Статья Уроки самостоятельной читательской деятельности, как одна из форм приобщения младших школьников к миру чтения


Якупова Гльнара Равильевна, средняя школа №26 г.Актобе,
Рябчич Ирина Викторовна, средняя школа №26 г.АктобеУроки самостоятельной читательской деятельности, как одна из форм приобщения младших школьников к миру чтения
Основной формой работы с детской книгой являются уроки внеклассного чтения, на которых младшие школьники учатся читать детские книги, овладевают приемами их самостоятельного выбора.
 С первого класса надо стараться не просто познакомить своих детей с книгой, научить читать, а стараемся делать, чтобы чтение стало их неотъемлемой частью жизни, а книга источником познания мира. Так, например, при проведении уроков внеклассного чтения в первом классе необходимо:
1. Использовать яркие книги с яркими иллюстрациями, которые точно соответствуют содержанию книги.
2. На каждое занятие новая книга – формирование читательского кругозора.
3. Проводим простейшие литературные игры, например «Назови героя по описанию», «Найти ошибки в последовательности сказки», «Догадайся по иллюстрации, о чем пойдет речь в книге», и т.д.
4. Для уроков внеклассного чтения обязательно, чтобы на каждой парте была книга, с которой дети знакомились на уроке, для того, чтобы каждый ребенок имел возможность лично «пообщаться» с книгой.
5. Со второго полугодия в первом классе с целью привития любви к чтению, предложить своим маленьким ученикам помочь «распуститься дереву познания». В классе появился макет дерева, на котором прикреплены лепестки с названиями книг (сказок), которые дети прочитали дома. В оформлении лепестков активное участие принимают родители.
1. Утром, придя в класс, ребенок вешает лепесток или два, затем перед началом занятий мы подходили к дереву и учащиеся называли сказки или рассказы, которые они прочитали.
2. На каждом уроке чтения пять минут отводится тому, чтобы дети обменялись мнением о прочитанном, поделились своими переживаниями, тем самым ребята, не подозревая о том, сами рекламировали книги. А это способствовало развитию интереса к чтению. Ребята обменивались не только мнениями, впечатлениями, но и книгами.
3. Благодаря родителям, в классе организовывается своя классная библиотека, в которой книги, представляющие наибольшую ценность для нравственного, умственного, эстетического воспитания: народные сказки, авторские книги.
4. Однако этого недостаточно и к концу 1 класса все учащиеся класса записываются в школьную библиотеку.
Уроки внеклассного чтения создают условия для творчества, поэтому на уроках нужно постараться, чтобы каждый ребенок проявил себя.
 На уроках внеклассного чтения целесообразно предлагать учащимся следующие виды творческих занятий:
1. Передача прочитанного в ролях
2. Инсценировка отдельных сцен из прочитанной книги
3. Иллюстрирование прочитанного4. Составление диафильмов
5. Составление кроссвордов, ребусов к понравившимся историям
6. Сочинительство стихов о полюбившихся героях
Благодаря творчеству ребенок приобщается к литературе, к желанию читать, познавать мир, а это приводит к расширению читательского кругозора. Уроки внеклассного чтения желательно проводить в групповой форме, учащиеся объединяются по интересам, готовятся совместные творческие задания, а у же непосредственно на уроке ребятам представляется возможность обмениваться заданиями (кроссворды, ребусы, рисунки с заданиями и т.д.). Такая работа позволяет увидеть, насколько ребенок был внимателен при выборе книги и прочтении ее. Данная форма урока способствует активности всех учащихся. Нужно добиваться, чтобы на уроках внеклассного чтения читали все, даже плохо читающие. С этими ребятами мы готовимся к чтению или краткому изложению определенного отрывка, который они сами выбирают, т.е. идет индивидуальная работа. Такая работа позволяет данных учащихся, а у нас в классе по двое ребят с инклюзивным обучением, не стать перед одноклассниками в неловкое положение, а наоборот, чувствовать себя уверенными т. к. их слушают с удовольствием. Также одной из активных форм приобщения к чтению, книге является литературные игры (различного рода викторины, литературные лотереи, инсценировки). Традиционные игры, в основе которых лежит узнавание художественных произведений по отдельным открыткам, воссоздания строк и строф по заданным словам, «Хитрые» вопросы по прочитанным книгам (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий писателей, названий книг и произведений по серии вопросов, отгадывание героев и книг по описанию. Среди многообразных литературных игр, удобных для использования на уроках внеклассного чтения, наиболее распространены всевозможные загадки и викторины. В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, появляется и совершенствуется их кругозор. Литературные игры – это игры – состязания, помогающие выяснить, кто лучше и внимательнее читает книги. Являясь по форме знаменательными, оживленными и даже веселыми, литературные игры в то же время очень содержательны. Они приучают ребят к внимательному чтению книг, помогают им глубже понять содержание произведения, обращают их внимание на художественные достоинства книги. Участие в игре, радость узнавание знакомых книг и их героев доставляют ребятам настоящее удовольствие.
В конце учебного года проводятся уроки литературных игр, которые помогают подытожить прочитанное. Дети с начала учебного года знают о таком традиционном итоговом уроке и поэтому, читая книги, они делают пометки в карточки – учеты, в которых записывают автора, название книг, главных героев. На эти уроки ребята приглашают своих родителей, которые решают, кто был активным читателем в течение учебного года и лучших ребят награждают книгами. Обычно все ребята уходят с подарками, т.к взрослые (родители) придумывают разнообразные номинации, например, «Активный читатель», «Юный читатель», «Лучший сочинитель», «Лучший сценарист», «Лучший актер», «Лучший кроссворд»…
На одном из первых родительских собраний в первом классе, проводится анкетирование для родителей «Книга в вашей семье» с целью выяснить, как родители заботятся о развитии у детей развитию к книге.
В конце 1 класса вновь проводится анкетирование для родителей с целью выяснить, какие изменения произошли в их семьях по развитию интереса к книге у детей.
С приходом ребенка в школу перед учителем стоит задача не только научить его читать, но и приобщить к миру литературы для подготовки к самостоятельной читательской деятельности.
Ребенок, который хорошо и много читает, успешно усваивает и другие школьные предметы.
Чтение – очень специфический процесс деятельности головного мозга. Способность к чтению заложена в человеке генетически. Еще никто точно не дал ответ, как происходит слияние гласных и согласных в человеческом мозге, но это происходит и человек начинает читать. Именно на данном этапе учителю необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка не возникли проблемы с чтением, а развивался стойкий интерес к процессу познания через книгу, чтобы чтение для детей стало личной необходимостью. Это возможно при следующих условиях (из опыта работы):
1. Не заставлять ребенка подолгу читать, лучше меньше, но чаще.
2. Чтение перед сном.
3. Режим «щадящего чтения»
4. Упражнения для преодоления трудностей в обучении чтению.
5. Использование памяток – рекомендаций для родителей и памяток – помощниц для учащихся.
При этом учитель должен помнить, что каждый ребенок – это вновь родившаяся планета. Сделать эту планету обитаемой, дать ей свою жизнь, научить ценить добро, понимать окружающий мир – это задача педагога, в решении которой помогает литературное образование.
В первом классе дети узнают буквы, учатся читать сначала по слогам, затем словами, понимать прочитанное. Это своеобразный подготовительный этап на пути к литературному чтению.
Во 2 – 4 классах чтение продолжает функционировать как учебная деятельность, но появляется и новый ракурс – удовлетворение познавательных интересов и потребностей, осознанное получение эстетического наслаждения от чтения.
Овладение учащимися ценным навыком чтения является важнейшим условием обучения в школе по всем предметам; вместе с тем чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеурочное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьника. Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу. Учителю необходимо верить в то, что плохих учеников не бывает – всех ребят можно научить учиться и получать удовольствие от учения. Данное утверждение наш девиз в работе с учениками.
Литература:
1. Богруменко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М, 1993;
2. Боразнова Г.Д. Техника обучения чтению / «Пачатковая школа» 2004, /№10, с. 36 – 38/ ;3.Костомина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении к чтению /Костомина С.Н., Нагаева М. 1999 /;
4. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987;
5. Неборская Т.А. Учимся читать вслух и молча. Мозырь, 2006;
6. Учебно – методическое пособие для учителей по курсу «Человек и мир в подготовительном курсе» /Вдовиченко В.М.,Дурейко Л.И., Кучинский В.И., Докши С.П., Мн., 1998, с. 113 - 114 /.