникновения. Углубиться в собственный мир и ответить себе на многие вопросы.
Упражнение № 2 « Я до беременности», « Я во время беременности» и « Я после беременности», дает возможность участницам выразить свои чувства и поделиться впечатлениями, ближе познакомиться друг с другом. У людей во время выполнения этого упражнение может возникнуть чувство эмпатии.
Упражнение № 3 «Эмоции», помогает участницам проработать в процессе танца эмоции, которые им приходилось сдерживать в процессе жизни. Это могут быть, как отрицательные эмоции, которым не везде и всегда можно давать волю. Так и положительные чувства, в которых не каждый может себе признаться.
Упражнение № 4 « Мои отношения с мужем до беременности», «Мои отношения с мужем во время беременности» и «Мои отношения с мужем после беременности», дает возможность глубже осознать собственные мысли и чувства и появляется шанс взглянуть на свои проблемы со стороны.
Упражнение № 5 «Шаг за шагом», в полной мере дает возможность ощутить разницу между « Моими реальными отношениями с мужем» и « Моими идеальными отношениями с мужем». Этот танец помогает оценить и сравнить свои отношения с отношениями другого человека. Тем самым можно понять чего больше в своих отношениях, положительного или отрицательного.


















Список литературы.

1. Бебик М.А. Использование танце-двигательной терапии в решении проблемы самопринятия. М., МГУ, 1997, 100с.
2. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998.
3. Шкурко Т.А. Танцевально – экспрессивный тренинг. – СПб.: Издательство
«Речь», 2003 – 192 с.
4. Шкурко Т.А. Теоретическое обоснование использования танца как средства коррекции отношении в семье // Современная семья: проблемы и перспективы. - Ростов-на-Дону, 1998.
5. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.: Прогресс, 2005 - 478с.


13PAGE 15


13PAGE 142415




Заголовок 1, Знак15