Рабочая программа элективного курса Русское речевое общение 10 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тематическое планирование составлено согласно адаптированной программе под редакцией В.М. Шаталовой, рекомендованной Департаментом общего и дошкольного образования РФ.
Преподавание ведется по учебнику «Русское речевое общение» под редакцией В.М. Шаталовой (МГОУ, 2012).
Общая характеристика учебного предмета «Русcкое речевое общение»
Содержание данного учебного предмета определено не только целью развития культуры русского речевого общения как доминирующего признака общей культуры выпускника школы, но и целью возрождения национального самосознания средствами языка, что определяет как теоретическо-практическое знание, так и её воспитательно-патриотическое значение.
Проблема речевой подготовки школьников относится к одной из актуальнейших в современной системе образования. Программа учебного предмета «Культура русского речевого общения» определяет содержание коррекции и совершенствования речевой подготовки старшеклассников, формирование их речевой деятельности и речевого поведения, соответствующих социальному заказу современного общества и требованиям к формированию языковой личности. В 10-11 классах идёт процесс дальнейшего развития языковой личности. Особенностью изучения русского языка в старших классах является то, что обучение ориентировано на коррекцию и совершенствование навыков и умений грамматически правильной, точной, логичной, выразительной, уместной и целесообразной устной и письменной русской речи; навыков и умений коммуникативно-целесообразного использования языковых средств в разных сферах и средах речевого общения.
В учебный предмет «Культура русского речевого общения» включается работа над текстом как феноменом речевого общения.
Знания о речевом общении и речевом воздействии, о восприятии, воспроизведении, порождении русской речи, о национальной речевой традиции, речевом идеале, речевом поведении (культуре речи и культуре мысли) и т.д. должны стать инструментом коррекции и совершенствования знаний о речеведческих понятиях и коммуникативных (речевых) навыках и умениях.
Задачи преподавания русского речевого общения
Учебный предмет «Русское речевое общение» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые знания и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русское речевое общение» выполняет и общепредметные задачи.
Специальной целью преподавания русского речевого общения в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, его устройстве и функционировании.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях изучения языка, об этапах развития, выдающихся учёных.
Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления; обучение умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой и т.д.
Цели обучения:
закрепление и углубление знаний о русском языке, по фонетике и графике, лексики и фразеологии, грамматике и правописанию;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
обеспечение дальнейшего овладения функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
применение знаний и умений в жизни.
Место учебного предмета «Русское речевое общение» в базисном учебном плане
Предмету «Русское речевое общение» как региональному компоненту государственного стандарта общего образования отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского речевого общения предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трех направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений.
Обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся – предупреждение и устранение различных языковых ошибок, совершенствование связной устной речи.
Межпредметные связи.
Общепредметными задачами работы по русскому речевому общению являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение умению самостоятельно пополнять знания; формирование умений работы с книгой, со справочной литературой.
В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского речевого общения как предмета осуществляются с русским языком и литературой. При обучении культуре русского речевого общения широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение).
Близкие понятия содержатся в курсе истории (учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными словами, широко вводят их в речь); на уроках биологии школьники рассматривают вопросы мышления и речи; при занятиях музыкой – звук, тембр, интонацию.
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения русского языка в 10 классе ученик должен:
знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др. в зависимости от коммуникативной задачи;
осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
рецензировать устный ответ учащегося;
задавать вопросы по прослушанному тексту;
отвечать на вопросы по содержанию текста; слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации. В том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителяхговорение:
пересказывая текст, отражать своё понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
строить небольшое по объёму устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
составлять инструкции по применению того или иного правила;
принимать участие в диалогах различных видов;
адекватно реагировать на обращённую устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;
создание устного и письменного речевого высказывания:
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
писать очерки, эссе, аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчленённые предложения – парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
владеть приёмами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
анализ текста и языковых единиц:
проводить разные виды языкового разбора;
опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности речи;
анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
эффективно использовать языковые единицы речи;
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
участвовать в спорах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочёты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
-увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Учебник: В.М.Шаталова. Русское речевое общение. Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений Московской области. – М.: МГОУ, 2012
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов в неделю – 1
Количество часов в год – 34
№ п/пДата Количество часов Тема урока
1 1 Вступительное занятие. Требования к составлению библиографической справки. Виды оформления рабочих записей.
2 1 Речевое общение и речевое воздействие.
Речевая коммуникация.
3 1 Характеристика текстов с примерами речевого поведения.
4 1 Язык и речь. Основные виды речевой деятельности.
Какой бывает язык? Лексические и изобразительно-выразительные средства языка.
5 1 Лексические и изобразительно-выразительные средства языка. Анализ текст «Самоанализ. Нужен ли он?».
6 1 «Воспитание чувств»
Письмо А.П.Чехова брату Николаю.
7 1 Владение русской речью в повседневной жизни. Классификация речевых ошибок.
8 1 Текст как результат речевой деятельности.
Основные признаки текста. Работа по статье А.И.Горшкова «Понятие о тексте и его строении».
9 1 Практикум. Определение признаков текста.
10 1 Комплексный анализ текста.
11 1 Практикум. Анализ поэтических текстов «Осень». 
12 1 Контрольная работа. Анализ текстов.
13 1 Культура речевого общения
Нормы русского литературного языка.
14 1 Орфоэпические нормы русского языка.
15 1 Лабораторная работа. Словари - наши помощники.
16 1 Типовые речевые формы текстов.
17 1 Функциональные стили речи. Лексические, морфологические и синтаксические особенности, цели, речевые ситуации, жанры.
18 2 Функциональные стили речи.
19 Функциональные стили речи.
20 1 Текст М.Ю.Лермонтова «Панорама
Москвы».
Создание текста «Панорама...».
21 1 Комплексный анализ текстов о Москве.
22 1 Диагностирующий тест на основе предложенного в программе. 
23 1 Устный русский текст
Что отличает устную речь от письменной?
24 1 Работа над текстом Д.С.Лихачёва «Человек должен быть интеллигентен!»
25 1 Письменный русский текст
Ответственность зовущих за собой. Письменный русский текст как отражение национальной жизни и культуры в прошлом и настоящем.
26 1 Комплексный анализ публицистического текста.
27 1 Литература как вид словесного (речевого) искусства Художественный текст: поэтический, прозаический, драматический.
28 1 Монологические и диалогические формы речи: беседа, спор (полемика), дискуссия, публичное выступление.
29 1 Проведение дискуссии на основе статьи «Стать интеллигентным человеком!»
30 1 Защита проектной работы
«Лексические и изобразительно-выразительные средства языка».
31 1 Защита проектной работы
«Типология текстов и функциональные стили речи».
32 1 Вторичный текст
Учебно-интеллектуальные цели создания текстов. План. Конспект. Тезисы.
33 1 Вторичный текст. Реферат. Аннотация. Обзор.
34 1 Повторение изученного в 10 классе.
Согласовано.
Протокол заседания методического совета
от 26.08. 2016 года №
Согласовано.
Заместитель директора по УВР ___________ Кудрявцева В.А.
26 августа 2016 года
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.
Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М., 1984.
Ладыженская Т.А. Живое слово: устная речь как средство и предмет обучения. – М., 1986.
Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.
Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 1984.