Конспект по русской литературе для 6 класса «Анализ рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки»»

Управление образования города Кузнецка
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №9 города Кузнецка Пензенской области


Материалы для участия в IX конкурсе учителей истории, обществознания и литературы
«Урок по теме: История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Интегрированный урок литературы и истории в 6 классе
Тема урока: Проблема выбора человека в тоталитарном государстве (по рассказу В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»).


Учитель литературы
высшей квалификационной категории
Дегтярёва О.В.
Учитель истории
первой квалификационной категории
Шашерина О.А.

















































План-конспект интегрированного урока литературы и истории
в 6 классе



Тема урока:

Проблема выбора человека в тоталитарном государстве (по рассказу В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»)


Цели урока:
- подвести учащихся к пониманию права каждого человека на свободу выбора и ответственности за него;
- формирование у учащихся гражданской позиции через критическое осмысление отечественной истории;
- закрепление навыков исследовательской работы с историческими документами о коллективизации и раскулачивании в СССР в 1930-е годы; анализа литературного текста рассказа «Хлеб для собаки»;

Базовые понятия:
Коллективизация
Репрессии
Кулаки
Спецпереселенцы
Тоталитарное государство
Раскулачивание

Наглядность и оборудование урока: исторические документы, справки о коллективизации и раскулачивании, тексты рассказа В. Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки», карты индивидуального прочтения, слайды с высказываниями писателя В.Ф. Тендрякова.

Предварительное задание: познакомиться с рассказом В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»; учащиеся разделены на группы в зависимости от полученного задания («историки», «лингвисты», «литературоведы», «аналитики»)








Ход урока


Деятельность учащихся

Использование ИКТ



Организационный момент.
Мотивация.




Ролик о коллективиза-ции и раскулачива
нии







































Оформление доски:
Термин «Коллективизация»




















Оформление доски:
Термин «Раскулачивание»





































Оформление доски:
Термины «спецпереселенцы», «кулаки».

















«Песня о встречном» музыка Дмитрия Шостаковича, слова Бориса Корнилова.




















Оформление доски:
Термины «репрессии»















Слайд 1.
















Слайд 2
Слайд 3-7






















Оформление доски:
Термин
«тоталитарное государство»
















Учитель литературы:
- Сегодня на уроке литературы и истории речь пойдет о вечной проблеме, которая стоит перед каждым человеком, - о свободе выбора. Наш урок интересен тем, что наше исследование литературного текста мы будем проводить наравне с исследованием исторических материалов, фактических данных. Речь пойдет о 30-х годах 20 века.

Учитель истории:
- 1930-е годы, именно о событиях этих лет мы будем говорить сегодня на уроке. Эти годы связаны в истории России с одним из самых трагических событий – голодом, охватившим население почти всей страны. Тема голода 1932-1933г. была одной из запрещенных, правительство не желало признавать вопиющих фактов жесточайшего голодомора в стране, вся информация об этом страшном для людей времени была засекреченной, умерших от голода даже хоронили в строгой секретности. Одним из ярких эпизодов этого времени был процесс коллективизации, который начал проводиться в Советском государстве с 1929 года.

- Вы слушаете о событиях 1930-х годов по радио, телевидению, смотрите кинофильмы, ребята, а что вы знаете о коллективизации в Советском государстве? Как вы понимаете этот термин?

- Домашним заданием группы лингвистов было поработать с терминами, найти их определения.
Итак, группа лингвистов, вопрос к вам: Уточните, что же такое коллективизация? Дайте определение.

- А сейчас я хочу обратиться к группе историков. А что же в действительности представлял собой этот процесс коллективизация? В чем заключалась его суть?

- Но в деревне помимо коллективизации разворачивался ещё один насильственный процесс, Какой?


- Историки, вы работали с историческими справками рассматриваемого периода, какие факты вас поразили больше всего?
- Теперь я обращаюсь к учащимся всего класса:
- Ребята, кто может дополнить сообщения историков о событиях того времени?

- А где вы нашли эти документальные источники?


Учитель литературы:
- Ребята, а теперь давайте перейдем к анализу рассказа В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки».

- Найдите в начале рассказа описание времени, когда происходят события данного произведения?









Учитель истории:
- Автор рассказа Владимир Тендряков часто обращается к таким терминам как спецпереселенцы, кулаки.
-А что означают эти термины?

Учитель литературы:
- Вот этих людей, попавших в списки раскулаченных и высланных мы видим в рассказе. Какой интерес вызывают эти люди у ребятишек?

- Как к этому зрелищу относится начальник станции?




- Найдите описание людей, оказавшихся в скверике. А затем прослушайте песню, которая звучала в это время по всей стране.


- Ребята, какие ощущения, запахи, вкус вы почувствовали после услышанного, увиденного, прочитанного.








- А как ведут себя взрослые люди по отношению к раскулаченным, найдите в тексте высказывание М. Горького.


Учитель истории:
- Итак, перед нами враги народа. Как государство боролось с теми, кто не сдавался? Как называются меры государственного наказания?







Учитель литературы:
- Почему же умирающие от голода люди оказались врагами?

- Какие чувства испытывает главный герой к «злому врагу»?







Учитель литературы:
- Как же пытается Володя найти самого голодного? Какова реакция отца?



- Давайте обратимся к цитатам, принадлежащим В.Ф. Тендрякову, какие вас особенно взволновали?










- Литературоведы, работавшие с биографией В.Ф. Тендрякова, как вы считаете, какая тема в творчестве писателя является одной из ведущих?




Учитель истории:
- Как вы считаете, почему рассказ, написанный в 1960-е годы, был напечатан лишь в 1988 году.
Ребята, эта несвобода зарождалась в 30- е годы 20 века. Именно в этот период складывается политический режим, который получил название тоталитаризм.

- Может ли быть свободным в своем выборе человек, живущий в тоталитарном государстве.














































Полилог.








Группа «лингвистов» дает определение термина «коллективизация»






Группа «историков» - работа историческими документами.




Проблемное задание.






Группа «историков» приводит документальные данные.


Диалог с классом.
Учащиеся дополняют выступления одноклассников.



- В рассказе В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки»







Аналитическая беседа по тексту рассказа В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки».
Учащиеся отмечают « лето 1933 года», появление в скверике около станции голодных людей, которых автор называет лишенцами, спецпереселенцами. раскулаченными.


Группа «лингвистов» работает с терминами «спецпереселенцы», «кулаки».
Дополнения учащихся.







- «зверушечий интерес»



- «Что же вырастет из этих детей? Любуются смертью. Что за мир останется жить после нас?»










Учащиеся делятся своими ощущениями, выделяя из всего воспринятого то, как расходятся реальная картина, которую они видят перед собой и той политикой, которое проводит государство несоответствия, идущие от государства и происходящие в скверике около станции.


«Если враг не сдается, то его уничтожают».





Работа лингвистов и историков с термином репрессии.












«Всяк за свою свободушку стоит».


«И все-таки было жаль злого врага».
Группа аналитиков объясняют смысл словосочетаний «Жить по совести»,
«Больная совесть», «Укоры совести».


Группа «Литературоведы» разбирают эпизоды, в которых мальчик пытается найти самого голодного. «Чайной ложкой море не вычерпаешь, сынок».

Работа аналитиков.
«В мире материальных благ - дающий оскудевает.
В мире духовных благ - дающий обогащает и других, и себя».
«Искусство жить не укладывается ни в какие трафареты. Невозможно дать готовых рецептов. Я их сам ищу».
Учащиеся дополняют ответы аналитиков.

Тема русской деревни в самое трудное для нее время.







Отсутствие свободы. Тотальный контроль за всеми сторонами жизни общества.
Работа лингвистов, которые дают объяснение понятий тоталитаризм, тоталитарное государство.




Диалог учащихся.




Учитель литературы.
- А есть ли в рассказе герои, которые все-таки смогли сделать свой выбор и оказать сопротивление несвободе.






- Ребята, а какой выбор сделали бы вы?

































































































Домашнее задание.
Самооценка своей домашней работы и деятельности на уроке.





- Начальник станции застрелился, не найдя выхода. «Литературоведы» анализируют эпизод, когда главный герой находит самого голодного и пытается его спасти «Не облезшего пса я кормил кусками хлеба, а свою совесть».

Дискуссия учащихся.


Выразительное чтение стихотворения В. Солоухина « Когда Россию захватили и на растленье обрекли».

«Когда Россию захватили
И на растленье обрекли,
Не все России изменили,
Не все в предатели пошли.

И забивались тюрьмы теми,
В ком были живы долг и честь.
Их поглощали мрак и темень,
Им ни числа, ни меры несть.

Стреляли гордых, добрых, честных,
Чтоб, захватив, упрочить власть.
В глухих подвалах повсеместно
Кровища русская лилась.

Все для захватчиков годилось -
Вранье газет, обман, подлог.
Когда бы раньше я родился,
И я б тогда погибнуть мог.

Когда, вселяя тень надежды,
Наперевес неся штыки,
В почти сияющих одеждах
Шли Белой Гвардии полки,

А пулеметы их косили,
И кровь хлестала, как вода,
Я мог погибнуть за Россию,
Но не было меня тогда.

Когда (ах, просто как и мудро),
И день и ночь, и ночь и день
Крестьян везли в тайгу и тундру
Из всех российских деревень,

От всех черемух, лип и кленов,
От речек, льющихся светло,
Чтобы пятнадцать миллионов
Крестьян российских полегло,

Когда, чтоб кость народу кинуть,
Назвали это "перегиб",
Я - русский мальчик - мог погибнуть,
И лишь случайно не погиб.

Я тот, кто, как ни странно, вышел
Почти сухим из кутерьмы,
Кто уцелел, остался, выжил
Без лагерей и без тюрьмы.

Что ж, вспоминать ли нам под вечер,
В передзакатный этот час,
Как, души русские калеча,
Подонков делали из нас?

Иль противостоя железу,
И мраку противостоя,
Осознавать светло и трезво:
Приходит очередь моя.

Как волку, вырваться из круга,
Ни чувств, ни мыслей не тая.
Прости меня, моя подруга,
Настала очередь моя.

Я поднимаюсь, как на бруствер,
Но фоне трусов и хамья.
Не надо слез, не надо грусти - Сегодня очередь моя!


Рефлексия. (Раздаточный материал)
- Продолжи предложения
- На занятии для меня было важно
- Занятие помогло мне задуматься о
- Я научился
- У меня возникли трудности
- К моим достижениям можно отнести













15