«…ничто не может нас среди мирских печалей успокоитьничто, ничто… едина разве совесть».В.Ф.Тендряков «Хлеб для собаки». 7 класс


Урок литературы. 7 класс.Раздел «Я и Я» (учебник Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой «Путь к станции «Я», входящий в комплект учебников Общеобразовательной программы «Школа 2100».)^ Тема урока.«…ничто не может нас среди мирских печалей успокоить; ничто, ничто… едина разве совесть».В.Ф.Тендряков «Хлеб для собаки».Цели: 1) познакомить с одним из образцов лучшей современной прозы; вызвать интерес к теме коллективизации в русской прозе ХХ века;
продолжить нравственное воспитание подростков (воспитание совестливости и чести);
осуществить литературоведческий подход в работе с литературным текстом с целью выявления авторского замысла;
формировать у учащихся навык связного устного высказывания (монологической и диалогической речи).Оформление урока.
Портрет писателя – В.Ф.Тендрякова.
Ксерокопии фотографий 30-х г., изображающих голодных детей, плаката «Помогите!».
Выставка книг писателей и поэтов, посвятивших свои художественные и прозаические произведения изображению событий 20-30-х гг.: а) Ф.Абрамов. «Поездка в прошлое». Ж. «Новый мир» №5, 1989.б) И.А.Бунин «Окаянные дни», М.: Молодая гвардия, 1991.в) А.М.Горький «Несвоевременные мысли», М.: Интерконтакт,1990.г) В.Ф.Тендряков Рассказы Ж. «Новый мир» №3, 1988.д) Иллюстрации учащихся к рассказу.Работа с эпиграфом.Совесть, Благородство и Достоинство –Вот оно святое наше воинство.Протяни ему свою ладонь,За него не страшно и в огонь.Булат Окуджава.(Продолжение стихотворения читает учитель).Лик его высок и удивителен,Посвяти ему свой краткий век.Может, и не станешь победителем,Но зато умрешь, как человек!Уч. Это стихотворение известного барда-поэта, композитора и исполнителя, который поведал нам много неприятной правды об ушедшем ХХ веке, но она соотносится и с сегодняшним временем. В. – Какие три основные, главные качества выделяет Б.Окуджава в человеке? (Совесть, благородство и достоинство)В. – Как это соотносится с произведением, которое мы сегодня будем читать, следуя за авторским словом? (Ответы учащихся. Их основной смысл: главный герой Володька Тенков несет в себе эти три главных качества, без которых не может состояться высоконравственный человек).II. Работа с фрагментом картины Сальвадора Дали «Рождение нового человека».Уч. Не случайно новый раздел в учебнике открывается репродукцией фрагмента картины испанского живописца Сальвадора Дали «Рождение нового человека». Как вы понимаете смысл ее. (Ответы учащихся. Обобщение учителя. Яйцо – это символ зарождающейся жизни. Здесь изображено мучительное появление человека, его рождение, восхождение в неведомый мир, который своеобразно рисуется художником. Это не та, привычная для нашего глаза окружающая нас природа, а необъятная космическая сфера.).В. – Каков этот выход в мир? (Труден: он происходит через преодоление внешних преград и требует неимоверного напряжения физических и душевных сил.)В. – Почему именно эта картина открывает новый раздел? (Здесь будет идти речь об осознании самого себя в этом мире).В. – Полистайте учебник и найдите напечатанное в этом разделе стихотворение, которое поможет убедиться в правильности наших рассуждений. (На стр. 103 – стих. Давида Самойлова. Наизусть читает ученица.)Уч. Именно строки: И время тает или длится.Нет! Невозможно научиться Себя и ближних понимать, -подтверждают мысль о том, что каждый входит в этот мир и живет в нем, задавая себе вопросы: кто я в этом мире, какова моя внутренняя сущность?
Работа с дневниковой записью Алексея. (Учебник, чтение записи.)В. – А что, действительно, невозможно себя познать, понять, кто ты есть? (Дебаты по поставленному вопросу.)В. - Давайте попробуем найти ответ в дневнике Алексея. (Важно последнее предложение в дневниковой записи: оно читается учителем еще раз.)В. – А о чем он рассуждает до этой мысли? (О спорах, когда он учился в университете, о том, как он назло всем защищал точку зрения, которую не разделял.)Уч. И у Д.Самойлова есть строки об этом:Вдруг странный стих во мне родится,Я не могу его понять…Случалось ли вам спорить с кем-то из чувства противоречия (примеры детей из своей жизни).Уч. Вот и у М.Ю.Лермонтова в романе «Герой нашего времени», с которым вы будете знакомится чуть позже, главный герой – Печорин записывает в своем дневнике, что ему свойственна «врожденная страсть противоречить», даже жизнь его – это «цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».В. – О наличии каких черт в характере человека это свидетельствует? (Ответы учащихся. Обобщение учителя: об излишне развитом чувстве собственного «я», но и о таком свойстве, как поиск себя в этом мире.)В. – А что об этом говорится в дневниковых записях Алексея? ( Дети. Он рассуждает о трех «я»).В. – Что это за три «я»? (Ответы).В. – О наличии каких качеств у человека свидетельствуют его размышления о своих трех «Я»? Ответы (Конечно, желание разобраться в себе, желание жить по Совести и Чести).В. – А так ли это важно в жизни человека? Какую роль они играют в становлении его характера? (Ответы).Уч. Со временем вы убедитесь что от наличия или отсутствия чести и совести будет зависеть в кого превращается человек: в сосуд, «в котором пустота», иль в красоту, которую обожествляют люди. Вы правильно заметили, что быть личностью – это, значит, иметь совесть.IV. Аналитическое чтение и анализ содержания рассказа.
Коротко об авторе и особенностях его творчества.Произведения Тендрякова сразу после их появления вызывали взрыв острой критики, потому что они часто опережали события, в них автор ставит труднейшие проблемы идеологии и нравственности. (Называются его произведения, показываются книги.)
Выявление первых впечатлений.Уч. Сегодня мы от наших размышлений перейдем к тексту рассказа «Хлеб для собаки». Ваши первые впечатления и ощущения после прочтения? (Ответы: ощущение безвыходного трагизма; испытываешь определенную беспомощность, даже разочарование в целесообразности человеческого существования.)В. – Что особенно усиливает это ощущение трагизма? (Ответ все страшные события, описанные в рассказе, происходят на глазах десятилетнего мальчика. Это противоестественно: человек на заре своей жизни существует в страшной, безрадостной реальности.)Уч. Рядом с ним живет любимый отец, в непогрешимости которого он (Володька) не сомневается, но жалость к отцу не покидает сердце мальчика. (Приводятся текстовые доказательства.Определение темы рассказа.Уч. Эти воспоминания о страшном 1933 годе не дают покоя главному герою уже 36 лет! А почему? (Ответ. Значит, они очень значимы для него, повлияли на становление его характера.)В. – Найдите подтверждение этому в тексте.В. – О чем же этот рассказ, определите его тему. (Ответ. «Лето 1933 года», «Голодный 1933 год», «Володька Тенков в страшном 1933 году», «Мучения совести Володьки Тенкова».)В. – К какому художественному приему прибегает автор, начиная повествование? (Рассказ начинается с пейзажа, с той обстановки, где все будет происходить. – Читается текст.)В. – На каких деталях останавливает писатель внимание читателя? (Прокопченное, крашенное казенной охрой вокзальное здание, вылущенный заборчик, утоптанные дорожки в скверике, уцелевшая пыльная травка, равнодушное небо. Стр. 104-105)В. – Дома вы прочитали историческую справку, данную в учебнике. Вспомним, что это был за год? (Стр. 115-116)Уч. Это страшное время названо сейчас «годом голодомора». Только что на Украине (25 ноября 2007) поставлен знак памяти. Более 4 млн. человек погибли в это время от голода. Так боролись официальные власти за создание колхозов в деревнях. Зауралье, Сибирь и безлюдные степи Казахстана становились местом обитания высланных кулаков, зажиточных крестьян.
Обращение к документальным фотографиям.Уч. А вот страшный портрет этого времени в фотографиях. Что вы видите здесь?(Лица и фигуры погибающих от голода детей, вопрошающих, «Что это? И за что?»)Уч. Ужасным символом того времени является и этот плакат (Дети комментируют изображенное на плакате «Помогите!»)Работа продолжается с группами, которые дома занимались поисково-исследовательскими изысканиями. Первая группа имела задание: как рисуется образ времени? Вторая группа: определить сквозные образы в рассказе, дать им характеристику. Третья группа: какими художественными приемами пользуется автор, создавая характеры героев.Уч. Нам страшно читать, что в скверике рядом с вокзалом ползают «скелеты, обтянутые темной морщинистой, казалось, шуршащей кожей, скелеты с огромными кротко горящими глазами». Другие, наоборот, туго раздуты. Уч. Но что происходит? Почему они здесь и в таком состоянии? («Они на основании такого-то решения сосланы с лишением гражданских прав и конфискацией имущества»)Уч. Это имяреки – некто то-то, то есть уже не люди, лишенцы. Продолжите рассказ о них (читается 3 абзац, стр.104)В. – Как их называют в рассказе? (Куркулями)Уч. Но ведь, «куркуль» - это тот, у кого все в избытке, а здесь вдруг читаем: «Одни из них скелеты…»В. – Дополняют ли эти ужасные портреты лик того времени? В. – А кем представлены здесь сквозные образы? (2 гр.: начальник станции, лишенцы и, конечно, главный герой Вовка и его отец.В. – Но все-таки какой образ является главным в рассказе (1 гр.: голод, это и есть главный образ в рассказе. С ним связаны все герои.)В. – А какова роль Вовки Тенкова? (1 и 2 гр. С ним связан мотив поиска себя в этом мире, своего места в нем.)В. – Как же он это делает? (Ищет «самого голодного», это и есть поиск себя, своего второго я. – См. дневник Алексея)В. – Продолжим поиск других образов этого времени. Как рисуется его лик? (Читается текст. Это дети, наблюдающие за умирающими лишенцами стр. 105)В. – Их чувства? (Стр. 105. «Окаменев от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости…»)Уч. Это и женщина в опрятном поношенном пальто, которая черпает ложкой молоко из копытной ямки на дороге. Найдите текстовое подтверждение.Дети дополняют: это и голодные одноклассники (Пашка Быков - один из них. Стр.106-107,109). Это и голодные женщины, Отрыжка – одна из них, и дяденьки, собравшиеся под окнами дома Тенковых. Стр.111-113.Уч. И ужас! Это все видит мальчик, все это дается через его детское восприятие. Какие чувства охватывают его? (Текст стр. 105, 106, 108, 112.) Ребенок задает страшные вопросы: «…почему я, в общем-то, впечатлительный, уязвимый мальчишка, не заболел, не сошел с ума..?»Уч. Содержанию рассказа созвучны строки стихотворения Осипа Мандельштама:Мы живем, под собою не чуя страны… (Текст читает учитель)Датировано оно ноябрем 1933 года. О чем это свидетельствует? (Ответ. Все о чем пишет Тендряков, это правда, и у нее много свидетелей.В. – Прошло 36 лет, а память не дает герою покоя, какое слово можно подобрать как синоним к слову «память»? (Совесть).В. – Найдите в тексте подтверждение этому. (1,2,3 гр. Дают текстовые ответы. Стр.108. – «Я не должен есть свои обеды один», «я украдкой, воровски не доел то, что поставила передо мной мать…». Стр.110 и др.)В. – Чем заканчивается попытка Вовки накормить голодных? (Ответ. Он понял: всем помочь не сможет. Скоро его молчаливый поединок со знакомым слоном заканчивается появлением под их забором толпы «шкилетников». Стр. 113.В. – Почему Володька вдруг кричит: «- Уходи-те! Уходи-те! Сволочи! Гады! Кровопийцы! (Ответ. От отчаянья, беспомощности. К тому же он вдруг увидел в их глазах не благодарность, а злобу, потому что он и его семья сыты).В. – Тогда что же он предпринимает, ведь он не может оставаться бездушным? (Ответ. Находит собаку.)В. - Ее роль в рассказе? (1 гр. Это тоже одна из деталей времени. Читается текст: «У нее пустые, не пускающие в себя глаза»… стр.114.)Уч. Вовка протягивает ей руку с хлебом и ждет, что она возьмет его, а она «шарахается» от него. А дальше дается авторский комментарий: «-Похоже, я и тут столкнулся с жертвой времени. Я знал, что некоторые ссыльные питались собаками, подманивали, убивали, разделывали.» стр.115.В.- Что кормил Вовка Тенков, кормя собаку? (Ответ: «Свою совесть!»)Уч. И что же? Теперь ясно, почему так назван рассказ? Каков его главный смысл (Коллективный вывод. Он о мальчике, которого мучает его внутреннее «Я» - его совесть!)Уч. Вы, верно, определили идейный смысл рассказа, правильно объяснили смысл заглавия. Сейчас хочется прочитать вам стихотворение ученика нашего класса Резаева Владислава и вашего учителя Галины Михайловны, оно родилось под впечатлением этого произведения.Отчаянье – плохое чувство,Ведь состоянья хуже нет!Я знаю, кто-то скажет «Это бред!»Не бред! Попробуй ты перенести страданья тех,Кто рядом и кого надежды нет!Есть сердце у меня, оно не решето.Но почему не сделают лекарство,Снимающее боль отчаянья и жизненного зла?Но уж тогда беда другая ждет меня:Мной могут овладеть и равнодушье, и бесчувствье,А вместе с ними в наших душахВнезапно воцарится много зла,А это ведь опять огромная беда! (читает Резаев Вл.)V. Подведение итога урока: объявление благодарности за активную работу на уроке, выставление оценок.VI. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Нужны ли нам такие «страшные» произведения?»