Республиканский конкурс педагогического мастерства Моё лучшее занятиеноминация Докоративно-прикладное творчество Открытое занятие в подготовительной группе Декоративная лепка Весенние цветы


Министерство образования и науки Республики Дагестан
Республиканский конкурс педагогического мастерства
«Моё лучшее занятие»
Номинация «Декоративно – прикладное творчество»



Подготовила и провела педагог дополнительного образования
в подготовительной группе МКОУ «Куйсунская СОШ»
Магарамкентского района РД
Саидалиева Флора Фахрудиновна 2017 г
Содержание:

Пояснительная записка…………………………………………………2-3
Введение …………………………………….............................................4
Основная часть ………………………………………………………….5-6
Заключение ……………………………………………………………......7
Список литературы………………………………………………………...8
Приложения……………………………………………………….…….9-12














1
Пояснительная записка
 ...Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев... Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем ярче творческая стихия детского разума...
В. А. Сухомлинский
Рабочая программа по лепке в подготовительной группе, разработана с учетом федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
В подготовительной группе проводится одно занятие в неделю в образовательной области «Познание» 33 занятий в год.
Продолжительность занятий от 25 до 30 минут.
Формы контроля и учета достижения воспитанников: диагностика, мониторинг (сентябрь - входящий, декабрь - промежуточный, май - итоговый)При разработке рабочей программы учитывались следующие принципы:
• Гуманизации;
• Дифференциации;
• Принцип непрерывности и системности образования.
Цели:
Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы  восприятия: зрение, обоняние, осязание, эстетический вкус.
Развивать эстетических чувств детей, художественного восприятия, умение созерцать красоту окружающего мира, образных представлений, воображения, ,способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения, совершенствования изобразительных навыков и умений, художественно- творческих способностей.
• Развивать детское художественное творчество, интерес к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др., удовлетворять потребность детей в самовыражении.Задачи:
Развивать умение лепить с натуры и по представлению знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки) ; передавать их характерные особенности. Продолжать учить лепить посуду из целого куска пластилина ленточным способом.
Учить сглаживать поверхность форм, делать предметы устойчивыми.
Учить передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры людей, и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты (в коллективных композициях): «Курица с цыплятами», «Два жадных медвежонка нашли сыр», «Дети на прогулке», «Подводные животные» и др.
Развивать творчество, инициативу.
Продолжать формировать умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой, наносить рисунок чешуек у рыбки, обозначать глаза, шерсть животных, перышки птицы, узор.
Продолжать формировать технические умения и навыки работы с разнообразными материалами для лепки; побуждать использовать дополнительные материалы (косточки, зернышки, бусинки).
Закреплять навык тщательно мыть руки по окончании лепки.
• Планируемые результаты:
• знать, что из пластилина можно лепить, что она мягкая;
• Лепить знакомые предметы разной формы с натуры и по представлению (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности.
2
Лепить посуду из целого куска пластилина ленточным способом, наносить узоры способом налепа и царапания стекой.
• Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур. Создавать изображения по мотивам народных игрушек.
• использовать все многообразие усвоенных приемов.
Национально региональный компонент входит в рабочую программу как часть занятия.
Содержание программы:
Развивается художественно-эстетическое развитие, ценностно-смыслового восприятия и понимание произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) ; мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства. Реализует самостоятельную творческую деятельность детей изобразительной, конструктивно-модельной. Развивается любовь к родному краю, искусству, традициям, обычаям.
Технические средства образования:
• Компьютер;
• DVD;
• Экран;
• Мультимедийные системы;
• Наглядные пособия: плакаты, таблицы, муляжи, модули, образец.
Учебно-методический комплект, дополнительная литература:
• Интернет сайты «Дошколенок», «Воспитатель», «Все для воспитателя», «МААМ»;
• Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».
• Т. Г. Казакова «Занятия по изобразительной деятельности»;
• Л. И. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».
Тема занятия выбрана с учётом выработанных умений и навыков моих воспитанников, в следствии пройденных тем и кропотливой работы на моих занятиях.
Возраст учащихся 5-6 лет (подготовительная группа МКОУ «Куйсунская СОШ»). В этой школе веду занятия в образовательной области «Познание» (лепка 1 ч в неделю).
Создание поделки из пластилина для детей 5-6 лет – обязательное задание в подготовительной группе. Сама техника лепки разнообразна и богата, но при этом еще и доступна с самого раннего возраста. Этот вид изобразительного искусства предоставляет удивительную возможность создавать собственный мир и выражать свои эмоции. Поэтому дети в подготовительной группе любят лепить поделки из пластилина. Детские руки- основной инструмент в создании образов и картинки. Умение выполнять поделки из пластилина для детей 5-6 лет напрямую зависит от владения собственными руками, а не дополнительными инструментами.
Методы и приемы направлены на развитие ребенка. Работа с пластилином развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера. Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления аппликации, учит следовать устным инструкциям. Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать аппликацию, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы. Развивает пространственное воображение – учит читать технологические карты, по которым делаем аппликацию. Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию. Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей. Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место
3
Введение.
Занятие творчества в образовательной области «Познание» 1 час /30 м./
Тема занятия: Декоративная лепка «Весенние цветы»
Тип занятия: комбинированный.
Цели и задачи:
Образовательные:
1.Формировать умение детей передавать в лепке особенности формы цветов, соблюдать пропорциональность между частями.
2. Продолжать учить делить пластилин на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей.
3.Закрепить умение лепить мелкие детали; пользуясь стекой наносить рисунок у листьев. Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами.
4.Развивать чувство формы и пропорций.
5.Развивать мелкую моторику, словарный запас, усидчивость, творческие способности.
Воспитательные:
1.    Воспитывать интерес к процессу лепки.2.    Воспитывать самостоятельность.3.    Воспитывать аккуратность в работе.4.    Воспитывать умение и желание работать в группе сверстников.
Развивающие:
1.    Развивать и корригировать речь.2.    Развивать моторику рук.3.    Развивать память и воображение.4.    Корригировать и развивать личностные качества.
Предварительная работа: рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства с цветочным декором.
Материалы, инструменты, оборудование: картонные одноразовые тарелочки, пластилин, доски, стеки, 2-3 произведения с цветочным декором, простой карандаш, компьютер, музыкальный мини-проигрыватель.План занятия
Организационный момент – 2 м.
Введение в занятие – 3 м.
Объяснение нового материала - 5 м.
Самостоятельная работа – 15 м.
Физкультминутка (во время занятия) – 1-2 м.
Подведение итогов работы – 3 м.

4
Основная часть
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте дети! Садитесь и подготовьтесь к занятию. Тема занятия: Декоративная лепка «Весенние цветы». Воспитатель показывает письмо. (Приложение 1, фото 1)
- Ребята, сегодня утром почтальон принёс письмо в нашу группу. На ней написано: «Детям подготовительной группы». Хотите узнать, что там?
-Да.
- Сейчас я открою наше письмо (открывает)
- Что здесь? (дети смотрят, отвечают)
- Да, здесь письмо и тарелочки. Сейчас прочитаем письмо (открывает конверт) .«Дорогие ребята, вам пишут дети подготовительной группы из соседнего села. Скоро у нас будет в школе праздник посвященный весне, и мы хотим украсить группы, кабинеты, коридоры детскими поделками. Но времени у нас остается немного, и мы решили обратиться к вам за помощью. Помогите нам, пожалуйста, сделайте настенное панно на этих тарелочках. Заранее спасибо. Дети подготовительной группы соседнего села».
Воспитатель: - Ребята, к нам обратились за помощью дети. Они хотят, чтобы их школа была украшена. Как вы думаете, мы сможем помочь им? -Да.
Воспитатель: - Молодцы, мы придем товарищам на помощь, выручим их. Как можно назвать людей, которые приходят на помощь? (добрыми, отзывчивыми)
- Возьмите каждый по тарелочке и садитесь за рабочее место (воспитатель раздает картонные тарелки), (приложение 1, фото 2).
2. Введение в занятие.
Воспитатель: - Давайте превратимся в настоящих художников-умельцев и приготовим красивые настенные панно.
- Какое сейчас время года? (Весна)
- Что происходит весной? (Ответы)
Правильно, появляются цветы, травка, листочки — природа начинает просыпаться. Цветы радуют наш глаз.
Воспитатель: - Какие бывают цветы? (Ответы: ромашки, подснежники, тюльпаны, розы)
- Какие бывают листочки? (мелкие, крупные, округлые, удлиненные и т. д.)
- Какие бывают цветы в букете? (разные, одинаковые)
- Какие слова можно подобрать к слову цветы? (нежные, красивые, воздушные)
- Из каких частей состоят цветы? (лист, стебель, цветок)
Просмотр видео презентации» Расписные настенные тарелки»
Дети собираются вокруг стола воспитателя и внимательно изучают видео- презентацию. (Приложение 2, фото 1)
(ознакомление с материалами и принадлежностями занятия).
З. Объяснение нового материала.
Вам сегодня нужны будут пластилины разных цветов: (красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, фиолетовый). Достаньте, приготовьте эти цвета пластилина.
Прежде чем приступать к выполнению панно мы с вами должны вспомнить и повторить правила техники безопасности при работе с пластилином и стеками (повторение, проговаривание техники безопасности при работе с пластилином и стеками.)
- Прежде, чем приступить к работе с пластилином, вспомним, как надо с ним работать:
-нельзя пластилин брать в рот, жевать и глотать его;
- работу надо выполнять на специальной для этого подложке;
- грязные руки надо вытирать салфеткой. 5
4. Физкультминутка (под музыкальное сопровождение)
«Мы руками- «хлоп- хлоп»,
Мы ногами- «топ- топ»,
Мы плечами- «чик- чик»,
Мы глазами- «миг- миг»,
Раз туда, раз сюда
Повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два
Заниматься нам пора».
(приложение 2, фото 2)
5. Самостоятельная работа учащихся (с объяснением этапов работы).
(Приложение 3, фото 1,2,3)
А теперь приступаем к самостоятельному выполнению панно на картонных тарелках.
Все цвета пластилина вы уже приготовили.
Основа нашего панно – это картонная тарелка. Далее берем простой карандаш и рисуем тот узор ( цветы: тюльпаны, ромашки, ирис и т.д.) который хотим лепить из пластилина. выбираем цвет пластилина. На поверхность тарелки налепим по рисунку элементы из пластилина (листья, лепестки цветов, ствол и т.п.), и хорошо примажем его к тарелке. Затем по краям тарелок тоже нанесём узоры.
6. Подведение итогов работы. (Приложение 4 фото 1,2)
Самоанализ:
Ребята что такое панно?
Что вы узнали нового для себя на сегодняшнем занятии?
Анализ и оценка выполненной работы.
Просмотр и демонстрация выполненных работ.
.
6
Заключение
Содержание проекта.
Для проведения открытого занятия была выбрана актуальная и доступная тема. На занятии присутствовали 20 учащихся подготовительной группы. Занятие проходило 15 марта 2017 года в МКОУ «Куйсунская СОШ». Здесь провожу занятия в образовательной области «Познание ». Рабочая программа для занятий составлена мною, авторская.
Просмотрев в youtube видеоролик мастер-класс по изготовлению панно на картонных тарелках, разработала проект занятия и привела его в действие.
Итоги.
Поставленные перед собой цели и задачи были частично достигнуты. Результат был достигнут на 90%. Весь урок сопровождался объяснением этапов выполнения задания, даже приходилось индивидуально повторять. В целом урок удался, дети остались довольны своими работами. Увидев у них необычные панно на тарелках, другие дети изъявили желание к нам записаться.
7
Список литературы
- Методика:
1.Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Кн. Для учителя. М., 1991.
2. Сокольникова Л.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2002.
3. Коллективное творчество на уроках ИЗО: Методические рекомендации Сост. В.И. Колякина. 1996.
4. Боголюбов Н.С. Научите детей лепить./Художник -1972 №1.
5. Юному художнику. Практическое руководство по изобразительному искусству. Раздел«Скульптура». - М., 1963 6. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение, 1979
8
Приложения 1

Фото 1

Фото 2
9
Приложение 2

Фото 1

Фото 2 10
Приложение 3

Фото 1 фото 2

Фото 3
11
Приложение 4

Фото 1

Фото 2 12