Описание опыта работы «Информационно-коммуникационные технологии как средство организации учебной деятельности младших школьников».


Введение
Проблемно-ориентированный анализ деятельности
Важнейшими задачами образования в начальной школе являются: формирование предметных и универсальных способов действий, развитие умения учиться, создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития. Эти задачи решаются в процессе обучения всем предметам.
Используя только традиционные методы обучения, решить эти задачи  невозможно. Следовательно, необходимо искать  эффективные методики и технологии,  одной из  которых является ИКТ.
Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения [5].
Работа с компьютером – основное средство постепенного перехода от привычной для младших школьников игровой к новой, более сложной учебно-познавательной деятельности [6]. В 2010 году разработала личный проект для участия в опытно-экспериментальной работе по теме «Научно-методические основы использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе» (Приложение 5). 
При поддержке Управления образования и науки Донецкой облгосадминистрации для внедрения информационно-коммуникационных технологий в условиях учебной среды «1 ученик – 1 компьютер» в рамках Всемирной инициативы INTEL «WORLD AHEAD» получила оборудование для проведения эксперимента – персональные портативные компьютеры для учеников.
Такое обеспечение позволило перейти к обучению, которое строится вокруг электронных ресурсов, материалов Интернета.
Я пыталась понять, как сочетать информационные и традиционные методы организации учебной деятельности для мотивации учения младших школьников? Как работать с компьютером и одновременно реализовывать различные приемы индивидуальной и коллективной работы учащихся? Благодаря внедрению компьютера в учебный процесс удалось снизить остроту проблем.
Сегодня я могу с уверенностью сказать, что ИКТ - это один из необходимых, актуальных средств обеспечения комфортных условий на уроке, достижения высокого уровня усвоения материала.
Обоснование актуальности опыта, его практичной значимости
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка.
Для обеспечения системно-деятельностного подхода, который положен в основу образовательного стандарта общего образования, необходима система формирования и развития универсальных учебных действий.
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности.
Обратимся к дидактической сущности этого процесса.
Согласно с Я. Савченко процесс учебной деятельности охватывает:
учебно-организационные,
учебно-информационные,
общеобразовательные,
контрольно-оценочные,
рефлексивные и творческие умения и навыки [3].
Ученик умеет учиться, если он определяет или принимает цель, которую ставит учитель. Соответственно к ней планирует и выполняет необходимые действия, контролирует и оценивает свои результаты.
Развернутая структура учебной деятельности
1015365135890Принятие цели, осмысление её содержания
0Принятие цели, осмысление её содержания

1015365375920Выбор способов достижения цели
Выбор способов достижения цели
10153652433320Рефлексия способа выполнения и результата
Рефлексия способа выполнения и результата
10153651757045Самоконтроль, самооценка результатов
Самоконтроль, самооценка результатов
10153651080770Исполнительные действия
Исполнительные действия




По словам Б. Ярмахова в отличие от традиционных моделей организации учебного процесса, в которых центром и монопольным хозяином знания является учитель, ИКТ предполагают гораздо более тонкую систему взаимодействия [4].
Принципиальное отличие этой модели от традиционного учебного процесса состоит в том, что в распоряжении учащегося появляется мощный инструмент доступа к знанию, его творческому применению. В такой ситуации учащийся может получать информацию не только из учебника или от учителя, но и множеством других способов. Такой процесс известен как «сообщество действия». Впервые его описал американский ученый швейцарского происхождения Этьен Венгер (Wenger, 1998).
Согласно Государственным образовательным стандартам ДНР, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального образования должны отражать активное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности [1], [2].
Всё выше сказанное и определило актуальность темы моего опыта «Информационно-коммуникационные технологии как средство организации учебной деятельности младших школьников».
Аналитическая часть
Ведущая идея опыта и её составляющих
Ведущая идея опыта состоит в организации учебной деятельности младших школьников, а использование информационно-коммуникационных технологий как средство её решения.
Главная цель: способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями учащихся.
Основные преимущества такого обучения:
создание развивающей психологически комфортной среды;
обогащение содержания личностно-значимым материалом;
эмоциогенность содержания;
разнообразные способы поддержания позитивной мотивации;
стимулирование интеллектуальных потребностей;
развитие познавательных интересов и запросов;
воспитание ответственного отношения к учёбе, волевых усилий.
Методы организации учебной деятельности посредством ИКТ:
словесные, наглядные и практические (аспект передачи и восприятия учебной информации);
индуктивные и дедуктивные (логический аспект);
репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления);
самостоятельная работа и работа под руководством учителя (аспект управления обучением).
Выделяю основные типы уроков по способу использования ИКТ:
Уроки с использованием мультимедийных средств обучения (мультимедийный проектор, интерактивная доска).
Уроки с использованием индивидуальных компьютеров (электронная среда обучения «1 ученик – 1 компьютер»).
Уроки с использованием комбинированных информационно-коммуникационных средств организации учебной деятельности (Приложение 10).
В своей работе использую такие электронные программные средства и дидактические материалы.
На уроках литературного чтения: мультимедийные презентации, электронные толковые словари, книги, учебники, компьютерное тесты, в первом классе – работа с графическим редактором Paint, в 3-4 – создание авторских мультимедийных презентаций и других электронных продуктов.
На уроках языка: электронные таблицы, форматирование и редактирование текстов, работа в ЧАТе, орфографические тренажёры, различные электронные словари, работа с кластерами в программах Word Power Point на сайте https://bubbl.us/.
На уроках математики: математические тренажёры, при необходимости калькуляторы, работа с диаграммами, обучающими и развивающими играми, работа с продуктами сайта «Сказочное образование» http://babydreams.bestnetservice.com/.
На уроках окружающего мира: проектная и исследовательская деятельность, учебные мультфильмы - http://rumultik.ru/prirodovedenie/,
видеоуроки - http://interneturok.ru/ru.
С помощью такой организации учебной деятельности имею возможность использовать также дистанционные формы обучения, следить за выполнением заданий, помогать учащимся, объединять в группы, проверять.
Моя цель как учителя начальных классов – не просто обучить ученика, а научить его быстро искать необходимые знания и использовать их в практической деятельности.
Личный сайт:
http://mis2014.do.am/ «Педагогическая мозаика» является важной составляющей в организации учебной деятельности посредством информационно-коммуникационных технологий. Здесь размещена информация для родителей, рубрики: «Портфолио», «Методический кейс», «Электронная шкатулка» и др.
Работа на уроках находит продолжение во внеклассной деятельности. С 1 класса я веду кружок «Мой первый нетбук».
Целью курса является формирование практических навыков работы с нетбуком – портативным компьютером ученика, с прикладным программным обеспечением учебного назначения – операционной системой, графическим редактором, педагогическими программными средствами с целью использования информационных технологий.
Цель курса достигается через практическое овладение учениками навыками работы с основными составляющими современного программного обеспечения, ознакомление с функциональным назначением основных устройств компьютера, принципами их устройства и действия.
Анализ результативности педагогической деятельности
Могу с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникационных технологий с целью организации учебной деятельности младших школьников способствует:
активизации и психических процессов учащихся: внимания, памяти, мышления;
 повышению мотивации учения, что просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение учебного года;
целесообразности применения с другими обучающими технологиями, не отрицая, а взаимно дополняя друг друга;
повышению уровня информационной культуры, систематизированных знаний в области информационной культуры;
 привлечению разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников;
росту уровня знаний по предметам через развитие способностей самостоятельно мыслить, спорить рассуждать, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Об этом свидетельствуют результаты мониторинговых исследований по учебным предметам в пределах одного класса (Приложение 1,2).
Мои ученики являются активными участниками различных интеллектуальных конкурсов: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Соняшнык», «Волшебный сундучок», «Золотой сундучок», «Юный эрудит», «Современная детская проза», конкурс знатоков украинского языка им. П. Яцика» (Приложение 3).
Результаты опыта своей работы неоднократно презентовала перед коллегами – учителями начальных классов (педагогические советы, научно-практические конференции; открытые уроки (показ приемов и методов работы); семинары-практикумы; конкурсы профессионального мастерства; педагогические чтения (Приложение 8); мастер-классы (Приложение 6); вебинары (Приложение 9); работа на Интернет-сайте (Приложение 11); работа в областной творческой группе) (Приложение 4).
Портфель моих наград представлен на личном сайте http://mis2014.do.am/ в разделе «Портфолио».
Выводы и перспектива
Мне трудно сейчас представить процесс обучения без мультимедийной техники, электронно-дидактических пособий, проекторов, компьютеров, интернета.  Моя педагогическая деятельность приобрела новый современный облик, поменялись и мои ученики, родители (Приложение 12). Они модернизированы, шагают в ногу со временем. Без труда способны овладеть интернетом, различными компьютерными программами, электронными книгами. В связи с этим повышаются требования к учителю. Важными чертами современного педагога являются постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными электронными технологиями.
Ежегодно я повышаю свой профессиональный уровень, используя возможности онлайн образования на сайте https://edugalaxy.intel.ru/ .
Определила для себя ближайшую перспективу самообразовательной и практической педагогической деятельности:
Пополнить «Методический кейс» новыми электронными дидактическими материалами, лично разработанными согласно новым образовательным стандартам.
Внедрить в содержание своей работы возможности Microsoft Office 365 в школе - http://soft-file.ru/.
Использовать в практике своей работы материалы курсов «ИКТ – гостиная» - онлайн родительское собрание, анкетирование родителей в условиях возможностей https://plus.google.com/u/0/?tab=wX.