Урок 23. Русская школа реализма. Передвижники. Социальная тема в музыке (11 класс0


МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Урок 23
«Русская школа реализма. Передвижники. Социальная тема в музыке»
Учитель русского языка, литературы,
мировой художественной культурыКурбатова Г.Н.
2017 год
Цель: развитие у учащихся способности к эмоционально-художественному восприятию, осмыслению и анализу произведений в стиле критического реализма.
Художественно-педагогическая идея урока: путем созерцания и исследования образов русского реализма в живописи, поэзии и музыке прийти к постижению многогранности социальной темы в искусстве.
Задачи урока:
Расширение культурно-художественного кругозора учащихся через знакомство со спецификой русского критического реализма;
Развитие у старшеклассников способности к эмоционально-личностному проживанию изучаемого произведения искусства, а также умения анализировать, систематизировать и критически осмысливать материал;
Постижение мировоззренческих акцентов творчества передвижников.
Зрительный ряд: картины И.Е.Репина, В.И.Сурикова, И.Н.Крамского (иллюстрации в учебнике и на СД).
Музыкальный ряд: музыка М.П.Мусоргского: фрагменты оперы «Борис Годунов» (интродукции 1 и 2 картин Пролога), песня «Сиротка».
Литературный ряд: стихотворения Н.А.Некрасова, текст песни «Сиротка» М.П.Мусоргского.
Оборудование (ТСО): музыкальный центр, экран, проектор.
Ход урока.
«Что русской душе так мучительно мило». Человек, его судьба и поиск Правды. Рассматривание картины И.Н.Крамского «Христос в пустыне». Проблемный вопрос: «Как вы думаете, почему во все времена одной из главных тем в искусстве был и остается человек?» Слово учителя о жертвенности русской души.
«Глухой и вечный гул подавленных страданий». Поисково-исследовательское задание «Отражение суровой жизненной правды в поэзии Н.А.Некрасова» (работа в группах).
«Так заметается песком твой след на этих берегах». И.Е.Репин. «Бурлаки на Волге». Эмоционально-смысловое созерцание картины. Тема: народ и власть. Графическое моделирование образа картины (творческое задание в группах).
«Но мальчик был мальчик, живой, настоящий». М.П.Мусоргский. «Сиротка». Первичное восприятие песни, эмоциональное впечатление. Работа с текстом песни. Графическое моделирование образа песни (творческое задание в группах).
«Зачем меня на части рвете, / Клеймите именем раба? / Я от костей твоих и плоти, / Остервенелая толпа!». В.И.Суриков. «Боярыня Морозова». Эмоционально-смысловое созерцание картины. Тема: герой и толпа. Графическое моделирование образа картины (творческое задание в группах).
Итог урока, обобщение. Домашнее задание.
Методы обучения:
Эмоционально-образное погружение;
Графическое моделирование художественного образа;
Активизация восприятия, воображения и творческого мышления;
Создание ситуаций исследования и творческого поиска.
Формы обучения: сочетание групповой и индивидуальной творческой и поисковой деятельности.
Сценарий урока.
Художественно-педагогическая мизансцена.
Парты расставлены так, чтобы разместить 3-4 микрогруппы учащихся. Стол учителя сдвинут влево, на нем музыкальный центр и методические материалы к уроку. Вариант с использованием СД: экран, перед ним проектор.
«Что русской душе так мучительно мило». Человек, его судьба и поиск Правды.
Звучит фрагмент из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов» (Интродукция 1 картины Пролога).
Рассуждения, размышления учащихся.
Учитель проецирует на экран картину И.Н.Крамского «Христос в пустыне» (СД).
Ответы на вопросы, высказывания учащимися своих точек зрения. Учитель задает учащимся проблемный вопрос: «Как вы думаете, почему во все времена одной из главных тем в искусстве был и остается человек?»
Что вы чувствуете, о чем думаете, рассматривая эту картину?
Ваши мысли касаются многих лдей или вы сосредоточены на себе?
Задайте друг другу вопросы, которые побуждает задать картина Крамского.
Образ личности, заброшенной в этот суровый, неистовый мир, подвергающийся испытаниям, остро переживающей жизненные коллизии, был в центре внимания не только в 19 веке. Реальный человек как объект художественного произведения всегда интересен своей неповторимостью, непредсказуемостью и в то же время сходством с нами.
Методический комментарий. До середины 19 века силой, правящей миром, считали либо замысел Божий, либо капризы Фортуны, неподвластные человеку. Со второй половины 19 столетия в качестве такой силы видится исторический процесс. Возникают две главные коллизии русской жизни: народ и власть, герой и толпа.
Рассуждения, размышления учащихся. Учитель: Вспомните прошлый урок. Мы говорили о реалистических произведениях, в которых показаны типические черты героя, поставленного в типические обстоятельства.
Учитель: Русский критический реализм – особое явление в мировом искусстве. Русские не имеют космогонического мифа и, естественно, своей мифологии. Мифологию им заменила сказка, ориентированная на чудо. Неслучайно русскими из множества религий было выбрано православие, в котором прорыв к трансцендентному Богу-Творцу, царящему в пространстве крестово-купольного храма под куполом, расценивался как чудо. Образ Бога-Творца идентифицировался с образом Иисуса Христа – Бога-Сына, чья жертвенная смерть открыла людям путь к спасению. Поэтому космос для православных христиан организовался вокруг образа Христа-Спаса – жертвы во имя людей. Отсюда идея жертвенности, характерная для русского менталитета, готовность и желание умереть за народ.
«Глухой и вечный гул подавленных страданий».
Поисково-исследовательское задание «Отражение суровой жизненной правды в поэзии Н.А.Некрасова».
Учитель демонстрирует на экран картину И.Н.Крамского «Некрасов в период «Последних песен» (СД).
Учащиеся работают в группах, перед ними тексты произведений Н.А.Некрасова.
Учащиеся обмениваются мыслями, впечатлениями, открытиями.
Найдите в произведениях Н.А.Некрасова детали, с помощью которых поэт описывает суровую повседневность, показывает жизненную правду человеческих образов, раскрывает тему страданий терпения (приложение 1).
«Так заметается песком твой след на этих берегах». И.Е.Репин. «Бурлаки на Волге».
Методический комментарий. Эта работа И.Е.Репина относится к разряду произведений, который знает каждый российский школьник. Однако, являясь принадлежностью «джентльменского набора» классической живописи, «Бурлаки на Волге», как правило, закрыты для собственных размышлений ребят, их независимых оценок, глубокого анализа. Действует стереотип восприятия: «Мы это и так давно знаем». В художественно-педагогическом плане эту проблемную ситуацию можно решить по-разному. Предлагаем рассмотреть тему народного шествия как метафору исторической коллизии народ и власть.
Эмоционально-смысловое созерцание картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».
Учитель демонстрирует изображение картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге», учащиеся рассматривают иллюстрацию (илл.56 на цв.вкл.).
По желанию учащиеся делятся своими наблюдениями, ощущениями, мыслями. Учитель: Вы много раз видели эту картину. Но попытались ли вы раскрыть ее глубокий жизненный, философский и художественный смысл? Наверное, нет. Чаще речь шла о сюжете. Попробуйте составить свой собственный ассоциативно-образный ряд, навеянный «Бурлаками», учитывая, что Репин дал этому сюжету во многом предвзятую трактовку (приложение 2).
Учитель: Обогатите свои впечатления мыслями, высказанными в учебнике (с.148 – 149).
Графическое моделирование образа картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» (творческое задание в группах).
Учащиеся в группах делают графические зарисовки, отражающие композиционную идею картины, пафос произведения (приложение 3). Учитель: Попробуйте посмотреть свежим взглядом на эту картину и изобразить графически ядро образа, т.е. то, что представляется вам самым главным. Почувствуйте идею, из которой рождается это произведение.
«Но мальчик был мальчик, живой, настоящий». М.П.Мусоргский. «Сиротка».
звучит песня М.П.Мусоргского «Сиротка».
Первоначальное прослушивание, понимание смысла сцены, особенностей интонации.
Учащиеся высказывают свои впечатления. Учитель демонстрирует на экран картину В.Г.Перова «Тройка» (СД).
Методический комментарий.
Работа с текстом песни (приложение 4), аналогично заданию по поэзии Н.А.Некрасова, предполагает выделение ее смысловых и эмоциональных акцентов, характерных особенностей, речевых интонаций. Однако следует помнить, что сиротство, обездоленность, неприкаянность детей не были в дореволюционной России столь массовым и «бесхозным» явлением, как при советской власти, скажем, в 1920-е годы после Гражданской войны, в 1930-е годы в процессе раскулачивания или в 1990-е после распада СССР (приложение 5).
Графическое моделирование образа песни М.П.Мусоргского «Сиротка» (творческое задание в группах).
Повторное прослушивание песни (возможно, 2-3 раза), сопровождаемое попытками ребят графически отразить мелодическую линию песни и драматическое развитие композиции (приложение 6).
«Зачем меня на части рвете, / Клеймите именем раба? / Я от костей твоих и плоти, / Остервенелая толпа!» В.И.Суриков. «Боярыня Морозова».
Эмоционально-смысловое созерцание картины В.И.Сурикова «Боярыня Морозова»
Учитель читает вслух текст учебника о тяге русской души к искупительному страданию (с.149) и демонстрирует изображение картины В.И.Сурикова «Боярыня Морозова», учащиеся рассматривают иллюстрацию (илл. 57 на цв.вкл.)
Созерцание сопровождается звучанием музыкального фрагмента оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».
По желанию ребята делятся своими наблюдениями, ощущениями, мыслями. Учитель: Вглядитесь в сцену, изображенную художником. Какой образ сразу же притягивает к себе внимание? Что свидетельствует о том, что старастная, фанатичная проповедница, даже закованная в кандалы, остается духовно несломленной и непобежденной? Как, используя принцип золотого сечения, художник создает впечатление, что из уст опальной боярыни звучит призыв к единоверцам и проклятие отступникам? (с.150) и выскажите собственное мнение по этому поводу.
Обратите внимание, насколько многогранно изобразил Суриков народ – и безмолствующий, и глумящийся над Морозовой, и сочувствующий, и склоняющий голову. Выделите различные народные типажи. Какими художественными средствами передано эмоциональное состояние персонажей картины?
Графическое моделирование образа картины В.И.Сурикова «Боярыня Морозова». (творческое задание в группах)
Учащиеся делают графические зарисовки и комментируют их (приложение 7)
На экране демонстрируются картины В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком», «Степан Разин» (СД). Учитель: Выразите графически свое представление о художественном образе этой картины. Какими средствами Суриков создает ощущение, что сани не просто увозят героиню, а как бы возносят ее – существенный нюанс, усложняющий и обогащающий образ?
Учитель: Каким способом в исторических полотнах Суриков изображает скрытый антагонизм между обществом личностью (учебник, вопрос 2, с.151)?
Учитель вместе с учащимися подводит итоги урока.
Звучит фрагмент из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов» (Интродукция 1 картины Пролога).
Домашнее задание. Рабочая тетрадь: задание 24, с.32. исследовательская деятельность в группах по картинам В.Г.Перова (СД)
Приложение 1.
Стихотворения Н.А.Некрасова
Ночь. Успели мы всем насладиться.
Что ж нам делать? Не хочется спать.
Мы теперь бы готовы млиться,
Но не знаем, чего пожелать.
Пожелаем тому доброй ночи,
Кто все терпит, во имя Христа,
Чьи не плачут суровые очи,
Чьи не ропщут немые уста,
Чьи работают грубые руки,
Предоставив почтительно нам
Погружаться в искусства, в науки,
Предаваться мечтам и страстям;
Кто бредет по житейской дороге
В безрассветной, глубокой ночи,
Без понятья о праве, о Боге,
Как в подземной тюрьме без свечи…
Мать
Она была исполнена печали,
И между тем, как шумны и резвы
Три отрока вокруг нее играли,
Ее уста задумчиво шептали:
«Несчастные! Зачем родились вы?
Пойдете вы дорогою прямою,
И вам судьбы своей не избежать!»
Не омрачай веселья их тоскою,
Не плачь над ними, мученица-мать!
Но говори им с молодости ранней:
Есть времена, есть целые века,
В которых нет ничего желанней,
Прекраснее – тернового венка…
Русские женщины (отрывок)
Поутру на белые степи гляжу,
Послышался звон колокольный,
Тихонько в убогую церковь вхожу,
Смешалась с толпой богомольной.
Отслушав обедню, к попу подошла,
Молебен служить попросила…
Все было спокойно, - толпа не ушла…
Совсем меня горе сломило!
За что мы обижены столько, Христос?
За что поруганьем покрыты?
И реки давно накопившихся слез
Упали на жесткие плиты!
Казалось, народ мою грусть разделял,
Молясь молчаливо и строго,
И голос священника скорбно звучал,
Прося об изгнанниках Бога…
Убогий, в пустыне затерянный храм!
В нем плакать мне было не стыдно,
Участье страдальцев, молящихся там,
Убитой душе необидно…
На Волге (отрывок)
О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверок,
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою…
Тогда я думать был готов,
Что не уйду я никогда
С песчаных этих берегов.
И не ушел бы никуда –
Когда б, о Волга! Над тобой
Не раздавался этот вой!
Давно-давно, в такой же час,
Его услышав в первый раз,
Я был испуган, оглушен.
Я знать хотел, что значит он –
И долго берегом реки
Бежал. Устали бурлаки,
Котел с расшивы принесли,
Уселись, развели костер
И меж собою повели
Неторопливый разговор.
- Когда-то в Нижний попадем? –
Один сказал. – Когда б попасть
Хоть на Илью… «Авост придем, -
Другой, с болезненным лицом,
Ему ответил. – Эх, напасть!
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть –
Так лучше было бы еще…»
Он замолчал и навзничь лег.
Я этих слов понять не мог,
Но тот, который их сказал,
Угрюмый, тихий и больной,
С тех пор меня не покидал!
Он и теперь передо мной:
Лохмотья жалкой нищеты,
Изнеможенные черты
И выражающий укор
Спокойно-безнадежный взор…
Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь.
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца…
Так заметается песком
Твой след на этих берегах,
Где ты шагаешь под ярмом
Не краше узника в цепях,
Твердя постылые слова,
От века те же: «раз да два!»
С болезненным припевом: «ой!»
И в такт мотая головой…
Приложение 2.
Социальные мотивы в картине И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»: правда жизни и художественная правда.
Министр путей сообщения г-н Ивлев, уязвленный впечатлением, которая картина произвела на посетителей Всемирной выставки в Париже, сокрушенно вопрошал, где это г-н Репин умудрился отыскать бурлаков, в то время как в Волжском речном пароходстве каждое судно оснащено паровым двигателем и на всей реке не осталось ни одной ватаги.
У людей, осведомленных о труде бурлаков, недоумение вызвал и их крайне измученный вид. Художник С.А.Коровин, хорошо знавший быт волгарей, удивлялся, зачем Репин изобразил этаких оборванцев и доходяг в последней стадии чахотки, которым ни один купчина не доверил бы тянуть баржу. «Настоящие бурлаки, - восклицал он, - ребята крепкие, мощные, здоровые! А как иначе? Свежий воздух, физический труд, отменное питание – осетрина, белужина, рассыпчатые каши со сливочным маслом, ягодные кисели, вкуснейшие калачи. Помилуйте, Илья Ефимович, но в жизни таких картин не бывает».
Очевидно, искушение постоянно во всем винить власть кроется в недрах коллективного бессознательного, что гениально подмечено А.С.Пушкиным в трагедии «Борис Годунов»:
Живая власть для черни ненавистна.
Они любить умеют только мертвых –
Безумны мы, когда народный плеск
Иль ярый вопль тревожит сердце наше!
Бог насылал на землю нашу глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы:
Они ж меня, беснуясь, проклинали!
Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища:
Они ж меня пожаром упрекали!
Вот черни суд: ищи ж ее любви.
Приложение 3.
Графическое моделирование образа картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге». Творческие работы учащихся 11 класса школы № 156 г.Новосибирска.
Группа 1.
Почему-то во время этого исследования мы увидели картину по-новому. Возникает такое ощущение, будто бурлаки, как волны, набегают на берег, вливаются в него. и как бы им ни хотелось идти куда-то дальше, они в омуте – их держит корабль (условия жизни, нищета, каторжный труд). Как будто отклик бурлакам – смытый слева берег.
Группа 3.
Изначально в своем графическом образе мы руководствовались расположением петель на плечах бурлаков, соединенных тоненькой веревкой с мачтой корабля. Связь бурлаков с этим кораблем, с рекой. Самая нижняя линия – линия перехода водной глади в ступни людей. А линия, образующая с мачтой крест, плавно переходит в небо и ложится на плечи, то есть получается, что бурлаки зажаты между двумя линиями, в одном пространстве, между небом, землей и водой. В целом графическая картина напоминает один общий корабль жизни, но в то же время и могилу. Вечные смыслы, вопросы, противоречия.
Приложение 4.
Барин мой миленький, барин мой добренький,
Сжалься над бедненьким, горьким, бездомным сироточкой!
Баринушка!
Холодом, голодом греюсь, кормлюся я,
Бурей да вьюгою в ночь прикрываюся,
Бранью, побоями, страхом, угрозой
Добрые люди за стон голодный мой потчуют.
В чащу дремучую от людей прячусь я,
Холод докучливый из лесу вытолкнет.
Нет моей силушки! Пить, есть захочется!
Барин мой миленький, барин мой добренький!
С голоду смерть страшна, с холоду стынет кровь!
Барин мой миленький, барин мой добренький!
Сжалься над горьким сироточкой…
Приложение 5.
Благотворительная деятельность великой княгини Елизаветы Федоровны
Благотворительная деятельность в России всегда считалась богоугодным делом, но по-настоящему государственный размах она приобрела во времена императрицы Екатерины 2, при которой строились дома для престарелых, больницы и детские приюты. Беспрецендентной в истории благотворительности является деятельность великой княгини Елизаветы Федоровны, сестры последней русской императрицы Александры Федоровны.
Выйдя замуж за великого князя Сергея Александровича, четвертого сына Александра 2, и приняв православие, Елизавета Федоровна уехала с мужем из Петербурга в Москву, куда великий князь был назначен генерал-губернатором. После убийства великого князя эсером И.П.Каляевым она удалилась от светской жизни, посвятив себя всецело делам милосердия и благотворительности, склонность к которым проявляла всегда. Тайно приняв постриг и распродав свои драгоценности, Елизавета Федоровна купила участок земли на правом берегу Москвы-реки на Ордынке и заказала архитектору А.В.Щусеву строительство приюта для девочек-сирот, обладавших талантом к рукомеслу. Став настоятельницей обители, названной в память святых Марфы и Марии, она помимо общежития, школы, церкви, мастерских открыла в монастыре больницу, куда привозили безнадежно больных, часто выживавших только благодаря личному уходу великой княгини. Елизавета Федоровна создала благотворительные центры в провинции, и через несколько лет во всех больших городах России имелись подобные заведения.
Сохранился трогательный рассказ о посещении великой княгиней приюта для девочек в Ярославле. Девочек в белых передничках построили в зеркальной зале и дали наказ: «Когда к вам подойдет княгиня, сделайте реверанс, скажите «Здравствуйте» и целуйте ручку». Княгиня вошла, подошла к первой девочке, та сделала реверанс и сказала, как учили: «Здравствуйте и целуйте ручку». Елизавета Федоровна засмеялась, наклонилась, поцеловала девочке руку, а затем проделала то же самое со всеми прочими воспитанницами.
Любовь к этой великой женщине была поистине всенародной, ее считали святой: люди опускались на колени при ее приближении, крестились, целовали руки и одежды.
Приложение 6.
Графическое моделирование образа песни М.П.Мусоргского «Сиротка».
Группа 3.
В центре – сиротка, которого все обижают. Ломанные линии будто бьют его. Бывший когда-то гладким, он становится колючим внешне, а в душе все равно плавный и тихий. Душа плачет…
Приложение 7.
Графическое моделирование образа картины В.И.Сурикова «Боярыня Морозова».
Группа 2.
Дуга у лошади образует как бы тоннель, куда уходят все линии. Туда входят сани, как поезд, и боярыня тоже будто отправляется в этот тоннель – смерть. Ее утягивает туда неведомая сила, уносит «поезд ее веры».
Руки боярыни и юродивого, бегущий мальчик и барышня в платке образуют крест (сердце). Недобро ухмыляющийся извозчик – темная сила, увозящая Морозову на казнь. Руки боярыни образуют диагональ с куполом церкви, виднеющейся вдали. Мы видим, что Бог с ней.
Оружие, которое несет охранник, находящийся чуть выше поднятой руки боярыни, - сила оружия, победившего женщину, но не сломившего ее веры. Потому что лицо Морозовой направлено к иконе Божьей матери, находящейся над толпой, выше всех, и кажется, боярыня – единственная, кто ее видит. Люди, которые ближе к иконе, более одухотворены и сочувствуют боярыне. Чем дальше толпа, тем равнодушнее она.
Группа 4.
На наш взгляд, вся картина состоит из треугольников. Два крайних треугольника образованы толпой. Центральный треугольник – сани, на которых сидит боярыня. Ее руки образуют еще одну пару треугольников. Особое внимание уделяется правой руке. Сделан акцент на двоеперстии – символе всей картины. Причем треугольники, образующие фигуру Морозовой, замкнуты, а остальные открыты. Они похожи на стрелки – направление пути боярыни. Одиночные линии – дополнительные указатели (на картине это следы на снегу).
Ее дорога туда, вдаль, во что-то неопределенное, непонятное, явно страшное…
Литература:
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура (базовый уровень). 11 класс: книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков: методическое пособие: среднее общее образование / Л.Г.Емохонова, Н.Н.Малахова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 336 с.