Наблюдение за словоизменением имён существительных.( 4 класс)


Тема: Наблюдение за словоизменением имён существительных.
Цели: образовательные: овладение системой падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам;
Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности
содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность
Воспитательные:
способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;
Этапы урока Ход урока Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
1 2 3 1
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
Введение в раздел.
– Прочитайте название раздела.
– Что значит изменить слово? (Поставить его в другую форму.)
– Что получится в результате такого изменения: то же самое или новое слово? (То же самое слово.)
– А что изменится в слове? (Окончание.) Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
II. Формулирование проблемы.
1 3 3
– Что для вас является новым в названии раздела?
– Какой вопрос возникает? (Что такое падеж?)
– На основе вопроса и названия раздела запишите ключевые слова урока. (Падеж, имя существительное.)
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации
III. Открытие новых знаний. 1 4 5 6 1 3 2
1. Работа по учебнику.
Наблюдение за словоизменением имён существительных.
а) Упр. 116 – наблюдение за словоизменением слова цирк.
Выполняется по заданию.
– Сделайте вывод: что изменяется в слове цирк и для чего это нужно?
Вывод: изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов в предложении.
б) Упр. 117 – отличие форм одного и того же слова от однокоренных слов.
Два ученика работают у доски.
– Сделайте вывод: чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов? (У форм одного и того же слова основа одинаковая, меняется только окончание, а у однокоренных слов изменяется основа.)
в) Упр. 118 – проверка собственных выводов.
Ученики читают текст упражнения и отвечают на вопросы.
– Почему же меняется окончание в словах в предложении? (Чтобы соединяться с другими словами.)
– Что «помогает» применить разные окончания? (Разные вопросы к существительным.)
г) Упр. 119 – постановка вопроса как основа для выбора окончания.
Этапы работы:
– чтение отрывка из басни;
– дописывание окончаний карандашом в учебнике;
– выписывание словосочетаний по образцу в учебнике.
– Сделайте вывод: что помогло выбрать окончание? (Вопрос.)
2. Введение понятия падеж.
1) Работа с текстом определения.
– Прочитайте 1-ю часть определения до таблицы. Что вы узнали про падежи? (Их 6, отвечают на свои вопросы.)
– Посмотрите («прочитайте») 2-ю часть правила – таблицу. Сколько в ней столбцов? Назовите их.
– Прочитайте вопросы, которые относятся к каждому падежу.– Прочитайте вопросы вместе со вспомогательными словами.
– Вы догадались, почему эти слова называются вспомогательными? (С ними легче задать вопрос, они помогают.)
– А теперь я буду вам рассказывать грамматическую сказку про названия падежей, а вы будете находить в рамке на с. 110 этот падеж, хором проговаривать ещё раз название, вспомогательные слова (для того, чтобы удобнее было запомнить вопросы) и сами вопросы.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. (Дети читают 1-ю строчку хором.)
Родился – стал Родительный. (Ученики читают 2-ю строчку.)
Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.
(Чтение 3-й строчки.)
Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. (4-я строчка.)
Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал
Творительный. (5-я строчка.)
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. (6-я строчка.)
(В. Волина)
2) Работа после чтения определения.
– Прочитайте вопросы под рамкой (с. 110). Как вы думаете, меняется значение слова, если мы задаём к нему разные вопросы? Докажите это на примере.
– Что такое словообразование и что такое словоизменение? Ответьте на 1-й вопрос.
– К каким существительным мы задаём вопрос кто?, а к каким – что?
– Почему же у каждого падежа два падежных вопроса? (К одушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: кто? кого? кому? кем? о ком? К неодушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?)Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
IV. Развитие умений. 5 6 1 3
Работа по учебнику.
Упр. 120 – развивается умение изменять имена существительные по падежам.
Выполняется на доске под руководством учителя (слова кот, коты).
Затем ученики самостоятельно изменяют по падежам слова сосна, сосны.
Другой вариант: выписывается слово кот по падежам из следующего стихотворения:
У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
И теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая – и та,
Видя грозного кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом.
Там дрожит и в темноте –
Вспоминает о коте.
(А. Грачёв)
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
V. Итог урока.
4 4– Как называется словоизменение имён существительных? (Изменение по падежам.)
– Какие падежи запомнили? Сколько их?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения? VI. Домашнее задание. 1. Упр. 1, с. 134.
2. Выучить таблицу «Падежи» на с. 110.