5кл. Урок русского языка.Культура речи. Речевой этикет.


5 класс. Тема: Р/Р  Ролевое чтение басен дедушки Крылова.Сатирическое и нравоучительное в баснях.
Цель урока:
обобщить полученные знания по теме «Басня как жанр. Басни И.А. Крылова».
Задачи урока:
Образовательные:
проверить знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова.
проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.
проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.
Развивающие:
развитие речи и творческого мышления обучающихся;
формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).
Воспитательные:
воспитание культуры работы в группе;
воспитание интереса к классической литературе.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя, в котором сообщается цель урока, форма работы, правила игры, а также принимаются правила работы в группах во время игры (Слайд № 2).
Конкурс «Найди пару»
Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый (можно цветной) лист бумаги, клей-карандаш.
Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.
Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.
Время выполнения – 3 минуты.
Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару.
Например:
ВОЛК ОВЦЫ
СТРЕКОЗА МУРАВЕЙ
ОЧКИ ОБЕЗЬЯНА
ВОРОНА ЛИСИЦА
Конкурс «Мораль сей басни такова…»
Для проведения конкурса учитель готовит карточку-таблицу:
Угадай и запиши название басни по её морали.
Басня. Её мораль.
  Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах.
  «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте.
  Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие.
Время выполнения – 2 минуты.
Оценивание: по 1 балу за каждую угаданную басню.
Конкурс «Алло, мы ищем таланты».
Выясняют внутри группы, кто лучше прочитает басню.  Выразительное чтение басни наизусть. Примерное время – 10 минут.
Оценивание по 5-балльной шкале.
«Конкурс Знатоков».
Задача: ответить на вопросы литературоведческого характера, дать определение терминам: басня, аллегория, мораль. Время выполнения – 5 минут.
На доске:
Басня - …    Мораль - …    Аллегория - ...
Басня – небольшой рассказ, часто стихотворный. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере.
Как правило, имеет 2 части: основное повествование (сюжет) и мораль.
Основной художественный приём – иносказание (аллегория). Нередко носителем людского порока становятся животные.
В басне используются: диалог; просторечная лексика; особый басенный стих (строчки разной длины, передающие разговорную речь).
Мораль - поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление.
Аллегория - иносказание, изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству (например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость и т.п.).
«Видеопауза»: отрывок из мультфильма «Стрекоза и муравей».
Конкурс «Знаете ли вы?».
Конкурс предполагает проверку знания статьи учебника по биографии И.А. Крылова.
Оценивание – по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Вопросы:
Сколько басен создано И. Крыловым?
Каким литературным творчеством, помимо басен, занимался И. Крылов?
Почему  героями  басен  являются  животные?        
Что  высмеивал   в  баснях  писатель?  
Какие  басни  И.А.Крылова  знаешь?
Конкурс «Картинная галерея».
Задача: угадать, к какой басне относится иллюстрация.
Первой отвечает команда, выбравшая конкурс. Далее – по очереди. При неверном ответе ход может переходить к другой команде.
Время выполнения – 3 минуты.
Оценивание – по 1 баллу за каждую иллюстрацию.
Слайд № 32 – завершающий на уроке. После подведения итогов (на слайде появляется надпись «Молодцы!») учитель обращается к строкам П.Вяземского (слова появляются на слайде по щелчку):
Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят. 
Детям задаются вопросы: Как вы понимаете строки? Согласны ли вы с автором?
Нравятся ли вам басни И.Крылова и почему?
Домашнее задание: инсценирование басни «Свинья под дубом», «Ворона