Конспект урока на тему «Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»»


Горлова Ирина Сергеевна, учитель начальных классов. МАОУ «Аромашевская средняя общеобразовательная школа им. В.Д. Кармацкого»
УМК «Начальная школа XXI века», Н. Ф. Виноградова, русский язык.
Тема урока Место урока по теме
Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» Первый урок по теме «Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»»
Тип урока Формы, приемы, методы
Урок изучения нового материала Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, группировка, домысливание, ролевая игра
Цель урока Задачи урока
Ценностное отношение к культуре русского языка (формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно- познавательной деятельности по определению норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, применение изученные норм при работе со словами, отвечающими на вопросы «кто?», «что?») Предметные результаты:
Закрепить умение правильно применять нормы речевого этикета Учить применять речевой этикет, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Общеучебные. Постановка вопросов к словам, обозначающим предмет; группировка слов по заданному признаку (отвечают на вопрос «что?»); классификация вежливых слов, выбор критерия для классификации; осуществления выбора необходимого знака препинания в конце предложения и обоснование его постановки; логические- преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу (моделирование диалога заданной ситуации общения).
Регулятивные УУД: Оценивать собственную речь и речь собеседника с © Журнал для работников образования «Метод-сборник», www.metod-sbornik.ru, E-mail: metod-sbornik@mail.ru точки зрения соблюдения правил речевого этикета и норм произношения.
Коммуникативные УУД: Применять в общении диалогическую форму речи согласно выработанным правилам (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор), излагать мысли последовательно, ясно и просто.
Личностные результаты:
Формировать положительную мотивацию к изучению правильного применения норм речевого этикета и верному их употреблению в устной и письменной речи, как показателю личной образованности и культуры речи.
Создавать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к уроку и предмету
Формировать чувство товарищества и взаимовыручки
Формировать настойчивость и терпение в преодолении трудностей
Предполагаемый результат
Знать Уметь
- нормы речевого этикета: слова просьбы и извинения;
- слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» разбивать слова на группы по видам речевого этикета (Слова приветствия, прощания, просьбы, извинения;
- объяснять, к каким словам можно применять речевой этикет, на какой вопрос отвечают эти слова, приводить примеры;
-обсуждать правильное или неправильное употребление речевого этикета в речи;
- обобщать полученные знания о применении вежливых слов;
- произвести (само-, взаимо-) оценку;
- делать вывод о правильном употреблении речевого этикета в письменной и устной речи.
Компетенции/УУД Педагогические технологии Оборудование
Учебно-познавательная:
Информационная;
Коммуникативная Технология игровых методов обучения, проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, портфолио (или отчетные индивидуальные бланки) Мультимедийное оборудование, интерактивная доска Smart Board, проектор, презентация Microsoft Power Point, таблица «Виды речевого этикета», бланки для выполнения задания, карточки со словами «кто?», «что?» и картинки животных, рыб, людей, предметов мебели. Бланки для заполнения (КОЗ).Отчетные индивидуальные бланки по кол-ву уч-ся «Я узнал, что….», «Я научился…», «Мне трудно было…» учебники «Русский язык», 1 класс, авторы: С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова
ХОД УРОКА
Цель/задачи этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Компетенции/ аспекты компетенции/УУД Оценивание/формы контроля Результат
I этап: Организационный момент. Мотивация к деятельности ( 3минуты).
Формирование самооценки готовности к уроку. Создание положительного эмоционального фона. Обеспечить мотивацию учащихся к изучению нового материала Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Мы начинаем наш урок. Придумано кем-то просто и мудро – При встрече здороваться :…
Доброе утро! – солнцу и птицам. Доброе утро! – улыбчивым лицам. Услышишь «Доброе утро!» - и сразу становится теплее, радостнее. А как надо произносить эти слова? Можно ли говорить «Доброе утро!» нахмурюсь, недовольным тоном? Почему? Обратите на таблицу «Виды речевого этикета». С каким мы с вами уже знакомы? Приведите примеры в каких ситуациях можно применять данные слова. Проявление интереса к материалу изучения.
-Доброе утро!
Представление собственного опыта, собственных мыслей.
Рассматривают таблицу, выбирают знакомые вежливые слова. Обсуждают, заполняют бланки. Работа в парах. Обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы. Уметь учитывать мнение других в группе, организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками. Формировать положительную мотивацию к изучению правильного применения речевого этикета (вежливых слов) и верному их употреблению в устной речи, как показателю личной образованности и культуры речи. Анализ ситуации, работа в группах Обучающиеся готовы к изучению нового материала
II этап: Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 7 минут.
Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности Речевое общение (упр.1)- стихотворение Презентация,слайд3- 5. Ребята, поделитесь впечатлениями. Что общего в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? Как вы думаете, а в каких ситуациях можно применять эти слова? Слайд6. Придумай ситуацию, в которой можно применить эти слова. Делятся впечатлениями. Распределяют слова на группы. Разыгрывают несколько ситуаций(работа в паре, технология игровых методов обучения) Оценивать собственную речь и речь собеседника. С точки зрения соблюдения правил речевого этикета и норм произношения.
Оценивать свою работу с помощью «выбранного критерия», анализировать и делать выводы; формировать умение концентрировать внимание. Применять нормы речевого этикета повседневной жизни По результатам заполнения бланков, в виде самооценки по «ключу» Появление цели урока. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, отстаивать своѐ мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу.
III этап: Открытие нового знания 8 минут.
Включить детей в ситуацию выбора метода решения проблемы. Сформулируйте тему нашего урока. Сегодня вы разыграете ситуации с использованием слов речевого этикета. Обратите внимание на экран, здесь для вас слова- подсказки.(Упр.2) Нужно знать как дважды два Все волшебные слова, В день, пожалуй, раз до ста Говорю …(пожалуйста) Разграничение слов, отвечающих на вопросы «кто?», «что?». - Посмотрите вокруг. Нас окружает целый мир. Маленький человек, познавая его, хочет знать, как называется всѐ то, что его окружает: люди, животные, предметы. Он ещѐ не умеет говорить и на всѐ показывает пальчиком, как бы спрашивая: что это? А вот первобытные люди, познавая природу, давали названия окружающим их предметам и явлениям, тем самым, о которых спрашивают: что это? кто это? - Прочитайте сведения в рубрике «Тайны языка». Что вы узнали? - Устно закончите предложения в упр.4 на с.18. Используйте слова-подсказки, они есть в учебнике и на нашем экране. Формулируют тему урока-«Речевой этикет»
Работа в группах. Интонационно выделяют слова речевого этикета, разыгрывая данную ситуацию. Используют слова- подсказки
Проявляют устойчивое стремление к процессу обучения.
Работа с учебником Умение преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу (моделирование диалога заданной ситуации), обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы. Формировать умение работать в группе; учить представлять результат своей работы; формировать умение адекватно оценивать работу других учеников. Понимать и применять задачи урока; анализировать и делать выводы; формировать умение концентрировать внимание. Взаимооценка по заданным критериям Защита результатов работы в группах. Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности
IV этап: Первичное закрепление 7 минут
Решать типовые задания. Закреплять способы их решения. Работа по учебнику. -Выполни упр.5. Вспомни правила работы в тетради. Закончили, взяли в руки цветной карандаш, проверьте себя, «ключ» на доске. Оцените себя. Почему ты выбрал эти слова? Самопроверка по «ключу», самооценка- светофорчикФизкультминутка: Как у нашего Антошки Ярко-красные сапожки. Ножками топ-топ Ручками хлоп-хлоп Каблучками раз- два-три Как он пляшет посмотри! Умение постановки вопросов к словам, обозначающим предмет; группировка слов по заданному признаку Излагать мысли последовательно, ясно и просто. Умение контролировать свои действия. Самопроверка по «ключу», самооценка Применяют полученные умения правильно употреблять нормы речевого этикета в устной и письменной речи в нестандартной ситуации. Классифицируют слова по заданному признаку (кто?, что?).Формирование навыков поисковой деятельности.Развитие учебно- познавательной мотивации. Формирование учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.
V этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8 минут.
Организация и осуществление совместной учебно- познавательной деятельности. А теперь вас ждѐт самостоятельная работа. У каждого на парте есть бланк для выполнения задания. Внимательно рассмотрите его и выполните задание. (КОЗ)- учитель объясняет как выполнить задание. Заполняют бланки для выполнения задания (КОЗ). Вспоминают алгоритм самопроверки. Проверяют работу по образцу. Оценивают результат своей деятельности. Закрепить умение правильно применять правила речевого этикета Учить применять правила в повседневной жизни Закреплять информацию в виде алгоритма; формировать умение проводить классификацию по заданным критериям; обобщать полученную информацию, проводить аналогии и делать выводы. Формировать умение контролировать и оценивать свои действия Самопроверка- «модельный ответ». Самооценка Самостоятельно работают по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал.
VI этап: Подведение итогов, рефлексия, 7 минут
Подвести итоги . Оценить уровень достижения поставленных в начале урока целей
Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. Развитие рефлексивных умений Какую учебную задачу поставили перед собой на уроке? Вы достигли еѐ? Благодаря чему удалось достичь цели? Чему научились? Кому было трудно? Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
Пусть мальчишки и девчонки, Вся озорная детвора, Сегодня скажут звонко-звонко: «Будем вежливы всегда!» -Удалось ли вам разгадать загадки- ребусы данные на доске? (тигр, витрина) Задайте вопросы к словам отгадкам. -Какие слова вы сегодня учились разграничивать? На какие вопросы они отвечают? Какие слова отвечают на вопрос «кто?», какие на вопрос «что?»? Игра «Волшебные превращения». Слова: коса, мак, капля, сон - Какой вопрос вы зададите к этим словам? Замените в словах одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос кто?
Отвечают на заданные вопросы.
Обсуждают ошибки
Теперь цель начальная сравнивается с полученными результатами!
Анализируют деятельность по достижению цели Формировать чувство товарищества и взаимовыручки. Учить применять вежливые слова в повседневной жизни Формировать положительную мотивацию к изучению правильного написания вежливых слов, их употреблению в устной речи, как показателю личной образованности и культуры речи. Создавать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к уроку и предмету Учитель оценивает уровень участия детей во всех видах деятельности, переводит данный уровень в пятибалльную систему Бланки заполнены, работа членов групп оценена объективно. Планируемые образовательные результаты достигнуты
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ОТЧЕТНЫЙ БЛАНК УЧЕНИКА
1 класса _(Ф.И.)_____________________________________________________________________________
По предмету Русский язык____________________________________________________________________________________
- По теме___________________________________________________________________________________________
«Я узнал, что…»________________________________________________________________________________________________
«Я научился ….» ___________________________________________________________________________________________________
«Мне было трудно в….»________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СВЕТОФОРЧИК
Проверь и оцени свои достижения:
- справился с заданием полностью (зеленый)
- справился частично, испытывал затруднения (желтый)
- не справился, нуждаюсь в помощи (красный)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Виды речевого этикета
Слова приветствия Здравствуйте! Добрый день! Доброе утро! Привет! Добрый вечер!
Слова прощания До свидания! Прощайте! До скорой встречи!
Слова просьбы Сделай, пожалуйста! Принеси, пожалуйста! Передай, пожалуйста! Помоги, пожалуйста!
Слова извинения Извините, пожалуйста! Простите, пожалуйста
Слова благодарности Спасибо! Благодарю! Большое спасибо!
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Бланк для выполнения задания 1
Слова Виды речевого этикета
До свидания! Виды речевого этикета
Добрый день! Слова приветствия
Слова прощания
Спокойной ночи! Принеси, пожалуйста! Доброе утро! Извините, пожалуйста! ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Бланк для выполнения задания 2
Слово Отвечает на вопрос «кто?» Отвечает на вопрос «что?» Можно использовать речевой этикет Нельзя использовать речевой этикет Вывод
Компот Стакан Графин Мама Братья Сестра дети ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Инструмент проверки (модельный ответ) (модельный ответ и критерии оценки выполненного задания)
Слово Отвечает на вопрос «кто?» Отвечает на вопрос «что?» Можно использовать речевой этикет Нельзя использовать речевой этикет Вывод
Компот + + На вопрос «кто?» отвечают слова, которые называют людей(мама, учительница), зверей(кошка), птиц(синица), рыб(окунь), насекомых(пчела). На вопрос «что?» отвечают остальные слова: школа, учебник, ветер, город.
Стакан + + Графин + + Мама + + Братья + + Сестра + + дети + + Определены знакомые виды речевого этикета – 2б
Частично определены знакомые виды речевого этикета – 1б
Неверно определены знакомые виды речевого этикета – 0б
Выделены новые виды речевого этикета (слова извинения, слова просьбы) – 2б
Не выделены новые виды речевого этикета (слова извинения, слова просьбы) – 0б
Определены слова, к которым можно применять речевой этикет (отвечают на вопрос «кто?») – 2б
Частично определены слова, к которым можно применять речевой этикет (отвечают на вопрос «кто?») – 1б
Неверно определены слова, к которым можно применять речевой этикет (отвечают на вопрос «кто?») – 0б
Сделан обоснованный вывод, приведены примеры – 2б Сделан частично обоснованный вывод – 1б
Вывод не сделан – 0б
Максимально - 8