Буклет к уроку МХК: Реализм в живописи XIX века


Раненый человек. Автопортрет.

Эта картина окружена тайной. Кто-то считает, что это картина "исправление" и под изображением человека с раной в груди, до этого были влюблённые, но когда невеста бросила Курбе, он скрыл девушку и нарисовал рану.
Кто-то считает, что это произведение, нарисованное в 1844, было переделано через 10 лет вследствие разрыва с любимой. Изображение женщины, которая вначале опиралась на плечо художника, исчезло, чтобы уступить место шпаге.
Пейзаж с мертвой лошадью
Сюжет картины загадочен: в центре композиции на обочине дороги лежит туша мертвой белой лошади. Едва различима фигура человека, который убегает в глубь леса.
Для зрителя случившееся остается тайной: было ли животное убито или человек здесь ни при чем, а просто является свидетелем несчастного случая?
Современники отмечали смелость, с которой Курбе показал лошадь, совершенно не страшась шокировать публику. Мастер твердо решил отображать правду жизни, какой бы неприглядной она ни была.

Академический лицей г. Магнитогорск
Буклет подготовила
Мадиярова Д.А.
преподаватель МХК
Реализм
в живописи
XIXвека.

В.В.Стасов:
«Повсюду начинается новое художественное движение, покончившее и со старинным причесанным классицизмом, и с более новым, но не менее ложным растрепанным романтизмом и стремящееся к целям совершенно иным. Везде свежим духом повеяло, всюду искусство подняло руки и глаза к новым задачам и делам…»
Реализм: эволюция понятия
Понятие «реализм» (от лат.realis-вещественный) одно из наиболее трудных для определения. Составьте собственную дефиницию этого понятия.
Реализм [фр. réalisme]. Направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в ее типических чертах. 
Реализм направление в литературе и искусстве 19 в., критически относившееся к изображаемой им действительности). Реализм -  метод правдивого изображения действительности в литературе и искусстве. 
Реализм - ясное понимание и учет условий действительности при осуществлении чего-н. 
Реализм – стремление к полному, глубокому,всестороннему отражению действительности во всех ее проявлениях.
Реализм - воспроизведение действительности такой, какая она есть, без прикрас.
Реализм – противостоит романтизму и символизму.
Термин «реализм» впервые употребил Ж.ШАНФЛЕРИ
ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ИСКУССТВА ПРОТИВОСТОЯЩЕГО РОМАНТИЗМУ И СИМВОЛИЗМУ.


Истинную дату рождения реализма связывают с творчеством франц.художника Гюстава Курбе (1819-1877) Он в 1855 году в Париже открыл выставку «Павильон реализма». Из 13 картин, представленных на суд жюри, было выбрано только 11. Две картины, имевшие принципиальное значение для художника, не вошли в выставку. Свое несогласие с требованиями официального искусства Курбе выразил в декларации: «Я просто хотел…быть в состоянии передавать нравы, облик моей эпохи в моей оценке, быть не только художником, но также и человеком: одним словом, создавать живое искусство…»
Гюстав Курбе
«Мастерская художника»


Это гигантское полотно Курбе сделал центральным экспонатом своего "Павильона реализма", устроенного им в противовес официальной экспозиции французской живописи на Всемирной выставке 1855 года.
В центре композиции мы видим самого художника, пишущего пейзаж. За его работой наблюдают обнаженная натурщица и маленький мальчик. О фигурах, стоящих справа, Курбе говорил: "Это люди, разделяющие мои идеи; они достойны жизни". Среди них - Шамфлери, Брюйа, Прудон и Бодлер. Фигуры слева "достойны смерти; это страдание, нищета, роскошь, эксплуатируемые и эксплуататоры".
Дробильщики камней

Работа Гюстава Курбе повествует о глубокой нищете, какая только может встретиться на пути за городом. Сам же художник рассказывал, что возвращался из поездки, когда увидел этих двоих.
Первым, кто из персонажей бросается в глаза – это старик в широкополой шляпе. Занимаясь постройкой дороги, которая требует материала, он размельчает крупные булыжники в мелкие камни своим молотом. Из- под шляпы можно заметить, к чему приводит такая работа. Худые щеки, острый нос и нездоровый цвет кожи. Его ботинки имеют дыры, из которых выглядывают обнаженные пятки.
Размолотив очередной булыжник, старик отдает его остатки молодому рабочему – второму персонажу картины. Того ждет еще больший труд – донести корзину с камнями на строящуюся дорогу.