Конспект урока по русскому языку в 6 классе Речевой этикет


КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
«РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ «ШАГ НАВСТРЕЧУ»
Исакова Г. А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №12 г. о. Самара имени Героя Советского Союза Сафонова Ф. М.
Цели урока:
Образовательная:
Познакомить учащихся с тремя видами общения (визуальным, телефонным, письменным), научить правильно говорить по телефону и уважительному общению к людям в разговоре и письме;
Развивающая:
Развивать устную и письменную речь, познавательную активность учащихся, предупреждать речевые ошибки подростков;
Воспитательная:
Воспитывать культуру поведения, толерантность, внимательное отношение к слову.
Оборудование урока:
Выставка книг по этикету;
Оформление доски;
Дидактический материал по русскому языку 6 класс Т. М. Пахнова и др. М.: Просвещение 2007 г. стр. 29 №47;
На каждой парте текст письма К. С. Станиславского А. Блоку.
Домашнее задание:
Сочинить речевую ситуацию с ошибкой.
Оформление доски:
Тема: Речевой этикет «Шаг навстречу».
Цели: развивать свою речь, научиться культуре общения.
Этикет – совокупность правил поведения по отношению к людям. (Из «Словаря по этике».)
Общение может быть:
Визуальным;
Телефонным;
Письменным.
Эпиграфы (сбоку)
Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы,
Пока ты слова не сказал.
Саади
Слово – дело великое. Великое потому, что
словом можно соединить людей, словом
можно разъединить их, словом можно
служить любви, … вражде и ненависти.
Л. Н. Толстой
ХОД УРОКА
Оргмомент. О целях урока.
Слово учителя об этикете. Легенда о языке, обращение к эпиграфам, их комментарий, запись понятия «этикет», о принципах, лежащих в основе его (доброжелательности и вежливости, приятности), как должны люди общаться.
Языковой тренинг.
- Задание по орфоэпии.
На закрытой доске слова. Нужно расставить ударение: досуг, каталог, договор, красивее, звонит, творог, баловать, озорничать, намерение.Проверяет один ученик.
- Лексическая работа.
Учитель задает вопрос: «Какими словами можно обратиться к разным людям? Прошу вас написать слова обращения в тетради»
Ребята самостоятельно в тетради записывают эти слова: гражданин, товарищ, господин, сударь, друг мой, голубчик, приятель, девушка, мой милый, лапуля, эй ты, и др.Учитель комментирует уместность использования этих слов и говорит о недопустимости «эй ты».Далее дети самостоятельно подбирают слова извинения (извините, простите; прошу прощения; сожалею, что я виноват(а); мне неловко; простите, что обидел вас; позвольте попросить прощение; извинитесь за мне перед кем-то и др.); слова утешения (мне жаль; я вам сочувствую; не расстраивайтесь; возьмите себя в руки; ничего не поделаешь; все пройдет; вы не виноваты, что так получилось; всякое бывает; я вас понимаю; не волнуйтесь; не беспокойтесь; и др.)
- Предупреждение речевых ошибок. Работа с дидактическим материалом.
Исправь ошибку в предложениях.
Я всегда оплачиваю за проезд. Дома Миша обычно решал задачи и ответы в учебнике. Мы достали запасные части и сделали велосипед. Товарищ одолжил у меня деньги. Малыши прогуливались в парке на качелях. Мое день рождения совпало с праздником. Саша одел на себя три свитера.
Разбор речевых ситуаций.
Ребята, каким образом мы общаемся друг с другом? Дети читают на доске виды общения. Учитель говорит: «Разберем несколько ситуаций из визуального общения»
Первая ситуация:
Вы опоздали на урок. Ваши действия? (Идет обсуждение в классе, как надо войти и что сказать)
Вторая ситуация:
Диалог двух малььчиков.
- Как тебя звать?
- Меня зовут Игорь.
Какую речевую ошибку допустил мальчик? (Отвечают ребята, комментирует учитель)
Третья ситуация:
После уроков Андрей пришел домой с другом, новеньким мальчиком из класса. Мама знала, что Андрей придет с Володей. Она приготовила любимое его блюдо – пирожки с капустой – и ждала мальчиков. Открывается дверь. Входят 2 мальчика. Один – Андрей, другой – Володя.
-Привет, мам. Это мы. Володя, познакомься, это мой мама – Анна Николаевна. А эта мой новый друг Володя, о котором я тебе говорил.
Вопрос: какие ошибки были допущены в этой ситуации с точки зрения этикета? (Надо было представить друга маме. В присутствии человека не говорят о нем в 3 лице)Телефонное общение.
Роль телефона в нашей жизни трудно переоценить. Рассмотрим частую ситуацию.
Катя звонит Тане, которая заболела. Отвечает ей не подруга, а ее мама, Светлана Борисовна. Две девочки у доски разговаривают по телефону.
- Алло!
- Я слушаю.
- Таня дома?
- Да, а кто ее спрашивает?
- Это Катя.
- Здравствуй, Катюша.
- Здравствуйте, Светлана Борисовна. Позовите Таню.
- Сейчас приглашу.
Вопрос: какие этические ошибки допущены в разговоре? (Ребята обсуждают ситуацию)
Самостоятельная работа: учитель просит записать этот диалог в правильном варианте.
Письменное общение.
Предлагается письмо К. С. Станиславского А. Блоку в качестве образца культуры общения. Учитель просит его прочитать и подчеркнуть слова обращения, просьбы, свидетельствующие об уважении драматурга.
Маленькая самостоятельная работа – написание письма соседу по парте с выражением признательности и уважения.
Итог урока. Рефлексия.
-Почему наш урок называется «Шаг навстречу»?
- Чему мы учились?
- Представление выставки книг по культуре общения.