Выразительное чтение как средство приобщения младших школьников к творческому чтению

Е. А. Анохина
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ТВОРЧЕСКОМУ ЧТЕНИЮ
Чтение занимает одно из ведущих мест в жизни человека, в системе воспитания и обучения учащихся. Оно имеет решающую роль для закрепления и дальнейшего совершенствования знаний, умений и навыков учащихся, для их общего развития и их миропонимания.
Формирование навыка чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки цели и задач обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе. Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею.  А  интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность».
Назначение чтения в жизни человека точно обозначено в определении известного методиста В. А. Флёрова «читать - мыслить, читать - чувствовать, читать - жить». А чтобы было о чём мыслить, что-то почувствовать, что-то  взять из книги для себя, надо уметь расслышать сказанное языком книги.  В процессе чтения, по словам Н. Н. Светловской, участвуют только два индивидуума: передающий свой опыт говорящий и внимающий ему слушающий. Если читатель вслушивается и вдумывается в «чужую речь», запоминает сказанное, не искажая смысла, представляет, переживает, критически оценивает то, что говорит книга - собеседник, то это и означает, что он вступает в процесс чтения - общения.
Задача школы - научить ребенка самостоятельно, добровольно находить, выбирать книгу - собеседника; научить полноценному общению с книгой, то есть читательской самостоятельности. Читательская самостоятельность - это индивидуальное, без непосредственной помощи учителя, родителей, товарищей, библиотекаря и т.д. общения ребенка с доступным миром книг, в процессе которого ребенок осуществляет осознанный выбор книги для себя и прочитывает книгу по всем правилам.
По мнению И. И.Тихомировой, «чтобы пробудить у детей интерес к чтению, надо удивить их самим процессом чтения». Поддерживая интерес к чтению, важно беседовать о прочитанном, поддерживать похвалой, советовать, помогать ребёнку соотносить действия героев с жизненной ситуацией.
На развитие познавательного интереса к чтению влияет отбор материала для чтения, организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных методов и приёмов. Учитель должен помочь каждому ребёнку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей, научиться различать их, «разговаривать» с ними, овладевая всеми читательскими премудростями, чтобы с помощью книг-собеседников лучше осознать себя и понимать окружающий мир.
Формирование познавательного интереса во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг: новизна; связь с жизненными ситуациями; практическое применение знаний; соревнование; работа в группе и в парах; уроки в нетрадиционной форме; создание ситуаций успеха; доверие к ученику.
Учитель должен владеть приёмами поддержки интереса к чтению и стимулировать желание читать  самостоятельно: опираться на желания читать по выбору; учитывать интересы и склонности; поддерживать соперничество; обращаться к самолюбию; одобрять успех; хвалить; показывать достижения; признавать достоинства; критиковать, сопереживая.
В современной начальной школе выделяются два типа урока чтения: урок литературного чтения и урок читательской самостоятельности (так называемого внеклассного чтения).
Цель уроков внеклассного чтения - познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника, сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с ней, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению. Как отмечает О. Джежелей, уроки внеклассного чтения должны быть увлекательны, стать праздниками книги, дети ждут их с нетерпением, готовятся к ним. Такие уроки подчиняются определенным требованиям: необходимо проводить учет того, что дети читали самостоятельно; дети прочитывают произведение целиком на уроке, анализируют его; формируются читательские умения: найти сведения об авторе, сориентироваться в книге по ее оглавлению, составить выставку, вести читательский дневник и т.п.
Уместны на таких уроках инсценирование, иллюстрирование, сочинение, декламация, литературные викторины, конкурсы на лучшее сочинение, на лучшее чтение стихотворений, на лучшую иллюстрацию, отгадывание сказок.
Система уроков внеклассного чтения в общих чертах определяется программой тех знаний, умений и навыков, которыми школа должна вооружить детей. Очень важно для разработки системы уроков внеклассного чтения, как и других форм этой работы, выделение этапов формирования читательской самостоятельности младших школьников: I этап - подготовительный (1 класс), который протекает параллельно с периодом обучения грамоте и соответственно равен ему II этап - начальный (2 класс); III этап - основной, внутри которого в свою очередь выделяются: собственно основной этап (3 класс) и завершающий (4 класс). Каждый из названных этапов отличается целями обучения, требованиями к учебному материалу, методикой работы и организацией учебной деятельности учащихся, видами библиотечно-библиографической помощью, структурой занятия или урока, организацией «уголка чтения».
Таким образом, в начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы. Эта система характеризуется программой умений и ориентирования в мире книг, газет и журналов, так как в современном обществе каждый человек должен быть подготовлен к самообразованию, к самостоятельному «добыванию знаний», к обновлению своих познаний.