Урок русского языка в 1 классе на тему: «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ: СЛОВА ПРИВЕТСТВИЯ, ПРОЩАНИЯ, ИЗВИНЕНИЯ. ОТРАБОТКА ПОРЯДКА ДЕЙСТВИЙ ПРИ СПИСЫВАНИИ»


МОУ «Ыныргинская СОШ»
Разработка урока русского языка в 1 классе
по теме:
«РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ:СЛОВА ПРИВЕТСТВИЯ, ПРОЩАНИЯ, ИЗВИНЕНИЯ.ОТРАБОТКА ПОРЯДКА ДЕЙСТВИЙ ПРИ СПИСЫВАНИИ»
УМК «Школа 21 века»
Учитель Галанова Т.Н.
с.Ынырга 2014г.
Урок русского языка в 1 классе:«СЛОВА ПРИВЕТСТВИЯ, ПРОЩАНИЯ, ИЗВИНЕНИЯ.ОТРАБОТКА ПОРЯДКА ДЕЙСТВИЙ ПРИ СПИСЫВАНИИ.»Педагогические задачи: создать условия для овладения умениями начинать, поддерживать, заканчивать разговор, привлекать внимание; научить подбирать слова, соответствующие заданной звуковой модели, письму предложений с соблюдением гигиенических норм.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся проводить звуковой анализ слов, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться выбирать предложенные этикетные слова, соответствующие заданным ситуациям общения.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – осуществление выбора предложенных этикетных слов, соответствующих заданным ситуациям общения; соотнесение слов с приведенными звуковыми моделями; логические – проведение анализа текста с точки зрения наличия/отсутствия в нем необходимых для данной ситуации общения этикетных слов и выражений.
Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.
Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета.
Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.
Сценарий урока
I. Организационный момент (Л. + Р.).
– Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
– Всё на месте, всё в порядке: книжки, ручки и тетрадки.
II. Сообщение темы урока, постановка учебных задач (Р. + К.).
− Ребята, хорошо, что мы, люди, умеем говорить, пользоваться речью. Что красит нашу речь?
Что такое здравствуй»?
Лучшее из слов,
Потому что «Здравствуй!»
Значит «Будь здоров!».
Правило запомни,
Знаешь – повтори.
Старшим это слово
Первый говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово здравствуй»Говорить пора!
* * *
…И вдруг засмеялись лесные зверята:
«Опять мы здоровы и веселы!»
И в лес убежали играть и плясать,
И даже спасибо забыли сказать,
Забыли сказать до свидания…
К. Чуковский
− А вы не забываете о добрых словах? Тема нашего урока: «Речевой этикет». Какие вы знаете вежливые слова?
− Подумайте, какие важные слова отсутствуют в разговоре мальчика и девочки? (Упражнение 1 учебника на с. 13 лучше вынести на слайд и обсудить коллективно.)− Можно ли общение этих ребят назвать вежливым? А бывает невежливая вежливость? (Ответы учащихся.)
Учитель читает стихотворение «Невежливая вежливость».
Обещал отцу Петрусь:
– Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить! –
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит утром: у сторожкиДремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал.
А Петрусь как заорёт:
− С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
− Убирайся, пострелёнок!
И. Кульская− Давайте разберёмся, в каких случаях и как следует себя вести. Поработаем над предложениями, звуковыми моделями слов, пополним «копилку» слов с непроверяемым написанием.
III. «Открытие» новых знаний.
1. Работа по учебнику.
Речевое общение (упражнение 2, с. 14) (Л. + К.).
− Что значит быть вежливым? Прочитайте вежливые слова. В каких случаях их используют в речи?
− Прочитайте ещё раз, постарайтесь запомнить.
Аукцион «Вежливые слова» (П. + К.).
− Кто больше запомнил вежливых обращений?
Совет: пользуйтесь вежливыми обращениями в общении с родными, друзьями и незнакомыми людьми.
Словарно-орфографическая работа.
− Прочитайте словосочетание, правописание которого надо запомнить. (До свидания.) Подчеркните «опасные места» этого словосочетания.
– «До свидания» означает «до встречи». Слово «свидание» образовано от слова «видеть».
Работа в парах (упражнение 3, с. 15) (К.).
− Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте вежливые обращения. Разыграйте ситуации, представленные в рисунках, и не забудьте про вежливые слова.
Повторение пройденного (П.).
− Расскажите, что вы знаете о предложении. Чем могут отличаться друг от друга предложения?
− Предложения и по характеру отличаются. Они бывают и спокойные, и ужасно любопытные, восторженные, гневные, изумлённые. Что рассказывали о себе знаки препинания на предыдущих уроках?
♦ Рубрика «Это интересно!» (П.).
Греки в конце вопросительных предложений ставят не вопросительный знак, как мы, а точку с запятой; испанцы вопросительный и восклицательный знаки ставят не только в конце, но и в начале предложений в перевёрнутом виде.
− А как пишется начало предложения? (С большой буквы.)
Подготовка руки к письму (Р.).
Запись на доске:
«Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык». (М. Горький.)
Как устроен наш язык (упражнение 4, с. 15).
− Какие слова-подсказки подходят к данным предложениям?
− Спишите, вставляя нужные слова.
Работа по группам (упражнение 5, с. 16) (К.).
Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает карточку, на которой написано одно из слов: «подарок», «привет», «спасибо», «ключик».
− Составьте звуковую модель слова.
− У каких групп звуковые модели совпали с моделями, данными в учебнике? Какие слова им соответствуют? (Спасибо, привет.)
2. Работа в тетради «Русский язык».
На доске запись:
«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть. Хочешь иметь друзей − будь вежлив».
− На этом уроке мы продолжим разговор о вежливости. Будем учиться дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными, будем учиться общаться. В этом нам помогут тексты и задания рабочей тетради.
– Ребята, для чего человеку руки? А можно ли с помощью рук общаться? Когда это возможно?
− Что делать, если друг или родной человек далеко, а вам хочется с ним пообщаться прямо сейчас? (Позвонить.)
− Инсценируйте телефонный разговор с другом. (Тему разговора придумывают сами учащиеся.) (К.)
Чистописание. Подготовка руки к письму (Р.).
Бежит, гудит по проводам,
Говорю здесь, а слышно там.
(Телефон.)
Упражнение 1 «Дорисуй», с. 11 (Р.).
Упражнение 2 «Напиши красиво», с. 11 (Р.).
− Отгадайте загадки (К. + П.).
Дом ношу я на спине,
Двери дома − на ремне.
И живут в доме том
Книжки, ручки и альбом. (Ранец, рюкзак.)
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет чёрный след. (Ручка.)
− Составьте звуковые модели слов-отгадок в упражнении 3. Сравните начальные буквы и звуки слов-отгадок.
Есть сладкое слово − конфета,Есть быстрое слово − ракета,  Есть кислое слово − лимон,  Есть слово с окошком − вагон, 
Есть слово колючее − ежик,  Есть слово промокшее − дождик, Есть слово зелёное − ель,  Есть слово упрямое − цель, 
Есть книжное слово − страница,  Есть слово лесное − синица, Есть слово пушистое − снег,  Есть слово весёлое − смех. 
М. ПляцковскийИгра «Слова-матрёшки» (упражнение 4) (П.).
− Найдите в каждом слове другое слово и запишите. (Шар, утка, шина, ребёнок, щит, ура.)
− Какое из записанных слов нельзя изобразить рисунком? Почему?
Физкультминутка (Л.)
− Рассмотрите рисунки в упражнении 5 (К. + Р. + Л.). Расскажите, что вы видите. Подумайте, как лучше попрощаться. Впишите нужные слова.
Учитель читает отрывок из стихотворения С. Михалкова.
− Соответствует ли рисунок на с. 13 содержанию стихотворения? Что вы думаете об этом мальчике?
− Прочитайте текст самостоятельно.
− Найдите и подчеркните вежливые слова. Выпишите их.
− Какие слова приветствия и прощания вы употребляете?
IV. Итог урока (К. + Л.).
− Прочитайте и запомните.
Запись на доске:
«Вежливость проявляется в отношениях с людьми. Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям».
Учитель говорит Параске:
− Какие ты читала сказки?
Параска думает:
«Ой-ой, я не читала ни одной!»
А сзади кто-то шепчет: «Репка!»
Параска завопила: «Кепка!»
Э. Огнецвет
− Во что со звонком на перемену превратится белка? (В булку.) Как догадались?
Игра «Рифмы».
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого … («спасибо»).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: … («Добрый день!»)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь: … («Здравствуйте!»)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим: … («Простите, пожалуйста!»)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят: … («До свидания!»)
А слово-то какое! Очень дорогое!
Игру заканчивать пора.
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал добрее и умней!