Различные формы проверки домашнего задания по физике с использованием опорного конспекта

Различные формы проверки домашнего задания с использованием опорного конспекта
Домашнее задание, как монета, имеет две стороны: или ты - «орел», или «решка», но платить приходиться всегда, без «обращения» (т.е. без проверки)– теряется вложенная ценность.
(из личного опыта)

Козлова Ольга Васильевна,
учитель физики высшей квалификационной категории,
Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Севастополя «Севастопольский политехнический лицей»,
Домашнее задание в обучении играет не последнюю роль. И если учитель в своей деятельности предполагает обучение учащихся и во внеурочное время, то требования к выполнению домашних заданий должны быть системными. В научно-методическом пособии [1] Т. А. Пинчук представила инновационный подход к домашнему заданию как этапу урока разного типа, выделила основные функции, присущие этой форме работы. Среди инновационных технологий - технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материла (В.Ф.Шаталов), имеет следующие особенности содержания [3]:
материал вводится крупными дозами.
поблочная компоновка материала.
оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов.
опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Кроме того, в них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом и т.п.).
Средства выражения в технологии: рисунки, схемы, графики, чертежи, цвет, форма, буквы, цифры, шифры, слова, условные знаки, размер.
Требования к оформлению: лаконизм, простота, доступность понимания, оригинальность, непохожесть, доступность воспроизведения, многообразие форм, поблочная компоновка, эмоциональность.
Опора - ориентировочная основа действий, способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка.
Опорный сигнал - ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок и т.п.), заменяющий некое смысловое значение.
Опорный конспект - система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала.
Различные формы проверки домашнего задания с использованием опорного конспекта:
1. «Мгновенное» повторение и опрос 1-2 учеников учителем;
2. Взаимный опрос учащимися друг друга по опоре;
3. Восстановление опоры по памяти (всей или некоторых ее частей) – кратковременная самостоятельная работа;
4. Физический диктант по представленным в опоре формулам;
5. Решение задач, аналогичных тем, которые выполнялись в домашнем задании, но с некоторыми изменениями;
6. Создание теста взаимоконтроля самими учащимися;
7. Построение «логической цепочки»;
8. «Задай интересный вопрос»

Цель применения опорного конспекта в различных формах работы при проверке домашнего задания – создание условий для формирования умения логически мыслить, для формирования системности и научности знаний и экономии время при оформлении решения.

Педагогический прием «Своя опора». Домашнее задание как повторение пройденного на уроке – активное и развивающее, отвечает цели, если ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников.
Этот педагогический прием может быть использован в таких формах проверки домашнего задания как: 1). «Мгновенное» повторение и опрос 1-2 учеников учителем; 2).Взаимный опрос учащимися друг друга по опоре; 3). Восстановление опоры по памяти (всей или некоторых ее частей) – кратковременная самостоятельная работа.

Педагогический прием «Повторяем с контролем». Этот прием при проверке домашнего задания проводится по слайду с решением задачи, представленным учителем. К ответу привлекается учащийся, подтвердивший с места выполнение данной части задания. При его ответе одноклассники задают дополнительные вопросы, входящие «в круг» поставленной задачи. Опора позволяет « в темпе» найти ответ, приводит к системе знания учебного материала, выделить основные элементы задач подобного типа или более сложных, комбинированных из нескольких тем.
Этот педагогический прием может быть использован в таких формах проверки домашнего задания как: 1). Решение задач, аналогичных тем, которые выполнялись в домашнем задании, но с некоторыми изменениями;2). «Задай интересный вопрос»





При выполнении дифференцированного домашнего задания (1,2,3, уровня сложности для любознательных) ученик «сталкивается» с выбором из массива задач. При правильно организованной работе по опорному конспекту – это и самопроверка, и взаимопроверка учениками по классу качества выполнения домашнего задания, т.к. в опоре должны быть обязательно отражены все «ключевые» элементы, а измененные числовые значения, как правило, не вызывают трудности.
Этот педагогический прием может быть использован в таких формах проверки домашнего задания как: 1) Взаимный контроль решения задач учащимися друг друга по опоре;2). Восстановление опоры по памяти (всей или некоторых ее частей) – кратковременная самостоятельная работа; 3). Физический диктант по представленным в опоре формулам (не только обязательных к запоминанию, но требующих преобразований, которые и были задействованы в домашнем задании);4). Решение задач, аналогичных тем, которые выполнялись в домашнем задании, но с некоторыми изменениями.












Рис. 5 «Плавание тел»: укажите правильное положение точки приложения силы Архимеда;
Ответ: геометрический центр погруженной части тела, на рис. 5 – неточно.

Что скрыто в обозначении веса на этом же рисунке? Каков смысл линии соединяющей векторы?
Рекомендация: выделить цветом силы Архимеда и вес тела.
Ответ: Это разность веса тела в воздухе и веса тела в жидкости, т.е. их равнодействующая. Линия обозначает совпадение линии действия силы Архимеда и веса тела в жидкости.

Педагогический прием «задай интересный вопрос» предусматривает постановку дополнительных вопросов от учащихся класса. Если ответа ученик дать не может – то отвечает учитель. Учитель подчеркивает это право ученика при объяснении домашнего задания, что стимулирует последнего на «особо сложный вопрос», справедливое отношение к одноклассникам. Оценивается сложность вопроса и знание ответа на поставленный вопрос.
Этот педагогический прием может быть использован в таких формах проверки домашнего задания как: 1). Взаимный опрос учащимися друг друга по опоре; 2) Создание теста взаимоконтроля самими учащимися;
3). «Задай интересный вопрос»

* Иногда в готовых рисунках, текстах параграфов допускаются ошибки, опечатки, неточности. Ученики ищут их с удовольствием.

Тестовая форма проверки домашнего задания как метод технологии сотрудничества – это и ситуация, когда творчество учеников работает на будущее. Эта форма работы предполагает четкую инструкцию по выполнению домашнего задания. Тест по тексту или рисункам материала учебника физики составляется группой учащихся из 4-5 человек, по 2-3 вопроса каждым. Сначала вопросы обсуждаются в группе, наиболее интересные и неповторяющиеся выносятся в качестве теста при проверке домашнего задания для других учащихся класса.
Например, тема: «Строение и свойства твердых тел. Анизотропия кристаллов. Жидкие кристаллы». (Физика, 10 класс)
Тестовое задание. Выберите все правильные ответы.
1. Существует 230 типов кристаллических решеток. На рис. представлены только А). атомные и молекулярные.
Б). атомные и ионные.
В). атомные, молекулярные, ионные.
Г). атомные, молекулярные, ионные, металлические.
2. Различные кристаллические структуры углерода называют
А) анизотропией.
Б) изотропией.
В) полиморфизмом.
Г) полиморфным переходом.
3. Исключите «лишний» пункт: А). Образуют единую кристаллическую решетку.
Б). В различных направлениях расстояния между частицами - различные.
В). Монокристалл.
Г) Сочетает текучесть и анизотропию.
4. Поставьте соответствие:
А). Монокристаллы.
Б). Большинство металлов.
В). Кварц.
Г). Теплопроводность, электропроводность, преломление, прозрачность.
Д). Зависят от направления, выбранного в кристалле.
Е). Имеют одинаковые свойства по всем направлениям.
Ж). Поликристаллы.
Оценивается уровень сложности вопроса и представленные к нему ответы, для других учащихся – правильность ответов.

Педагогический прием «Логическая цепочка» - синтез из нескольких педагогических приемов: это повторение с контролем, и с расширением темы, и с пересечением нескольких учебных тем. При такой форме проверки домашнего задания осуществляется само- и взаимоконтроль качества усвоения учебного материала.
Создание логической цепочки позволяет:
- представить материал теоретический, знаковый (формулы), графический по нескольким вопросам темы,
- учит устанавливать связи поэтапно, от простого к сложному,
- учитывает дифференциацию знаний учащихся (короткая или длинная цепочка) - позволяет систематизировать, обобщить знания по теме
- отвечает психолого – педагогическим требованиям к возрасту учеников.
Например, в теме «Работа газа в термодинамике. Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам» (10 класс), необходимо составить логическую цепочку из фраз, записать их формулами, выбрать соответствующее графическое представление процессов.
1. Работа газа в термодинамике
2. При изотермическом процессе с газом
3. При изохорном процессе с газом
4. При изобарном процессе с газом
5. При адиабатном процессе
6. является мерой изменения внутренней энергии газа
7. изменение внутренней энергии газа не происходит (равно 0 Дж)
8. работа газом не совершается
9. газом совершается работа и происходит изменение его внутренней энергии
10. нет теплообмена с окружающей средой
11. может быть графически представлена как площадь фигуры в координатах p(v) под графиком только при
12. зависит не только от параметров газа, но и направления перехода из одного состояния в другое.
13. может совершаться только за счет его внутренней энергии.
1, 12
 

3, 8

·V = 0, A=0

4, 9
 

5, 10
Q=0

1, 13,5
A = -
·U

1, 5, 16
Q=0, A' =
·U

1, 18
A' = - A, A = p ·
·v

17, 19
Q= A+
·U

21, 7

·U=0

5, 20, 2
 




Вывод: Применение технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материла на организационном этапе урока физики при проверке домашнего задания позволяет провести его многообразно по формам и методам в зависимости от типа урока и его места в теме, конструктивно зависит от профиля учебной группы и уровня дифференциации учащихся в ней, а также во многом определяется метапредметными связями с математикой, химией, географией, информатикой и др., что определяет гармоничность развития личности учащегося лицея.

Литература:
1. Инновационные технологии обучения школьников разного уровня способностей. Научнометодическое пособие // Т.А. Пинчук.- Севастополь: Изд-во «Мистэ», 2012.
2. А. Гин. Принципы педагогической техники
3. filolingvia.com ... Науки. Педагогика. Технология интенсификации обучения Шаталова.
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. prof-teacher.ru/.../v-chem-osobennost-siste. В чем особенность системы обучения В. Ф. Шаталова ...


Заголовок 215