Статья РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК


АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Яковлева Елена Сергеевна
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №6» г. Новокузнецк, Кемеровская область
РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК
Аннотация: в данной статье автор поднимает актуальную проблему раз-вития лексики у детей младшего школьного возраста. При обучении русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание расширению словарного запаса, а одним из действенных средств обогащения лексики является работа с пословицами и поговорками. В работе предлагается ряд заданий с использова-нием пословиц и поговорок, способствующих развитию лексической стороны речи.
Ключевые слова: русский язык, пословица, поговорка, начальная школа, лексика.
Слово может оказывать сильное влияние на психику человека, это известно людям с давних времен. В древней «Книге Египта» в разделе «Незримое и посох видимости» значимость слова определяется следующим образом: «Познай: если слово отзвучало, то это не значит, что действие его прекратилось. Сильное слово продолжает звучать и влиять...» Пословицы и поговорки, одно из самых сильных средств традиционного воспитания, воздействуют на чувства, сознание, поведе-ние подрастающих поколений, а также способствуют поддержанию регламента-ционных норм общества. Это доказывает анализ закономерностей функциониро-вания назидательных высказываний. Пословицы и поговорки являются «кладе-зем» народной мудрости. Они – достоинство и ум народа, наполняющие глубо-ким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с трудом, природой и почитанием родителей. Основой пословицы или поговорки является пример жизненной ситуации и иногда подсказка, иногда пря-мое указание на правильное решение.
В.И. Даль писал: «Пословица – коротенькая притча; это суждение, приго-вор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот под чеканом народ-ности. Поговорка – складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляю-щая полной пословицы; поучение в принятых, ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться» [1, с. 178].
Мы понимаем, что пословица – это краткое образное выражение с поучи-тельным смыслом. Поговорка – это краткое образное выражение, метко опреде-ляющее какое – либо явление жизни.
Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка и литератур-ного чтения развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, развивает лексику, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью [2, с. 58]. Поэтому современная школа уделяет изучению половиц очень большое внимание. И это не случайно, ведь пословицы и пого-ворки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка.
Достижение высокой грамотности учащихся является одной из важнейших задач школы, и она закладывается в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во многом зависит от того, насколько прочно усвоят учащиеся начальных классов лексический, грамматический и орфографический материал. Следовательно, учитель, добиваясь лучшего усвоения урока, должен приводить такие примеры, которые по своему содержанию, по форме привле-кали бы внимание учащихся, нравились им и поэтому легко запоминались. В этом отношении идеальными примерами являются пословицы, для которых ха-рактерна меткость, краткость и образность языка. С их помощью на уроках рус-ского языка и литературного чтения может быть проведена очень интересная, важная и многогранная работа.
Создавая урок, следует логически увязать пословицу или поговорку с мате-риалом предмета. Подбор пословиц и поговорок определяется темой конкрет-ного урока и его целями: образовательными, развивающими и воспитательными.
Рассмотрим, какие могут быть использованы формы работы с пословицами и поговорками на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе.
Это ряд заданий, способствующих развитию лексической стороны речи, с использованием пословиц и поговорок:
Объясни смысл пословицы и поговорки.
Восстанови пословицу.
Найти пословицу о терпении и упорстве, о добре и о зле и т. д.
Соедини левую и правую части, чтобы получилась пословица.
Подчеркни из предложенных пословиц, две пословицы, объединённые общей темой.
Подчеркни слова или словосочетания, которые являются главными для
Прочитай рассказ. Какое название, по‐твоему, больше всего подходит к данному тексту.
К данной иллюстрации найди несколько пословиц, которые отражают смысл данного эпизода.
Импровизация пословиц и поговорок.
Прочитай текст. К какому жанру он относится: басня, рассказ, сказка. Найди пословицы, подходящие к данному тексту. Запиши две и объясни, почему ты их выбрал.
Подбери соответствующее толкование, соедини стрелочками.
Вставь пропущенные слова в пословицу.
Напиши сочинение о пословице.
Отгадай кроссворд. К ключевому слову подбери пословицу.
Чтобы расширить кругозор ребят, обогатить их словарный запас, необхо-димо работать не только с пословицами и поговорками русского народа, но и других народов.
Можно использовать игру с пословицами «Переведи на русский язык». Из-вестно, что в языках многих народов немало пословиц и поговорок, сходных по смыслу, так как мудрость не знает границ. Например, есть африканская посло-вица: Сын леопарда – тоже леопард. В русском языке существует ее перевод: Яблоко от яблони недалеко падает. Дети любят «переводить» такие пословицы как на уроках русского языка и чтения, так и на внеклассных занятиях [3].
Итак, систематическая‐ работа над пословицами и поговорками очень мно-гое дает учащимся. Во первых, они учатся собирать народные изречения, отно-сить их к определенной теме, анализировать их смысл, понимать их обобщаю-щий характер. Изучение пословиц и поговорок повышает уровень развития лек-сической стороны речи, обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная работа с послови-цами и поговорками прививает учащимся любовь к устному народному творче-ству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям, интересо-ваться народной мудростью. Следует отметить, что пословицы и поговорки вос-питывают у учащихся чувство любви к стране, уважения к труду, чувства доб-роты, милосердия, чувство уважения к разным народам, создавшим эти посло-вицы и поговорки.
Список литературы
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. – М.: Русский язык, 1982. – Т. 3 – 555 с.
Львов М.Р. Методика развития‐ речи младших школьников: Пособие для учителя [Текст] / М.Р. Львов. – 2 е. изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 171 с.
Мишакина Т.Л. Тренажёр по развитию речи в начальной школе. Учимся понимать пословицы [Текст] / Т.Л. Мишакина, В.Г. Ермолаева. – М.: Ювента,
2008. – 47 с.