Конспект урока по русскому языку на тему Речевой этикет: выражение лица и жесты при общении.

Тема. речевой этикет: выражение лица и жесты при общении. отработка умений задавать вопросы к словам
Урок русского языка в 1 классе (УМК «Начальная школа XXI века)

Тема. Мимика и жесты – дополнительные средства общения
Цель урока: организовать деятельность учащихся по знакомству с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников.
Задачи:
Образовательные: познакомить обучающихся с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников;
Развивающие: развивать речь, память, каллиграфический навык; умение анализировать, сравнивать данные ситуации.
Воспитательные: воспитывать умение правильно вести себя в ситуациях устного общения; умение выслушивать мнение товарищей, работать в парах и группах, интерес к учению, доброжелательность.
Формирование УУД:
- личностные: положительное отношение к процессу познания;
применять правила делового сотрудничества;
-регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность
- познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
- коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;
Планируемые результаты:
Знать несловесные средства общения: мимику и жесты.
Уметь ими пользоваться при устном общении.
Уметь правильно вести себя в ситуациях устного общения.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация, задания на карточках, карточки- пиктограммы «Лица», карточки «Самооценка», толковый словарь русского языка И. М. Стронская
Организационный этап.
- Прозвенел звонок
Начинается урок
Все за парты дружно сели
На меня все поглядели.
- Давайте вспомним, как необходимо работать на уроке?
II. Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.
- А урок я хочу начать с просмотра мультфильма «Крошка Енот». Вы, посмотрите и подумайте, почему герой мультфильма боялся?
Просмотр м/ф “Крошка Енот”.
Вопросы для беседы:
- Почему Крошка Енот боялся “Того, кто живет в воде?”
- Что помогло Крошке Еноту подружиться с “Тем, кто живет в воде”?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (до 6.27)
- А тему нашего урока поможет сформулировать песня «Улыбка» - (Выражение лица и жесты при общении).
- Как вы считаете, пригодится это вам в жизни?
III. Открытие новых знаний.
1- Как вы понимаете слово «мимика»?
- А как нам узнать, точное определение? (Воспользоваться толковым словарём).
(В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова даётся следующее определение: Мимика – это движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.)
- Чем ещё мы пользуемся при общении? (Например: когда вы хотите что-то спросить, то поднимаете руку; когда работа выполнена, складываете руки). (Жестами)
- Дайте определение «жестам» (Жесты – это движения рукой или другие телодвижения, что-то обозначающие или сопровождающие речь.)
.- Откройте учебник на стр. 114. Давайте с вами проверим, как хорошо вы понимаете мимику и жесты людей.
Посмотрите на следующие картинки и постарайтесь определить, что изображает девочка. (Удивление, гнев, грусть, радость, страх, интерес)
- Как вы думаете, выражение лица может помочь познакомиться и найти друзей? Кому легче познакомиться и подружиться? Какие слова при этом необходимо использовать?
- Как вы думаете, нужно ли следить за выражением своего лица и жестами при общении? (Выражение лица играет важную роль в общении).
2. Исследование выражений своего лица с помощью зеркала.
- Возьмите зеркало. Улыбнитесь, нахмурьтесь, изобразите обиду, зло, безразличие.
- Какое выражение лица вам понравилось?
- А какое выражение лица вам нравится у других?
- Пусть на ваших лицах чаше будет улыбка.
3. Определение жестов.
- По моим жестам определите, что я от вас хочу:
Руки вверх - (встать)
Руки вниз - (садитесь)
Палец к губам – ( тихо)
4. Изобразить мимикой и жестами данные ситуации.
- Только в лес вы вошли, появились комары.
- Изобразите человека, у которого жмут ботинки.
- Изобразите человека, который неудачно пнул кирпич.
- Изобразите ребёнка, который ест невкусную кашу.
5. Жесты, которые нежелательно использовать.
- Но есть такие жесты, при которых с человеком не хочется, не то что дружить, но и даже общаться. Вспомните эти жесты и никогда не используйте их в жизни.
Минутка чистописания.
Упражнение «Напиши красиво».
- Какую букву вы будите учиться писать? Что вы можете рассказать об этой букве? (гласная, строчная, обозначает два звука)
(Учитель объясняет второй способ написания буквы).
-Придумайте и запишите слова с этой буквой (работа в парах)
- Поработаем с этими словами.
- Вспомним алгоритм работы со словами.
2. Работа в тетради «Русский язык» № 2 (уроки 36-37)
- (слайд 8) Упражнение 3 отработка правила написания буквосочетаний жи – ши, ча – ща. Начинается выполнение устно в парах. Перед началом письменного выполнения фронтально поработать над значением пословиц, которые прочитывают хорошо читающие учащиеся. Завершается выполнение упражнения как самостоятельное: учащиеся вписывают буквосочетания.
- Самопроверка (слайд 8, по щелчку)
- Вставьте в слова пропущенные буквы. Какие правила мы повторили?
- Дополнительный вопрос: Что объединяет все эти пословицы? (Все они о дружбе).
IV. Повторение и закрепление изученного.
Работа по учебнику
- Упражнение 3 (язык) закрепляет умение задавать вопросы. Выполняется фронтально. Может быть предложено сильным ученикам для самостоятельной работы.
- Давайте с вами выполним упражнение №1 на стр.115. Какой языковой приём используется в пословицах. (сравнение) Как вы их понимаете? Запишите в тетрадь любую понравившуюся вам пословицу. Но прежде вспомните правила посадки, положения тетради при письме, порядок действий при списывании.
Упражнение 1 (речь) организует наблюдение за текстами, в которых использован прием сравнения. Ученики самостоятельно читают пословицы, устанавливают, что дружба сравнивается с поиском грибов, а человек без друзей – с деревом без корней.
- Как вы понимаете смысл пословиц?
- «Ребята, представьте, что вы собираете в лесу грибы. Во-первых, вы туда отправились сознательно, во-вторых, хотя бы один гриб вы обязательно найдете. А если отправиться искать друзей, например, в кружок, в секцию? Там можно встретить единомышленников, тех, кому интересно заниматься тем же, чем занимаетесь вы. Но станут ли они друзьями?»
(Аналогично разбирается вторая пословица).
Разминка для пальцев рук. (слайд 4)
- Сядьте красиво и правильно. (слайд 5)
- Запишите любую пословицу.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Наш урок подошел к концу. Какие новые способы общения, кроме слов, вы узнали?
(Мимика и жесты.)
- Чему научились?
(Правильно использовать мимику и жесты.)

- Урок я хочу закончить словами: (слайд 14)
Не стесняйтесь, друзья, своей нежности,
Доброты не стесняйтесь своей.
Пусть и в сердце у вас, и во внешности
Больше солнечных будет лучей!
Улыбайтесь друг другу приветливо,
Это так украшает ваш взгляд
И ответить взаимно вам вежливо
Будет каждый, по-моему, рад...






15