КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Проняева С.В.,
Челябинск
КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
В условиях интенсивного преобразования российского общества успешное решение сложных экономических и социальных проблем неразрывно связано с образованием молодого поколения, с деятельностью системы профессиональной подготовки, в которой существенное место занимает ориентация на профессионализм педагогов.
Современная образовательная парадигма, ориентированная на гуманистическое видение педагогического процесса, на отношение к ребенку как главной ценности, на педагогическое творчество предполагает готовность педагога к самостоятельному осмыслению условий, способствующих развитию его профессиональной успешности, а в конечном итоге и профессионализма.
Педагог - это специалист, владеющий на высоком уровне приемами и способами педагогической деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления выполняемой деятельности, вносящий свой индивидуальный творческий вклад, стимулирующий в обществе интерес к результатам своего педагогического труда. Он стремится заявить о себе широкой общественности, публично создать свой профессиональный имидж, который позволит ему претендовать на продвижение по службе и быть профессионально успешным. В решении этой проблемы положительную роль играют конкурсы педагогического мастерства, которые необходимо проводить уже на этапе вхождения в педагогическую профессию.
В литературе отмечается, что конкурсы педагогического мастерства являются одним из важных этапов в становлении профессионализма будущего педагога, так как дают возможность ему стать значимым в профессиональном сообществе через оценку собственной педагогической деятельности данным сообществом, материальное и моральное поощрение, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания. Конкурсы педагогического мастерства позволяют педагогу «выходить» за пределы образовательной организации, осмысливать современные направления развития образования, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность, направленную на профессиональные достижения, которые будут положительно приняты обществом. В конкурсах педагогического мастерства будущий педагог приобретает опыт, который влияет на становление его профессионализма, построение собственной успешной траектории профессионального развития и достижение более высокого уровня социальной и гражданской значимости в обществе.
Пониманию сущности конкурсов педагогического мастерства педагогов в развитии профессиональной успешности в значительной мере способствовали работы Л. П. Дугановой, Н. В. Немовой, Е. М. Пахомовой, в которых рассматриваются организационно-педагогические условия проведения конкурсов педагогического мастерства как средства повышения квалификации его участников. Анализу форм конкурсных испытаний и типов конкурсных заданий посвящены работы Е. И. Власовой, К. А. Митрофанова, С. В. Старобинского.
Возможности конкурсного движения в профессиональной адаптации молодого специалиста рассмотрены в работах Н. В. Немовой, 3. Ю. Смирновой. Проблемы подготовки педагогов к профессиональным конкурсам получили свое освящение в работах Г. И. Зиминой, Т. А. Соколовой.
Профессионализм педагога рассматривается как высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности, формируемая в динамичном, направленном, непрерывном процессе, детерминированном внутренней активностью личности и внешними факторами, к числу которых относятся конкурсы педагогического мастерства, способствующие реализации потребности личности в саморазвитии и самореализации.
Педагогические условия развития профессионализма обучающихся в конкурсах педагогического мастерства включают: разработку и внедрение педагогической модели развития профессионализма будущих педагогов в конкурсах педагогического мастерства, предполагающую выделение факторов и этапов участия в конкурсе; реализацию методического сопровождения развития профессиональных компетенций обучающихся; оценку влияния конкурсов педагогического мастерства на развитие профессионализма будущих педагогов.
В современной науке фактор определяется как причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные свойства. В этой связи факторы, способствующие развитию профессиональных компетенций, выступают как причины, обусловливающие самодвижение индивидуальности обучающегося к вершинам профессиональной деятельности, достижение педагогически значимых результатов труда.
А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн выделяют внешние и внутренние факторы. К группе внутренних факторов относятся психологические особенности: мотивы, увлечения, интересы, которые занимают ведущее место в структуре личности, пронизывая направленность, характер, эмоции, способности, психические процессы. К группе внешних факторов - условия, в которых протекает деятельность, в частности - организационно-педагогические мероприятия по подготовке к конкурсам педагогического мастерства: курсы, тренинги, мастер-классы.
Основу педагогической модели развития профессионализма будущих педагогов в конкурсах педагогического мастерства составляет анализ проблемы, который реализует поэтапное развитие профессионализма на основе преемственности целей, содержания, методов, средств, организационных форм и критериев результативности.
На основе исследований при проведении конкурса педагогического мастерства среди обучающихся будущих воспитателей детей дошкольного возраста «Паруса мечты», мы выделяем три взаимосвязанных этапа, которые представляют собой единую систему развития профессионализма обучающихся в конкурсах педагогического мастерства. I этап - этап вхождения обучающегося в конкурс, на котором происходит осознание своих возможностей и готовности участвовать в конкурсе профессионального мастерства. Содержанием данного этапа является мотивированный отбор участников, ознакомление их с Положением о конкурсе педагогического мастерства, знакомство с заданиями, просмотр предыдущих мероприятий и их анализ, психологическое сопровождение участия. II этап - этап собственно конкурсный, на котором происходит раскрытие способностей, личностных и профессиональных качеств конкурсанта, его утверждение в условиях конкурса, подтверждение своего профессионального уровня. На этом этапе обучающийся должен четко представлять в каких заданиях он более успешен, уметь регулировать свое поведение в ситуациях сравнения, справляться с волнением. Содержанием данного этапа становится широкий спектр заданий от теоретических, таких как участие в круглом столе по актуальным проблемам дошкольного образования, до творческих таких как практическое взаимодействие с детьми «Сказка своими руками», «Детский вопрос», «Творческая самопрезентация», «Творческий конкурс». III этап - постконкурсный этап, на котором происходит прогнозирование дальнейшей деятельности конкурсанта, возможная перспектива изменений профессиональной «Я»-концепции, утверждение профессиональной позиции, более глубокое осмысление гуманистических, социальных, профессиональных ценностей, необходимость роста профессиональной успешности. На этом этапе необходим переход от практико-ориентированного способа деятельности к творческому, способствующему развитию профессионализма будущего педагогов. Поскольку все этапы представляют собой единую систему развития профессионализма обучающихся в конкурсах педагогического мастерства мы определили принципы данной системы. Принцип гуманизации опосредован позицией признания ценности Педагога как Личности, его права на свободное предъявление и развитие своих способностей, Принцип состязательности рассматривается в контексте организации конкурсов педагогического мастерства как феномена и позиций его участников. Суть принципа состязательности состоит в: в разработке программы, включающей такие виды деятельности, которые могут быть сравниваемыми по результатам; определении наиболее оптимальных с точки зрения объективности критериев оценки, конкурсных выступлений; создании условий для успешной реализации профессиональных амбиций участников конкурсов педагогического мастерства; направленности конкурсов на выявление индивидуальности, уникальности и своеобразия педагогического стиля деятельности участников конкурсов; публичном представлении каждым конкурсантом достижений педагогической практики и сравнении их с достижениями других. Принцип непрерывности профессионального роста заключается в формировании устойчивой потребности наращивания педагогического опыта на каждом этапе конкурса как обязательного условия успешности его участия в педагогическом состязании на более высоком уровне, а также в предъявлении конкурсантом собственных педагогических достижений для распространения их в педагогической среде в постконкурсном движении. Принцип взаимоуважения и принятия достижений другого состоит во взаимном признании одними участниками конкурса творческой индивидуальности других участников, в готовности принять их педагогические достижения и содействовать распространению принятого опыта. Принцип творческой самореализации заключается в создании условий для творческой самореализации и готовности каждого участника конкурса к самоосуществлению себя в творческой деятельности. Принцип творческого преобразования педагогических достижений раскрывается при реализации потребности в освоении продуктивных педагогических техник и технологий и создании на этой основе собственных, отвечающих личностным качествам и индивидуальному стилю деятельности. Принцип рефлексии предполагает развитие рефлексивной культуры участников конкурсов педагогического мастерства (это не только знание и понимание субъектом себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают его, его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления).
Критериями и показателями развития профессионализма будущих педагогов в конкурсах педагогического мастерства являются: когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный, рефлексивно-волевой.

15