Конспект урока Животный мир степей


Тип урока – комбинированный.
Тема: «Животный мир степей».
Цель: Познакомить с основными представителями животных степей, их приспособлением к природным условиям, жизни в степях .Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить с основными видами животных степей;
2.Выяснить о том, как животные приспосабливаются к природным условиям, жизни в степях.
Коррекционно – развивающие:
1. Коррекция и развитие долговременной памяти при объяснении нового материала;
2.Развитие зрительных и слуховых анализаторов через отгадывание загадок;
3.Коррекция и развитие мелкой и общей моторики через выполнение физкультминуток.
Воспитательные:
1.Способствовать экологическому воспитанию (меры по охране животных);
2.Воспитывать умение работать самостоятельно.
Оборудование: учебник 7 класс, набор иллюстраций растительного и животного мира зоны степей.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний .3. Изучение нового материала.
4.Физкультминутка.
5.Закрепление изученного материала.
6.Итоги урока.
Ход урока:
I.Организационный момент.II.Актуализация знаний.У:Ребята, сегодня шла к вам на урок и встретила Незнайку. Он узнал, что вы хорошо знаете географию и, решил попросить вас о помощи. Дело в том, что он дружит c Цветочком, а она над ним смеётся. Говорит, что он глупый, потому, что не знает названий растений степи.
- Ребята, поможем Незнайке?
Д: Да!
У: Давайте вспомним всё, что мы знаем о растениях степной зоны. Но сначала давайте вспомним, что такое степь.
1.Беседа по вопросам:
Д: Степь – это безлесные, равнинные пространства, покрытые травянистой растительностью, которая приспособлена к засушливому климату.
У: Как растения приспосабливаются к засушливому климату?
Д: Растения запасают питательные вещества в луковицах, а корни их разрастаются в самом верхнем слое почв и рано высыхают. Такие растения первыми украшают степь весной, первыми и засыхают. Это жёлтый гусиный лук, лиловый ирис, тюльпан.
У: А какие растения у нас остались?
Д: Остались культурные растения. Это подсолнечник, пшеница, кукуруза.
У: Ребята, вам Незнайка говорит спасибо за помощь. Теперь он всё знает о растениях степной зоны, и Цветочек не будет над ним смеяться. До свидания.
III. Изучение нового материала.
У: Ребята, у меня на доске весит плакат. Что на нем записано?
Д: На плакате записаны буквы.
У: Ваша задача, вычеркнуть повторяющиеся буквы. Из оставшихся букв сложить и прочитать слово.
Ю. И К Н Б
Ж Р. О Я Е
П. В П. Ы. Р.
Б Я Т Ю. К
Д: Получилось слово «Животные».
1.Работа с учебником по рисунку:
У: Правильно, и тема нашего сегодняшнего урока – животный мир степей. В учебнике на странице 116 определите, какие животные обитают в степях.
Д: Степной орёл, суслик, гадюка, дрофа.
2.Беседа по вопросам:
У: Чем они отличаются от животных других зон?
Д: Они не крупные, умеют прятаться, приспосабливаться к суровым условиям.
У: Обитатели зоны степей отличаются от обитателей лесной зоны. Животные живут на открытых пространствах и среди трав, поэтому большинство из них прекрасные бегуны. В степях обитают перепела, куропатки, жаворонки. В отдалённых районах, далеко от городов и посёлков, встречается птица - дрофа (рис.132). Она занесена в Красную книгу. Эта крупная птица (около метра высотой) имеет длинные ноги, летает тяжело. После дождя, когда у неё намокают крылья, она даже не может взлететь. Питается дрофа семенами, растениями, а также насекомыми.
3.Рассказ об основных представителях степей.
Особенно многочисленны в чернозёмных степях грызуны: суслики, хомяки, тушканчики, мыши-полёвки, а в азиатской части степей – сурки. Все эти грызуны на зиму впадают в спячку и делают запасы. Хомяк, например, запасает на зиму до 20 килограммов зерна, кукурузных початков, моркови, картофеля.
Грызуны являются пищей многих хищных птиц: луней, степных орлов, ястребов, пустельги, сов. А также для волков, лис, барсуков, степных хорьков, горностаев, ласок. Поедают их и змеи – степные гадюки, полозы.
В степях встречается много насекомых. Сверчки и кузнечики наполняют степь своим стрекотанием. Есть и бабочки. Ими питаются многие птицы. Особенно большую пользу приносят степные жаворонки, которые в огромном количестве уничтожают вредителей полей и садов.
Животные зоны степей хорошо приспособились к природным условиям. Оперение птиц и мех зверей окрашены под цвет почвы и травы, что делает их незаметными. Многие хищные животные ведут ночной образ жизни, то есть выходят на охоту в ночное время суток. Грызуны зимой, когда нет растительности, впадают в спячку.
IV. Физкультминутка (Ветер дует нам в лицо).
V. Закрепление изученного материала.1.Отгадывание загадок:
У: А сейчас, ребята, я вам загадаю загадки, а вы их попробуйте отгадать.
Не птица, а летает Ползун - ползёт
С хоботом, да не слон. (Комар). Иглы везёт. ( Ёж).
Комочек пуха, Днем спит, ночью летает
Длинное ухо, Всех грызунов пугает.(Сова).
Прыгает ловко
Любит морковку. ( Заяц). В поле таится,
Кошки боится.(Мышь).
Рыжая красавица
По степи гуляет В кустах сидит
Следы хвостом заметает. (Лиса). На всех шипит.(Змея).
У: Молодцы! А теперь подведём итог нашего урока.
2.Беседа по вопросам:
-Ребята, назовите самых многочисленных животных зоны степей (Грызуны)
-Какие хищные птицы и животные на них охотятся?(Степные орлы, коршуны, ястребы, волки, лисы, степные хорьки).
-Молодцы!
-Кто еще обитает в степи?(Змеи, ящерицы, черепахи и степные птицы – перепела, куропатки, жаворонки, скворцы).
- Назовите самую крупную птицу(Дрофа).
Мы можем сказать , что все животные хорошо приспособились к жизни в степях. Сейчас большая часть территории степей распахана, и многие животные обитают только в заповедниках.
VI.Итоги урока. Выставление оценок.