ЭОР Урок по русскому языку для 5 класса по теме Имена существительные собственные и нарицательные


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснокутская основная общеобразовательная школа»
Урок по теме
«Имена существительные собственные и нарицательные»
Автор: учитель русского
языка и литературы Поваляевой Л.И.
2017 год
ТЕМА: Имена существительные собственные и нарицательные
ЦЕЛИ: углубление понятия обучающихся об именах собственных и нарицательных.
ЗАДАЧИ: формирование умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках); умения сравнивать, группировать, делать выводы;
- развитие орфографической зоркости; обогащение словаря учащихся;
-воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию; расширение кругозора учащихся.
Виды деятельности учителя и учащихся:
- распознают имена существительные собственные и нарицательные;
- подбирают примеры имён существительных собственных;
- рассказывают об имени существительном по плану;
- письменные и устные ответы на вопросы.
Метапредметные результаты:
Познавательные: научиться отличать имена существительные собственные от имён существительных нарицательных
Регулятивные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста на имена существительные
Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению, к поэтапному самоусовершенствованию
Тип урока: урок – исследование
Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, раздаточный материал
ХОД УРОКА
Запись числа на доске
Орфографическая минутка на тему «Повторение» (вставить буквы)
Выр…стить, подра…сти, р…сток; ул…жить, предл…гать; ц…тировать, ц…ганский, ц…ркач, ц…трусовые, ц…плята, ш…лковый, крыж…вник, ш…пот, ш…рох.
Шкала оценивания:
0 ошибок - 5
1-2 ошибки – 4
3 ошибки – 3
Дополнительное задание учителя:
- Подчеркните слова – исключения
- Назовите имена существительные и объясните свой выбор
(Переход к новой теме):
- Что такое имя существительное?
- Что мы можем определить у существительного?
- Чего мы ещё не знаем?
(Записывают тему урока)
- Какие у нас цели урока?
(Открывается 1 и 2 слайд)
Формулируют более чётко цель и задачи урока.
СЛАЙД 3:
- Перед вами 4 слова. Какие слова нарицательные? Какие собственные?
- Чем отличаются имена собственные от нарицательных?
(Придумать предложения, записать:
Собака бежала по дорожке сада. Трезор радостно встречал меня из школы. (Записать в тетради)
-Что относится к именам собственным?
(Слайд 4,5).
Слово учителя ( подводит итог):
Действительно, вокруг нас огромное множество предметов: людей, городов, книг, животных.
Чтобы из всей группы однородных предметов выделить какой-то отдельный предмет, ему дают специальное название. Каждый из нас имеет своё собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для того, чтобы выделить нас из массы людей. Так же и с другими предметами. Например, чтобы из всех рек, впадающих в Азовское море, выделить самую большую реку, её назвали Дон. А самая большая река в европейской части нашей страны называется Волга. Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы являются именами собственными. Имена собственные могут состоять из одного слова (Волгоград, Москва) или из нескольких слов (Нижний Новгород, Ростов-на-Дону). Тогда в предложении такие сочетания выступают как один член предложения. К собственным относятся прозвища, клички, географические названия, названия книг, фильмов, картин, спектаклей, предприятий , названия исторических событий.
Имена собственные пишутся с большой буквы, чтобы выделить их из нарицательных существительных.
Но иногда имена нарицательные переходят в собственные.
Слайд 6.Слова луна, солнце, земля пишутся по-разному: с большой и с маленькой буквы.
Ночью ярко светит луна. На Луне побывали космонавты.
Солнце ярко светит. Солнце – очень яркая планета. Планета Земля очень красивая. Эта земля песчаная. (Записать в тетради)
Слайд 7.
Задание учителя: распределите данные слова в нужную колонку, правильно запишите их: (на карточке)
Собств. Нариц.
Река, Новгород, мальчик, собака, Витя, доброта, Куликовская битва, Орёл, Соня, Роза, кафе, лакомка, орёл, роза, Волга, Ворскла, Борисовка, поле.
Шкала оценивания:
0 ошибок - 5
1-2 ошибки – 4
3 ошибки - 3
(Проверь себя: слайд 8.
Задание учителя: Перед вами сказка. Нужно вставить пропущенные имена собственные там, где прочерки. (Вставить имена собственные на карточке)
Однажды в тёмном лесу сестрица ___________________искала братца___________________. Сорока по кличке______________сказала ей, что его похитила злая колдунья по прозвищу___________________. Её избушка находится у речки________________. Сестрице___________вызвался помогать заяц по кличке__________ и ёжик ___________. Всю дорогу сорока__________стрекотала: «Будьте внимательны, за горой ______________сидит волк______________.»
Сетрица_________________отдала колдунье______________целое лукошка земляники и та отдала ей братца__________________.
Шкала оценивания:
0 ошибок - 5
1-2 ошибки – 4
3 ошибки - 3
Задание учителя: (слайд 9).
Составьте небольшой текст с именами собственными. Какая тема вашего текста? (письменно)
Александр Сергеевич Пушкин
Москва
Царскосельский лицей
Михайловское
Арина Родионовна
«Руслан и Людмила»
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. Шесть лет он учился в Царскосельском лицее. Лето он проводил в своём любимом селе Михайловское. С ним делила досуг няня Арина Родионовна. Свою поэму «Руслан и Людмила» он начал писать ещё в лицее.
Задания учителя:
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. - Откройте учебник. Мы говорили, что к именам собственным относятся название исторических событий, географические названия. Выполним задание по упр. 489.(Устно)
- Какая основная мысль этого текста?
- Какой тон текста?
(рассматривают картину)
Слайд 10:
Задание учителя: Подберём имена собственные по теме «Мой край родной»:
Белгород, Борисовка, Красный Куток, Ворскла; Середенко Александр Лаврентьевич, Евгений Владимирович Кузнецов, Евгений Александрович Здоровцов; газета «Белгородская правда», газета «Призыв».
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1.Разгадать кроссворд, выписать нарицательные и собственные имена существительные
2. Изучить теорию, стр.52, отвечать на вопросы. VII. ПОДВЕДЕНИЕ итогов урока.
Самооценивание:
Что нового узнали на уроке?
Какие бывают существительные?
Какие предметы называют?
Лист оценивания «Оцени себя сам!»
№ п/п Вид деятельности Оценка
1. Орфографическая минутка на тему «Повторение» 2 Распределите слова по колонкам: собственные, нарицательные 3 Вставьте имена собственные в сказку 4 Текст о Пушкине по опорным именам собственным 5 Работа с учебником (упр.489, 498) 6 Словарь имён собственных «Мой край родной» 7 Активность на уроке 8 Итоговая оценка