Методические материалы на тему Участие в археологической экспедиции как способ повышения мотивации обучающихся к изучению истории


Методическая статья на тему: «Участие в археологической экспедиции как способ повышения мотивации к изучению истории и развития духовно-нравственных качеств учащихся».
Каждый учитель-предметник часто сталкивается с такой проблемой: тенденции современного образования требуют от нас создания условий и обеспечения плодотворной работы по воспитанию и развитию творческой личности, тогда как традиционная урочная система не всегда позволяет сделать это в полной мере. Кроме того, мой предмет – история – является преимущественно теоретическим, и традиционные формы изучения материала и мотивирования учащихся на изучение предмета не всегда соответствуют образовательным потребностям современной школы. Главная потребность образования – воспитание у учащихся компетентностей, то есть мы должны не просто объяснить детям материал, но и дать навыки, позволяющие грамотно использовать в жизни свои знания. Я постоянно сталкивалась с этой проблемой, и решила ее следующим образом. Летом 2006 года мы с ребятами впервые отправились в лагерь археологов «Иваново-городище», где познакомились с Ольгой Альбертовной Несмиян. С тех пор мы стали постоянными участниками экспедиции.
Благодаря работе в экспедиции, нам удалось значительно повысить интерес к предмету. Действительно, гораздо интереснее изучать историю не по учебникам, таблицам и картам, а по настоящим артефактам – предметам материальной культуры – оставленным нашими далекими предками. Стоит ребенку найти первый, пусть маленький, фрагмент керамики, как в его глазах загорается неподдельное счастье и желание работать. Ребенок начинает азартно копать дальше, в надежде еще что-нибудь найти.
Одновременно возникает большое количество вопросов: кто здесь жил, кто оставил в земле эти вещи? Дети начинают интересоваться тем, что ели эти люди, как жили, чем занимались. Это особенно важно потому, что в сознании детей существует сложившийся стереотип о том, что наша Ивановская земля всегда находилась на обочине истории, что все великие исторические события, сражения, деятельность великих людей проходила где-то далеко. И с каким радостным удивлением они узнают, что тысячу лет назад, когда на исторической арене не было ни Москвы, ни тем более Санкт-Петербурга, великая история нашего народа вершилась именно здесь, в Северо-Восточной Руси.
Получив информацию о древних жителях нашего края, причем информацию «из первых рук», от ее непосредственных носителей - предков, дети начинают интересоваться: происходили ли интересные события в других частях нашей страны и во всем мире. Таким образом, участие в раскопках мотивирует детей на изучение не только истории родного края, но и истории России, а также мировой истории.
Мы провели небольшое исследование влияния полевой работы на мотивацию к обучению и готовы поделиться результатами. Мы определили качество знаний и средний балл по истории в 8-А, 18 учеников которого каждый год ездят в экспедицию, и в 8-Б, учащиеся которого в раскопе не были. Результаты таковы:
8-А 8-Б
Качество знаний 82% 47%
Средний балл 4,6 3,8
Данные таблицы показывают, насколько уровень обученности в 8-А классе значительно превышает уровень обученности в 8-Б классе.
Летом дети редко берут в руки книгу, мало пополняют свои знания. Поэтому в лагере археологов работает летняя школа. Здесь проводятся мастер-классы, лекции по родной истории. Непосредственный контраст между традиционными школьными уроками и занятиями в летней школе сразу привлекает внимание детей. Уроки на свежем воздухе, живое общение, возможность получать самую свежую информацию, только что добытую из раскопа прекрасно воспринимаются детьми, и к началу учебного года они не теряют тот багаж знаний, которые приобрели в летней школе. Благодаря этому, в сентябре дети легче адаптируются к образовательному процессу, лучше усваивают новый материал на уроках истории, обществознания, краеведения, географии.
Работа в экспедиции прививает детям множество полезных навыков (готовить, наводить порядок, налаживать быт), чувство ответственности за себя и окружающих, чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
Хотелось бы также отметить личностный фактор данной проблемы. На наш взгляд, экспедиция вызывает не только интерес к предмету, но и интерес к личности учителя. Дети привыкли видеть нас у доски, с мелом и указкой в руках. В экспедиции же учитель предстает перед ребенком обыкновенным человеком, с которым, оказывается, можно поговорить по душам, вместе петь песни у костра и даже дежурить по кухне. На время экспедиции учитель заменяет ребенку маму и папу, товарища по совместной деятельности, по играм, и в то же время, остается авторитетом и источником информации. Неформальное общение течение трех недель экспедиции порой сближает людей гораздо больше, чем общение в классе в течение нескольких лет. Устанавливаются крепкие личностные контакты, находятся общие интересы, создаются условия для более сердечного общения. В традиционной урочной системе ученики слушают учителя, потому что «так надо», а в условиях экспедиции – потому что «хочется», потому что это интересно. Повседневная деятельность педагогов копируется учениками: «Учитель читает книгу – значит интересно, почему бы и мне не почитать?». Этот факт позволяет учителю быть примером для подражания не только в процессе обучения, но и в бытовом плане, создает условия для формирования в сознании детей культа образования. Дети с удивлением отмечают, что читать – это не скучно, копать землю в поисках находок – увлекательно, а история – не сухая и нудная наука, а увлекательный мир, где каждый может найти много интересного.
Во все времена был популярен летний отдых на море, но наши дети отказываются ехать с родителями на юг и отстаивают свое желание отправиться в экспедицию.
Вернувшись из экспедиции, ребята занимаются кабинетной научной работой, выступают на школьных и районных конференциях. Они рассказывают о своем участии в раскопках друзьям, показывают фотографии. И те ребята, которым не довелось пока поработать в экспедиции, начинают проявлять интерес к исторической науке.
Иллюстрацией тому может стать постоянное участие в районных научно-практических конференциях «Новое поколение» (призовые места – каждый год), в районных краеведческих чтениях. В этом году ученицы 8-А класса, члены отряда «Шестой легион» Баркова Светлана и Тихомирова Юлия получили возможность выступить со своей исследовательской работой на областных краеведческих чтениях.
Три выпускницы 2010 года поступили в Шуйский государственный университет на историко-филологический факультет. После окончания вуза девушки планируют вернуться в родной район и работать по специальности.
В июне 2011 года нами был реализован проект молодежного правительства Родниковского муниципального района «Археологическая разведка на территории Родниковского района». В реализации проекта принимали участие члены молодежного правительства, члены историко-археологического отряда «Шестой легион», районная организация ДАРР, наши почетные гости - ребята из шуйского историко-археологического клуба «КЛИО» вместе с руководителями – О.А. и В.Г Несмиян, а также подростки группы риска – подшефные молодежного правительства. Последний раз подобные мероприятия в нашем районе проводились в 70-е годы прошлого века. В результате, помимо научного, был достигнут и педагогический эффект: девочка-подросток, состоящая на учете в отделе по делам несовершеннолетних, успешно сдала экзамены и поступила в Кинешемский педагогический колледж. После окончания колледжа девочка намерена продолжить обучение в Шуйском педагогическом университете на историко-филологическом факультете по специальности «История».
Выпускница отряда «Шестой легион» Соловьева Юлия вернулась в родную школу уже в качестве учителя истории и обществознания. Это – наша победа!
Осенью 2013 года отряд «шестой легион» вошел в число молодежных исследовательских отрядов Русского географического общества и начал реализовывать проект «Тракт», целью которого является поиск и нанесение на карту старых дорог, что в свою очередь послужит развитию пешеходного туризма на территории Ивановской области.
Таким образом, посредством участия в археологической экспедиции нам удается повышать мотивацию к изучению истории, способствовать развитию творческой, научно ориентированной личности, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма подрастающего поколения.
Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №4 г.Родники Ивановской области,
руководитель отряда «Шестой легион»
Буданова Надежда Евгеньевна